Налогообложение имущества организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
- определить принципы и дать характеристику имущественного налогообложения;
- установить субъектный и объектный состав процесса расчета и уплаты налога на имущество;
- проанализировать особенности порядка имущественного налогообложения;
- рассмотреть перспективы развития налогообложения имущества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……3
I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Принципы имущественного налогообложения предприятий…..5
1.2. Характеристика налога на имущество………………………...…8
1.3. Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество………....10
II. ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА РАСЧЕТА И УПЛАТЫ НАЛОГА В БЮДЖЕТ
2.1. Правила формирования объекта налогообложения и налоговой базы………………………………………………………………………….. 14
2.2. Определение налоговой базы по налогу на имущество………17
2.3. Льготы по налогу ……………………………………………….19
2.4. Исчисление и уплата налога на имущество …………………..22
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Проблемы практического применения налога на имущество .28 3.2. Перспективы развития налогообложения имущества……..…..33
Заключение …………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

контроша нал на имущ организаций.docx

— 64.38 Кб (Скачать)

При этом, отягощает  данный налог и тот факт, что  он взыскивается и с транспортных средств, что не вполне справедливо  по отношению к налогоплательщику, уплачивающему с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета.

 

3.2. Перспективы развития налогообложения имущества

 

В ходе проводимой налоговой реформы отменены некоторые  виды налогов и сборов и существенно  трансформированы сохраняющиеся налоги. Определенные изменения произошли  и в системе имущественного налогообложения  организаций.

Концепция имущественных  налогов предусматривает постепенный  переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и имущественных  объектов, прочно связанных с землей и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с ГК РФ.

Одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости является новый налог на имущество  организаций, предусмотренный главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ.

На сегодняшний  день схема определения порядка  оплаты налога на имущество включает в себя следующие элементы: плательщики, объект налогообложения, налоговая  база, налоговый период, ставка и  срок уплаты (Приложение № 1).

В настоящее  время база налога на имущество, как  верно указывает Б.Х.Алиев, скорректирована  таким образом, чтобы вывести  из налогообложения товарные запасы, готовую продукцию и другие части  актива баланса организации, а объектом обложения данным налогом является непосредственно амортизируемое имущество, учитываемое на балансе организации  по его остаточной стоимости.

В то же время, на этом реформирование налоговой системы  в области налогообложения имущества  не заканчивается.

В рамках реформирования такого налогообложения предусматривается  введение нового регионального налога – налога на недвижимость, который  должен заменить налог на имущество  организаций, налог на имущество  физических лиц и земельный налог. Предполагается, что этот налог будет  учитывать реальную стоимость недвижимости, его качество, платежеспособность владельца  и региональные особенности.

Несомненно, любая методика расчета налога предполагает хорошее знание объекта налогообложения. Понятие недвижимого имущества  появилось давно – еще в 1714 г. Петр I издал указ о порядке  наследования движимого и недвижимого  имущества.

В современном Гражданском кодексе РФ в ст.130 дано следующее определение недвижимости: «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания и сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимости может быть отнесено и иное имущество».

Предприятие в целом как имущественный  комплекс также является недвижимостью (ст.132 ГК РФ).

Таким образом, исходя из сегодняшней ситуации, вводить  единый налог пока что нецелесообразно. Но если все-таки соглашаться на него, то необходимо делать налог добровольным, то есть предоставить возможность налогоплательщикам самим выбирать, по какой схеме  платить – по старой или по новой.

Кроме того, следует четко зафиксировать  оспоримость налога. Принцип оспоримости  – самый фундаментальный при  исчислении рыночной стоимости, которая  является величиной случайной, всегда сопряженной с ошибками (а они  в отдельных случаях могут  быть очень большими).

Таким образом, введение обязательного налога на недвижимость возможно только при создании необходимых  условий для его введения, к  которым, в первую очередь, относится  разработка механизма рыночной оценки объектов недвижимости для целей  налогообложения.

Заключение

 

 

В данной работе были рассмотрены особенности налогообложения  имущества организаций в соответствии с нормами действующего законодательства.

Среди основных налогов Российской Федерации налог  на имущество предприятий занимает далеко не последнее место, так как  практически всем юридическим лицам  приходится иметь с ним дело.

Согласно  нормам законодательства, плательщиками  налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ, филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.

Максимальная  ставка налога 2,2% (конкретная ставка устанавливается  на региональном уровне).

Объект имущественного налогообложения – основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе у плательщика, учитываемые по остаточной стоимости.

Федеральным законодательством предусматривается  значительное количество льгот по налогу на имущество предприятий, с помощью  которых имущество предприятия  можно классифицировать следующим  образом: необлагаемое налогом имущество  и имущество, стоимость которого уменьшает налогооблагаемую базу.

Необходимо  также учитывать особенности  законодательства субъектов Российской Федерации, которые имеют право  самостоятельно устанавливать льготы по налогу на имущество юридических  лиц.

Нельзя не отметить ряд существенных изменений  в законодательстве об имущественном  налогообложении организаций, связанных  со вступлением в законную силу с 1 января 2004 года главы 30 НК РФ.

Так, значительно  сокращен состав имущества, подлежащего  обложению налогом на имущество.

