Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:45, курсовая работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В ус-ловиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов….5
1.1. Налоги, их понятие и функции……………………………………..5
1.2. Классификация налогов………..………………………………….12
Глава 2. Налоги и налоговое бремя в обществе…….………………19
2.1. История развития налогов и становление налоговой системы сов-ременной России ……………………………………………………….19
2.2. Налоговое бремя в России…………………………………………23
Заключение………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………..30
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов….5
1.1. Налоги, их понятие и функции……………………………………..5
1.2. Классификация налогов………..………………………………….12
Глава 2. Налоги и налоговое бремя в обществе…….………………19
2.1. История развития налогов и становление налоговой системы сов-ременной России ……………………………………………………….19
2.2. Налоговое бремя в России…………………………………………23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..30
Введение
Представленная работа посвящена теме «Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе».
Вопросам исследования посвящено множество работ. Налоги являются важным условием стабилизации финансовой системы с момента возникновения любого государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма дохода государства.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В ус-ловиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
На сегодняшний день налоги весьма разнообразны и образуют довольно разветвленную систему. Попытки уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобно вместо единого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые сборы становятся менее заметными и менее чувствительными для налогоплательщика. Используемые в законодательном порядки такие налоги мобильны, функциональны и эффективны.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В соответствии с целью задачами работы являются:
- рассмотрение понятия «налог» и его сущности;
- изучение экономического
- рассмотрение функций налогов;
- распределение и изучение
- рассмотрение проблемных
- изучение проблемы
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов
Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Мало того, некоторые современные российские исследователи считают нецелесообразным давать в налоговом законодательстве четкую формулировку определения дефиниции «налог». Они нередко ссылаются на опыт других стран, в законодательстве которых отсутствуют четкие и подробные формулировки понятия «налог»
[6, С. 9].
По образному выражению К. Маркса, «налоги – это материнская грудь, кормящая государство, или пятый бог наряду с собственностью, семьей, порядком и религией» [10, С. 229].
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управ-ления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [11, с. 8].
Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.
Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством и юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства.
Отличительной чертой налога как экономической категории является наличие в нем признаков:
Вместе с тем налог – это финансовая категория. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, носят объективный характер, базируются на существовании различных форм собственности, реализуются через общественную форму движения, т.е функции, и специфически выражают одну из частностей реально существующих финансовых отношений.
Одновременно налог является и правовой категорией. Налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и на-логоплательщиков в форме налогового законодательства, базовой составляющей государственного финансового права. Налог потому и является нормой права, что иначе, как по закону, он уплачен быть не может [8, C. 23].
Одновременно объединяющим началом всех налогов являются их элементы, представленные на рис. 2. [6, C. 22]:
Рис. 1. Основные элементы налогов
Собственно через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура:
- субъект налога (налогоплательщик) – то лицо, юридическое или физическое, на которое по закону возложена обязанность платить налог;
- объект налогообложения –
- источник налога – валовый внутренний продукт (ВВП);
- единица обложения (масштаб налога) – определенная законом количественная мера измерения объекта обложения (по налогу на доходы физических лиц - рубль);
- налоговая база – стоимостная,
физическая или иная
- налоговый период –
- налоговая ставка (норма налогового обложения) – величина налога на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими), процентными, маргинальными, фактическими и экономическими.
- налоговые льготы – полное
или частное освобождение от
налогов субъекта в
- налоговый оклад – сумма
налога, уплачиваемая
Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют (рис.2).
Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории, предопределяют их роль и значение во всей совокупности фи-нансовых отношений; реализуют то или иное значение налога, во взаимодействии образуя систему; предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. [5, C. 127-128].
Различают следующие функции налогов:
Рис. 2. Функции налогов
1. Фискальная функция (от лат. Fiscus – фиск, т.е государственная казна) вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.
2. Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.
Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.
Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.
Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.
Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.
3. Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.
К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.
Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.