Налогообложение имущества организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
- определить принципы и дать характеристику имущественного налогообложения;
- установить субъектный и объектный состав процесса расчета и уплаты налога на имущество;
- проанализировать особенности порядка имущественного налогообложения;
- рассмотреть перспективы развития налогообложения имущества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……3
I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Принципы имущественного налогообложения предприятий…..5
1.2. Характеристика налога на имущество………………………...…8
1.3. Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество………....10
II. ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА РАСЧЕТА И УПЛАТЫ НАЛОГА В БЮДЖЕТ
2.1. Правила формирования объекта налогообложения и налоговой базы………………………………………………………………………….. 14
2.2. Определение налоговой базы по налогу на имущество………17
2.3. Льготы по налогу ……………………………………………….19
2.4. Исчисление и уплата налога на имущество …………………..22
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Проблемы практического применения налога на имущество .28 3.2. Перспективы развития налогообложения имущества……..…..33
Заключение …………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

контроша нал на имущ организаций.docx

— 64.38 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

(УГАЭС)

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Финансы и банковское дело»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По  дисциплине: «Налоги и налогообложение»

 

По теме: «Налогообложение имущества организаций».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 
группы ФЗК-22 
Егорова И. А.

 

Проверил:

Преподаватель

Шакиев В. А.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….……3

I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. Принципы имущественного налогообложения  предприятий…..5

1.2. Характеристика налога на  имущество………………………...…8

1.3. Налогоплательщики и налогооблагаемое  имущество………....10

II. ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА РАСЧЕТА И УПЛАТЫ НАЛОГА В БЮДЖЕТ

2.1. Правила формирования объекта  налогообложения и налоговой  базы………………………………………………………………………….. 14

2.2. Определение налоговой базы  по налогу на имущество………17

2.3. Льготы по налогу ……………………………………………….19

2.4. Исчисление и уплата налога  на имущество …………………..22

III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

3.1. Проблемы практического применения  налога на  имущество .28 3.2. Перспективы развития налогообложения имущества……..…..33

Заключение …………………………………………………………………..35

Список  использованной литературы…………….…………………………38

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Налог на имущество  предприятий – это один из налогов  налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным  законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.

Налог на имущество  юридических лиц является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную  стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления  в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при  его рассмотрении.

Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу.

Кроме того, при установлении налога законами субъектов  РФ могут также предусматриваться  региональные налоговые льготы и  основания для их использования  налогоплательщиками.

Налог на имущество предприятий занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имущество юридических и физических лиц, а также земельного налога, на налог на недвижимость.

Несомненно, что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом, произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.

Вышеизложенное  обусловливает актуальность темы данной работы, посвященной вопросам имущественного налогообложения организаций в  соответствии с нормами действующего налогового законодательства.

Объектом  исследования является комплекс теоретических  и практических проблем, связанных  с раскрытием природы налога на имущество  и порядка имущественного налогообложения  организаций в свете действующего налогового законодательства.

Предмет исследования – нормы Налогового кодекса Российской Федерации об основах налогообложения  и налоге на имущество предприятий.

Цели исследования – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения  предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.

Для достижения целей ставились следующие задачи:

- определить  принципы и дать характеристику  имущественного налогообложения;

- установить  субъектный и объектный состав  процесса расчета и уплаты  налога на имущество;

- проанализировать  особенности порядка имущественного  налогообложения;

- рассмотреть  перспективы развития налогообложения  имущества.

Структура и  объем работы обусловлены логикой  и результатами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и  приложения.

В первой главе  выявлены сущность и значение налога на имущество предприятий. Вторая глава  посвящена особенностям порядка  расчета и уплаты налога в бюджет. В третьей главе исследованы  проблемы и перспективы налогообложения  имущества предприятий.

   

I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА

НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

1.1. Принципы имущественного налогообложения предприятий

 

Рассматривая  принципы налогообложения имущества  предприятий, нельзя не обратиться к  основным началам налогообложения  в целом.

Так, в соответствии со ст.3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Все налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается  устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные данным Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

На основании  изложенных принципов базируются и  основные начала процесса расчета и  уплаты налога на имущество, уплачиваемого  юридическими лицами, которые, в соответствии со ст.19 НК РФ, являются налогоплательщиками.

Согласно  положениям главы 30 НК РФ, все организации, независимо от формы собственности, обязаны уплачивать налог на имущество.

Налоговая ставка налога на имущество установлена  в едином размере – не более 2,2%.

 В главе 30 НК РФ определены все элементы налогообложения: субъекты налога, налоговая ставка, налоговая база, льготы по налогу и порядок исчисления и уплаты налога на имущество. При этом особенностью налога на имущество является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.

Еще при формировании современной налоговой системы  предусматривалось (и впоследствии было осуществлено), что имущественные  налоги должны относиться к ведению  региональных и местных органов  власти, а также стать одним  из существенных источников формирования доходной базы региональных и местных  бюджетов.

Как верно  указал Б.Х.Алиев, данный подход обусловлен тем, что эти органы власти могут  реально обеспечивать эффективный  контроль за накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных  налогов, оценивать необходимость  предоставления налоговых льгот.

В связи с  переходом к реальной оценке имеющегося в собственности предприятий  имущества, значение и роль налога на имущество бюджетах регионов, несомненно, повысилась и будет повышена еще. Ведь главное назначение налога на имущество, с точки зрения экономики, состоит в стимулировании предприятий эффективно использовать имеющееся в их распоряжении имущество; ускорении оборачиваемости оборотных фондов и полной эксплуатации основных фондов; снижении ресурсо- и материалоемкости в экономике; с точки зрения финансов – в обеспечении бюджетов регионов стабильным источником дохода.

Преимуществом данного вида налога является высокая  степень стабильности налоговой  базы в течение налогового периода  и независимость от результатов  финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Законом установлено, что налог на имущество предприятий  является региональным налогом. Это значит, что сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.

Вообще же, налогообложение имущества, в том числе недвижимого, общепринято  в развитых странах. Поимущественный  налог был известен с древнейших времен, когда-то рассматривался как  самый справедливый из возможных  налогов. Во все времена делалась попытка облагать имущество налогом  в соответствии с его стоимостью.

В России налог на имущество предприятий  в его современном виде – это  прямой налог, который берется от имущественного состояния юридического лица.

При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации  преследовались следующие основополагающие цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого  имущества; стимулировать эффективное  использование имущества, находящегося на балансе предприятия.

То есть, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию.

 

 

1.2. Характеристика налога  на имущество

 

В России институт имущественного налогообложения получил  свое основное развитие в середине XIX века. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую.

Налог на имущество юридических лиц был введен в действие с 1 января 1992 года на основании Закона «О налоге на имущество предприятий» в качестве регионального налога.

В соответствии с данным законом, порядок и сроки  уплаты, а также конкретную ставку налога устанавливал законодательный  орган власти субъекта Российской Федерации.

Согласно  данного Закона действовала Инструкция Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество  предприятий», разъясняющая порядок расчета и оплаты имущественного налога.

Уже в конце  ХХ века в Российской Федерации стали  происходить кардинальные изменения  в системе налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть  Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году – вторая.

Глава 30 НК РФ, непосредственно регулирующая вопросы  имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года.

В соответствии с ее нормами, налог на имущество  организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации  и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.

Налог на имущество  организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации.

То есть, как верно отмечает Н.В.Миляков, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит  к категории прямых и потому зависит  от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том  случае, когда финансовый результат  деятельности за отчетный период принимает  форму убытка.

Очевидно, что  в системе имущественного налогообложения  налог на имущество организаций  занимает центральное место. Его  доля в общей сумме поступлений  от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах  консолидированного бюджета Российской Федерации невысок – около 5% и  не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество  корпораций за рубежом.

В рамках бюджетных  правоотношений налог на имущество  организаций относится к собственному доходу регионов, которым в силу ст.47 Бюджетного кодекса РФ, называется доход, зачисляемый в бюджеты  в соответствии с бюджетным законодательством  РФ и законодательством о налогах  и сборах.

Информация о работе Налогообложение имущества организаций