Из числа объектов налогообложения, по сравнению с ранее установленными правилами, исключены, в частности, следующие виды имущества:

- нематериальные  активы (счет 04);

- запасы  и затраты (счета 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», счет 45 «Товары отгруженные»);

- затраты  на приобретение основных средств  и строительно-монтажные работы (счет 08 «Вложения во внеоборотные  активы»);

- расходы  будущих периодов (счет 97).

Таким образом, в качестве объекта налогообложения  для российской организации законодатель определил только имущество, учитываемое  на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным  порядком ведения бухгалтерского учета.

Изменился порядок  расчета налоговой базы. Она определена как среднегодовая стоимость  имущества, признаваемого объектом налогообложения».

Имущество, признаваемое для целей налогообложения, учитывается при расчете налоговой базы по остаточной стоимости, то есть в оценке, принятой правилами ведения бухгалтерского учета.

Согласно  п.1 ст.375 НК РФ, стоимость объектов, по которым не начисляется амортизация, налогоплательщики должны определять, вычитая из первоначальной стоимости  сумму износа. Величину износа организация  должна определять по нормам амортизационных  отчислений в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Для иностранных  фирм, которые не образуют на российской территории постоянных представительств, в качестве налоговой базы определена инвентаризационная стоимость объектов недвижимости.

Отменен ряд  федеральных льгот. Но региональным законодателям дано право устанавливать  дополнительный перечень организаций-льготников.

Следующее новшество  связано с увеличением предельного  размера налоговой ставки. Как  и раньше, размер ставки фиксирован верхним пределом – теперь это 2,2%. Но теперь субъекты Российской Федерации  могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости  от категории налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

По сравнению  с действующим порядком верхний  размер ставки налога увеличен на 0,2 пункта, то есть в абсолютном выражении ставка повышена в 1,1 раза (на 10 процентов).

В отличие  от прежнего порядка, по окончании каждого  отчетного периода организации  будут уплачивать не налог, а авансовые  платежи по налогу. Естественно, если регион решит не устанавливать отчетные периоды, то не будут подлежать уплате и авансовые платежи.

Налоговые расчеты  и налоговые декларации налогоплательщики  обязаны представлять в налоговые  органы по своему местонахождению, местонахождению  каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, местонахождению  каждого объекта недвижимого  имущества, в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога.

В перспективе  ожидается, что налог на имущество  предприятий, а также вкупе с  ним налог на имущество физических лиц и налог на землю будут  заменены единым региональным налогом  – налогом на недвижимость. Однако в настоящее время для этого  пока не созданы необходимые экономические  и правовые условия.

Как видится, введение такого налога приблизит налоговую  систему Российской Федерации к  более качественному процессу налогообложения, в полной мере отвечающему потребностям защиты и развития рыночной экономики  и прав человека.

Cписок использованной литературы.

1. Конституция  Российской Федерации от 12 декабря 2007 года/Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 2008 года № 145-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Гражданский  кодекс РФ, часть первая, от 30 ноября 2007 года № 51-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Гражданский  кодекс РФ, часть вторая, № 14-ФЗ от 26 января 2009 года//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Финансовое право: Учебник//Под ред. проф. О.Н.Горбуновой. – М.:  Юристъ, 2007.

6. Налоговый  кодекс РФ, часть первая, от 31 июля 2008 года № 146-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

7. Налоговый  кодекс Российской Федерации, часть вторая, от 5 августа 2007 года № 118-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8. Федеральном закон РФ от 8 августа 2008 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

9. Федеральный  закон РФ от 2 января 2007 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

10. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/Под ред.Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2009.

12. Белов С. Налог на имущество. Передаточные схемы//Двойная запись. 2009. № 11.

13. Гражданское право: учеб.: в 2 т. - 2-е изд., перераб. и доп./Отв.ред. проф. Е.А.Суханов. – М.: Издательство БЕК, 2010. Т.II. Полутом 2.  

14. Налог на имущество организаций. Комментарий к главе 30 НК РФ (постатейный)/Зимин А.В. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2009.

 

Приложение № 1

 

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ 

(в соответствии с  главой 30 Налогового кодекса Российской  Федерации)

Плательщики

Объект налогообложения 

Налоговая база

Налоговый период

Ставка 

Срок уплаты

- российские организации;

 

- иностранные организации 

движимое и недвижимое имущество

 

Не признаются объектами налогообложения:

 

1) земельные участки и иные  объекты природопользования;

 

2) имущество, принадлежащее на  праве хозяйственного ведения  или оперативного управления  федеральным органам исполнительной  власти, в которых законодательно  предусмотрена военная и (или)  приравненная к ней служба, используемое  этими органами для нужд обороны,  гражданской обороны, обеспечения  безопасности и охраны правопорядка  в Российской Федерации.

среднегодовая стоимость имущества

 

а также:

порядок определения налоговой  базы;

особенности определения налоговой  базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);

особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное  управление

календарный год

 

Отчетные периоды:

 

первый квартал, полугодие и  девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ

вправе не устанавливать отчетные периоды 

устанавливаются законами субъектов  РФ, но не более 2,2%

 

а также льготы

налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате

в порядке и сроки, которые установлены  законами субъектов РФ


 


Информация о работе Налогообложение имущества организаций