Налоги и налоговое бремя в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В ус-ловиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов….5
1.1. Налоги, их понятие и функции……………………………………..5
1.2. Классификация налогов………..………………………………….12
Глава 2. Налоги и налоговое бремя в обществе…….………………19
2.1. История развития налогов и становление налоговой системы сов-ременной России ……………………………………………………….19
2.2. Налоговое бремя в России…………………………………………23
Заключение………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………..30

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 183.66 Кб (Скачать)

          4. Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

         Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государ-ственный бюджет, препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством; она обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций.

 

    1. Классификация налогов

       Налоговая система включает различные виды налогов, классифицируемые по разным признакам.  Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов

 

       1. Классификация по способу взимания, разделяющая налоги на прямые и косвенные, — это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.

         Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

          В свою очередь прямые налоги подразделяются на:

  • Прямые реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества на-логоплательщика (земли, дома, торгово-промышленных зданий, ценных бумаг). К ним в зависимости от объекта относятся земельный налог, подомовой налог, промысловый налог и налог на ценные бумаги. При реальном налогообложении учитываются внешние признаки облагаемого объекта (размер, местоположение), а не величина фактического дохода, который объект приносит своему владельцу.
  • Прямые личные налоги представляют собой налоги на доходы и имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации. При этом, в отличие от реальных прямых налогов, объекты налогообложения учитываются индивидуально для каждого конкретного плательщика, а не усреднение. Основными личными прямыми налогами являются подоходный налог с населения, налог на прибыль с юридических лиц, налог на доходы от оборота капиталов, налог на сверхприбыль, поимущественный налог.

 

        Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

         В свою очередь косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на:

  •    Акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия).

Акцизы по способу взимания делятся на:

    • индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров
    • универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС).

 Универсальные  акцизы более выгодны с фискальной  точки зрения (с расширением ассортимента  товаров увеличивается поступление  универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.

  •    Фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной, либо полной.
  •    Налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины - взимаются за перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации.

 

          Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалировано для конечного потребителя, так как номинальные и реальные налогоплательщики здесь различны. Номинальным налогоплательщиком, у которого с государством возникают налоговые правоотношения, являются производители и продавцы товаров (работ, услуг). Реальный налогоплательщик — покупатель, не вступая в эти отношения, соответственно и не замечает тяжести косвенных налогов. Характерным примером косвенного налогообложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные пошлины.

  

     2. По принадлежности к уровню власти:

  •    Федеральные налоги, элементы, которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей её территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган;
  •    Региональные налоги, элементы, которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны и законодательными органами её субъектов;
  •    Местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны и местными органами власти и поступают в местные бюджеты. [3, С. 54].

         3. Классификация налогов по объекту и источнику обложения.

          Классификация налогов по объекту обложения образует пять групп: налоги на имущество (на имущество предприятий и физических лиц, с владельцев транспортных средств, на наследство), ресурсные налоги (земельный, лесной, за право пользования недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на воду), налоги на доход или прибыль (подоходный, на прибыль, на доходы от капитала), налоги на действия - хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации ( НДС, акцизы, на приобретение автомобилей, таможенные пошлины) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы (курортный сбор, гостиничный сбор, лицензионные сборы).

          Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость) или прибыль (доход). Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). В зависимости от источника платежа налоги делятся на: включаемые в себестоимость (земельный, в дорожные фонды, транспортный, лесной, за воду, социальные отчисления); уплачиваемые из прибыли (местные налоги, на прибыль, на имущество, на рекламу, на содержание жилищного фонда); уплачиваемые из средств покупателя (акцизы, НДС, спецналог).

     4. По субъекту обложения:

  • налоги, взимаемые только с юридических лиц.
  • налоги, взимаемые только с физических лиц.
  • налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

     5. По принципу целевого использования:

  • маркированные;
  • немаркированные.

         Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие на-логи считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

     6. По характеру налогообложения:

  • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
  • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
  • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части на-селения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше. [12]

     7. По принадлежности к звеньям бюджетной системы:

  • закрепленные
  • регулирующие

          Закрепленные налоги - налоги, которые на постоянной основе законодательно закреплены за бюджетами соответствующего уровня, например, местные налоги, которые на постоянной основе закреплены за местными бюджетами.

          Регулирующие налоги – налоги, доходы от поступления которых распределяются между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным на год или на долговременной основе.

          8. По способам определения налоговых обязательств:

  • раскладочные
  • окладные

      При использовании раскладочных налогов первоначально определяется потребность в денежных средствах, а затем полученная сумма распределяется (раскладывается) между налогоплательщиками или группами налогоплательщиков. Раскладочные налоги являются исторически более ранними. Они широко применялись в эпоху феодализма. В России раскладочные методы использовались как для сбора доходов в государственную казну, так и для финансирования нужд отдельных территорий, в частности, к раскладочным налогам относилась подушная подать (налог), введенная Петром I.

         Окладные налоги - налоги, по которым, налоговые обязательства каждого налогоплательщика определяются либо расчетным путем с использованием налоговых ставок, либо путем установления твердой суммы налога.

          9. В зависимости от оснований возникновения налоговой базы и источника выплаты:

  • активные
  • пассивные.

          При взимании активных налогов их объект, предмет, база и источник выплаты формируются в результате текущей хозяйственной деятельности субъекта. Пример - налог на прибыль организаций.

При пассивных налогах предмет и объект не связан с поведением или деятельностью налогоплательщика. Источник налога не связан с предметом, объектом и базой. Пример - налог на имущество организаций.

          Любая классификация субъективна и зависит от мнения ее разработчиков. Однако множественность налогов объективна, так как позволяет уловить платежеспособность субъектов, воздействовать на потребление и накопление и делать налоговое бремя психологически менее заметным.

          Каждая страна имеет свое налоговое законодательство, которое предусматривает различные виды и типы классификаций налогов. Это необходимо учитывать при сопоставлении налоговых систем разных стран. Искажения, возникающие в результате использования при международных сравнениях несопоставимых данных, приводят не только к неверным теоретическим выводам, но и могут быть причиной крупных практических просчетов. Анализируя данные сравнительной статистики в области налогообложения, надо всегда помнить о том, что конкретные виды налогообложения существенно различаются и это может приводить к значительным расхождениям при международных сопоставлениях даже в тех случаях, когда применяется единая методика группировки налогов, сборов и платежей обязательного характера.

 

 

Глава 2. Налоги и налоговое бремя в обществе

 

    1. История развития налогов в России

          В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Oлeга. При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию.

          По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в., а в Закавказье — до начала XX в.

Информация о работе Налоги и налоговое бремя в обществе