Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного реферата является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
- изучение сущности, классификации и основных понятий налогообложения,
- изучение налогов, как экономической категории государства,
- изучение структуры налогового администрирования,
- изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения,

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………....4

1.1 Основные понятия и сущность налогообложения…………………………..4

1.2 Классификация налогов……………………………………………………....6

1.3 Налоговое администрирование в РБ…………………………………………9

2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……..12

2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки…………………………………...........12

2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………..………18

2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли……………………………………..….21

3. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ……..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30

Файлы: 1 файл

Налоговая система.doc

— 158.50 Кб (Скачать)


15

 

 

Частное учреждение образования

«Институт предпринимательской деятельности»

 

 

Факультет внешнеэкономической деятельности и предпринимательства

(Факультет экономики и бизнеса)

 

Кафедра экономики и финансов

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования.

 

по дисциплине «Макроэкономика»

 

 

 

 

 

Студентка: заочной формы обучения

                                                                                                                                   Нестерович И. П.

 

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

1.      ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………....4

 

1.1 Основные понятия и сущность налогообложения…………………………..4

 

1.2 Классификация налогов……………………………………………………....6

 

1.3 Налоговое администрирование в РБ…………………………………………9

 

2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……..12

 

2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки…………………………………...........12

 

2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………..………18

 

2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли……………………………………..….21

 

3. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ……..23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема является актуальной в настоящее время.

Система налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета Министров РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах Национальной Экономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» и в других периодических изданиях.

Целью данного реферата является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.

Для достижения этих целей определены следующие задачи:

- изучение сущности, классификации и основных понятий налогообложения,

- изучение налогов, как экономической категории государства,

- изучение структуры налогового администрирования,

- изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения,

- анализ изменений налоговой системы Республики Беларусь за последнее десятилетие,

- формирование моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

1.1    Основные понятия и сущность налогообложения.

 

Обширные функции современного государства в экономической сфере и высокий уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являются налоги.[7,c.28]

Основными элементами налогообложения являются:

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [15,c.116]

Налогообложение - это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Субъект налога (плательщик) - это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.

Объект налога - это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

Источник налога - это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.

Налоговая база - это часть объекта обложения, которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.

Налоговая нагрузка - это общая величина налоговой суммы.

Налоговая льгота - это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.

Уплата налога - это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд.

Налоговая система государства - это совокупность действующих в данном государстве существенных условий налогообложения.

Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог - это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.[22,c.66]

Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:

1. фискальная - обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении,

2. регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны[9,c.51],

3. стимулирующая - ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества[3,c.215].

Система налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными из которых являются:

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и иные взносы и платежи.

3. налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.

4. не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

5. допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.[13,c.24]. Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.

Налоговая система государства складывается в результате его исторического развития под влиянием множества факторов. Характеристика налоговой системы прежде всего основывается на таких экономических показателях, как налоговое бремя (налоговый гнет), соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же время определяющее значение имеют политико-правовые факторы, определяющие распределение хозяйственно-экономических функций и степень контроля центральных и местных органов государственной власти.[8,c.46]

Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством налогов РБ, сборов (пошлин); порядка их установления, введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового законодательства; а так же форм и методов налогового контроля. [18,c.25].

 

1.2    Классификация налогов

Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются:

1. в зависимости от каналов поступления различают:

- республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль;

- налоги на доходы;

- подоходный налог с физических лиц;

- экологический налог;

- налоги с пользователей природных ресурсов;

- налоги на имущество;

- земельный налог;

- дорожные налоги и сборы;

- таможенная пошлина и таможенные сборы;

- гербовый сбор;

- оффшорный сбор;

- консульский сбор;

- экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;

- государственная пошлина;

- регистрационные и лицензионные сборы;

- патентные пошлины. [13,c.38]

- местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:

- налог с розничных продаж;

- налог за услуги;

- налог на рекламу;

- сборы с пользователей.

2. по видам плательщиков:

- взимаемые с юридических лиц,

- взимаемые с физических лиц.

3. по способу изъятия:

- прямые - направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:

- реальные - взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:

· земельный налог,

· налог с объектов строений,

· налог с владельцев транспортных средств,

· сельскохозяйственный налог.

- личные - это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:

· подоходный налог с населения,

· налог на прибыль предприятий,

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования