Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного реферата является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
- изучение сущности, классификации и основных понятий налогообложения,
- изучение налогов, как экономической категории государства,
- изучение структуры налогового администрирования,
- изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения,

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………....4

1.1 Основные понятия и сущность налогообложения…………………………..4

1.2 Классификация налогов……………………………………………………....6

1.3 Налоговое администрирование в РБ…………………………………………9

2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……..12

2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки…………………………………...........12

2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………..………18

2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли……………………………………..….21

3. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ……..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30

Файлы: 1 файл

Налоговая система.doc

— 158.50 Кб (Скачать)
="text-align:justify">· налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ,

· налог на доходы.

- косвенные - это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:

- акциз - налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства,

- налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,

- таможенная пошлина - косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.

4. по объекту обложения:

1) платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:

· НДС,

· Акцизы,

· Платежи по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),

· Налог на продажу в розничной торговле,

· Налог с продаж автомобильного топлива,

· Таможенные сборы.

2) платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:

· единый платеж от фонда оплаты труда,

· отчисления в Фонд социальной защиты населения,

· платежи за землю,

· экологический налог,

· отчисления в центральные инновационные фонды,

· сбор на содержание и размещение отходов,

· государственная пошлина.

3) платежи, уплачиваемые из прибыли:

· налог на недвижимость,

· налог на доходы,

· налог на прибыль,

· транспортный сбор,

· сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.

4) сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:

· оффшорный сбор - объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[17,с.12].

 

1.3    Налоговое администрирование в РБ

 

Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства - это обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.

В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинство государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет - обязанность, скорее, самого государства. [8,c.49]

Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

В РБ к числу государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся также таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ).

Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.

Функции налоговых органов, их права и обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговых органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь».

Основные задачи налоговых органов - это:

1. контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,

2. обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет,

3. обеспечение учета налогов,

4. разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы государственных налоговых органов,

5. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции,

6. предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,

7. привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных законодательством о налогах и предпринимательстве,

8. подготовка налоговых соглашений с другими государственными, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы,

9. издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов.[14,c.29-30]

Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.

Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые последствия и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций, методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято считать организационные действия.

Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой - по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с последующим контролем.

Основными условиями осуществления налогового контроля являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов. В настоящее время налоговый контроль проводиться посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режим и правовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.

Следует иметь в виду, что выполнение главной задачи налогового администрирования - обеспечение «собираемости» налогов - зависит не только и не сколько от эффективности работы налоговых администраций, сколько определяется прежде всего возможностями самой экономики. [5,c.23].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки.

 

Налоги, уплачиваемые из выручки, подразделяются на:

1. Налог на добавленную стоимость.

Плательщиками налога являются организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ в соответствии с таможенным законодательством РБ, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной другой банковский счет. Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ; обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.[21,c.26]

Зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость заключается в том, что налогоплательщик вместе с выручкой за реализованные товары (работы, услуги) получает от своих покупателей не только стоимость своих товаров (работ, услуг), но и дополнительно налог, причитающийся к уплате в бюджет. В свою очередь каждый налогоплательщик сам производит различные платежи за товары (работы, услуги) в пользу других субъектов хозяйствования и при этом также, кроме стоимости товара (работы, услуги) уплачивает поставщику и НДС. Разница между полученным и уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она положительная, или возвращается (зачитывается) государством налогоплательщику, если она отрицательная.[16,с.10]

С 01.01.2005г. вступило в силу Соглашение между Правительством РБ и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте или импорте товаров, выполнения работ, оказании услуг, следовательно, с 2005 года при экспорте товаров применяется принцип взимания налога на добавленную стоимость по стране назначения - освобождение от налога экспортируемых (ввозимых) товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам.

Ставки налога на добавленную стоимость:

0%: при реализации экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

10%: при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ; при ввозе на таможенную территорию РБ продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.

18%: во всех других случаях реализации товаров (работ, услуг),

9.09%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС,

15.25%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС.

Освобождаются от налогообложения НДС обороты от реализации на территории РБ:

- лекарственные средства, а также медицинская техника,

- услуги по уходу за больными,

- услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях,

- услуги в сфере образования, связанные с учебным процессом,

- жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению,

- услуги по перевозке пассажиров государственным транспортом,

- услуги связи населению,

- услуги адвокатов населению.

2. Акцизы.

Плательщиками акцизов являются: организации и индивидуальные предприниматели производящие подакцизные товары, ввозящие их на таможенную территорию РБ и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию РБ подакцизные товары; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.

Объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

а) по произведенным подакцизным товарам:

- как объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов,

- как стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, на которые установлены адвалорные ставки акцизов,

б) по подакцизным товарам, ввозимых на таможенную территорию РБ:

- как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов,

- как таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины ми сборов за таможенное оформление, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов,

в) при реализации ввезенных на таможенную территорию РБ подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, - как стоимость (без учета акцизов) реализованных товаров,

г) при реализации ввезенных на таможенную территорию РБ без уплаты акцизов подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, - как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования