Налоги и налоговое бремя в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В ус-ловиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов….5
1.1. Налоги, их понятие и функции……………………………………..5
1.2. Классификация налогов………..………………………………….12
Глава 2. Налоги и налоговое бремя в обществе…….………………19
2.1. История развития налогов и становление налоговой системы сов-ременной России ……………………………………………………….19
2.2. Налоговое бремя в России…………………………………………23
Заключение………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………..30

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 183.66 Кб (Скачать)

          Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.

         Во времена Золотой Орды (1243—1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом.

          В XIV—XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну — в виде натуральных сборов.  Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво — медовая дань. В XV—XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков — яеуся.

          К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю).

          С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем — князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г.

          В феодальный период (XIII—XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др.

          В период царствования Михаила Фeдopoвича (1596—1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Poмaнoвых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах.

          Налоговая реформа Петра I (XVIII в.). В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

          Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

          При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор.

          Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди.

          Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 г.); акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.

           Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.

          Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела». В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право стали средством классовой борьбы.

          Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

          Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

          Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

          Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.

          В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

          Становление налоговой системы современной России.

          Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.

          Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

          Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

          Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.

          В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.

          В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

         В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

 

2.2. Налоговое  бремя в России

          Хотелось бы затронуть тему налогового бремени или иначе - налоговой нагрузки в России. Как известно, показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы. При этом оптимальная налоговая система должна, с одной стороны обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства путем перераспределения, а также оказывать позитивное давление для того, чтобы потенциальный хозяйствующий субъект находился в постоянном поиске путей повышения эффективности своей деятельности (снижения издержек, увеличения технологичности и т.д.), но, с другой, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности.

         Сам показатель налогового бремени определяется соотношением поступивших в стране налогов к Внутреннему Валовому Продукту, т.е. речь идет о доле налогов в ВВП.

          Опыт существования развитых стран позволил вывести вполне определенную аксиому, выразившуюся в так называемой кривой Лаффера, наглядно демонстрирующей, что фискальная политика не должна быть слишком жесткой, иначе количество свободных средств  у хозяйствующих субъектов снижается, так же, как и их инвестиционные возможности. К чему это приводит? Несложно догадаться – к невозможности расширения производства, что логично приводит к такой же невозможности увеличения уровня прибыли и соответственно базы налогообложения (ну и, конечно, к нежеланию платить налоги).

 

          Именно поэтому Лаффер резонно постулировал о том, что снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость, увеличивает возможности для расширения производства. Однако, стоит отметить, что Лаффер хотя и смог показать основную тенденцию в данном явлении, тем не менее, не смог дать точные рекомендации об определении оптимального уровня налогообложения. Это и неудивительно, ведь данная величина является достаточно динамичной и напрямую зависит от финансового состояния налогоплательщиков и от общеэкономического положения в стране.

          Как обстоят дела в западных странах? А обстоят они следующим образом. На протяжении всего последнего времени в большинстве развитых стран  уровень налогового бремени неуклонно рос. К середине 90-ых западные страны подошли к моменту, когда дополнительно перераспределить ВВП через налоговую систему уже почти невозможно.  В 2000-ых годах наблюдалось, в целом, стабилизация показателей, а в некоторых странах и снижение данного уровня.

 

          В то же время уже сейчас, когда Еврозону продолжает интенсивно штормить, данные значения значительно подскочили. В той же Испании процент налогов и других платежей в ВВП перевалил за 50% и активно движется к отметке в 56%. Нечто похожее наблюдается и в других странах.

          А что же Россия? Если опираться на официальные данные, то уровень налогового бремени находится на общемировом уровне. В целом, это неудивительно, т.к. вся налоговая система Российской федерации является пасынком западной модели, которая была силком пришита в начале 90-ых годов, во время жизненной необходимости создать хоть какую-то налоговую систему, соответствующую требованиям рыночных условий, возникновению независимых хозяйствующих субъектов, частной собственности и т.д. Но что реально скрывается за этими цифрами.

          Тот, кто хотя бы раз занимался предпринимательской деятельностью в России, прекрасно знает, что официальные платежи – это одно, а неофициальные – совсем другое.

          Хотелось бы остановиться  немного на другом аспекте проблемы. А именно на том, что стоит за налоговой политикой государства, и какой реальный вес имеют значения, закладываемые в НК РФ, а также в официальные статистические данные, декларируемые и сравниваемые со значениями западных стран.

          Ни для кого не секрет, что государственные органы в рамках фискальной функции регулярно недополучают около 30-40 процентов от всех налоговых платежей. Для большинства россиян, получающих зарплаты в конвертах, это, наверное, не новость. Но что это означает в действительности? Большинство предприятий скрывают реальный уровень прибыли (уклоняясь от уплаты части налога на прибыль). Та же ситуация обстоит с фондом оплаты труда (и соответствующим подоходным налогом) и выручкой (и соответствующему ему НДС), несколько лучше ситуация обстоит с налогом на имущество предприятий (и похожим по сущности налогом на игорный бизнес, заменивший в свое время налог на прибыль в размере 70%).

 

          Что мы имеем на выходе? А имеем мы незначительные уровни поступления налогов и иных платежей, уменьшенные на “теневую” составляющую. Вроде бы данными выкладками мало кого удивишь. Однако идем далее. Ведь теперь для определения уровня налогового бремени нам необходимо знать объем ВВП. Те, кто знаком с азами макроэкономики, прекрасно знает, что считать ВВП мы можем разными способами: по доходам, по расходам, по добавленной стоимости на различных этапах производства. Вроде бы все понятно, однако, что же делать с тем, что не попадает в официальные сводки, в отчеты налоговых органов?

           Осознавая весь масштаб неофициальной деятельности на территории РФ, размер укрывательства от выполнения своих обязанностей как налогоплательщиков большинства хозяйствующих субъектов, государственные органы пришли к выводу о необходимости учета этой сомнительной составляющей. Таким образом, ежегодно при подсчете основных макроэкономических   показателей учитывается также коэффициент, характеризующий данную нелегальную сферу.

          Тут же напрашивается вопрос: как возможно точным образом определить данный коэффициент? Считается, что для этого используется количество реально электрифицированных объектов в рамках экономики государства. Логика проста: в отчетности можно уменьшить объем выручки, однако данные о потреблении электричества (и, соответственно, объем выпуска, характерный для данной отрасли) покажут обратное.

          Все это выглядит довольно сомнительно и крайне приблизительно. Не говоря уже о том, что такой подход не учитывает целый ряд иных способов ухода от налогообложения. В результате, что мы имеем: объем ВВП, объем поступления налогов и иных платежей, составляющий 60-70 процентов от потенциальных (а может и меньше). Отсюда выведенный показатель налоговой нагрузки. И вот здесь мы начинаем понимать, почему, если опираться исключительно на официальные данные, мы, вроде бы, подобны западным странам, а по факту предпринимательская деятельность (и прежде всего малый и средний бизнес) почти задушена.

          В конечном счете, фискальная политика представляет собой конкретный механизм регулирования и стимулирования хозяйственной деятельности. Однако о какой конкретности может идти речь, если сами данные, которые лежат в основе этого механизма, не отражают реального положения дел? Важно заметить, что эта проблема касается не только сферы налогообложения, но и других сфер жизни общества и государства.

 

Налоги в России и Америке.

В рейтинге по предпринимательскому климату мы находимся на 120 месте в мире. Доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 12%, в то время как в развитых странах эта доля достигает 50-70%. Причин много. Но ведь и доля производственных предприятий даже в нашем недоразвитом малом бизнесе составляет не более 12-15%. И здесь главная проблема – налоги и налоговое администрирование.

Информация о работе Налоги и налоговое бремя в обществе