Налоги и налоговое бремя в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В ус-ловиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов….5
1.1. Налоги, их понятие и функции……………………………………..5
1.2. Классификация налогов………..………………………………….12
Глава 2. Налоги и налоговое бремя в обществе…….………………19
2.1. История развития налогов и становление налоговой системы сов-ременной России ……………………………………………………….19
2.2. Налоговое бремя в России…………………………………………23
Заключение………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………..30

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 183.66 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов….5

1.1. Налоги, их понятие и функции……………………………………..5

1.2. Классификация налогов………..………………………………….12

Глава 2. Налоги и налоговое бремя в обществе…….………………19

2.1. История развития налогов и становление налоговой системы сов-ременной России ……………………………………………………….19

2.2. Налоговое бремя в России…………………………………………23

Заключение………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Представленная работа посвящена теме «Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе».

          Вопросам исследования посвящено множество работ. Налоги являются важным условием стабилизации финансовой системы с момента возникновения любого государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма дохода государства.

          Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В ус-ловиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

         На сегодняшний день налоги весьма разнообразны и образуют довольно разветвленную систему. Попытки уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобно вместо единого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые сборы становятся менее заметными и менее чувствительными для налогоплательщика. Используемые в законодательном порядки такие налоги мобильны, функциональны и эффективны.

          Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

          Целью исследования является изучение темы «Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

          В соответствии с целью задачами работы являются:

- рассмотрение понятия «налог»  и его сущности;

- изучение экономического содержания  налога;

- рассмотрение функций налогов;

- распределение и изучение налогов  по классификациям;

- рассмотрение проблемных аспектов  понятия «налоговое бремя»;

- изучение проблемы распределения  налогового бремени в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов

 

    1. Понятие «налог» и его сущность.

  

         Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Мало того, некоторые современные российские исследователи считают нецелесообразным давать в налоговом законодательстве четкую формулировку определения дефиниции «налог». Они нередко ссылаются на опыт других стран, в законодательстве которых отсутствуют четкие и подробные формулировки понятия «налог»

[6, С. 9].

         По образному выражению К. Маркса, «налоги – это материнская грудь, кормящая государство, или пятый бог наряду с собственностью, семьей, порядком и религией» [10, С. 229].

         Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управ-ления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [11, с. 8].

          Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.

         Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством и юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства.

 

          Отличительной чертой налога как экономической категории является наличие в нем признаков:

  • Императивность. Императивность предполагает отношения власти и подчинения. Это означает, что субъект не вправе отказаться от выполнения обязанностей по уплате налога.
  • Индивидуальная безвозмездность. Индивидуальная безвозмездность налогов означает, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду государства.
  • Законность. Законность налогов означает, что их установление, взимание осуществляются в порядке, определенном законом.
  • Абстрактность. Признак абстрактности налогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов.
  • Относительная регулярность. Относительная регулярность налога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки.
  • Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства.  Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов.

         Вместе с тем налог – это финансовая категория. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, носят объективный характер, базируются на существовании различных форм собственности, реализуются через общественную форму движения, т.е функции, и специфически выражают одну из  частностей реально существующих финансовых отношений.

         Одновременно налог является и правовой категорией. Налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и на-логоплательщиков в форме налогового законодательства, базовой составляющей государственного финансового права. Налог потому и является нормой права, что иначе, как по закону, он уплачен быть не может [8, C. 23].

          Одновременно объединяющим началом всех налогов являются их элементы, представленные на рис. 2. [6, C. 22]:

                      


                                          


 


 

Рис. 1. Основные элементы налогов

         Собственно через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура:

- субъект налога (налогоплательщик) – то лицо, юридическое или  физическое, на которое по закону возложена обязанность платить налог;

- объект налогообложения – действие, состояние или предмет, подлежащий  налогообложению (имущество, прибыль, добавленная стоимость, сделки по  купле-продаже товаров, иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику);

- источник налога – валовый  внутренний продукт (ВВП);

- единица обложения (масштаб налога) – определенная законом количественная мера измерения объекта обложения (по налогу на доходы физических лиц - рубль);

- налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика  объекта налогообложения, только  та часть объекта налога, к  которой по закону применяется налоговая ставка;

- налоговый период – календарный  год или иной период времени  применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога;

- налоговая ставка (норма налогового  обложения) – величина налога  на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими), процентными, маргинальными, фактическими и экономическими.

- налоговые льготы – полное  или частное освобождение от  налогов субъекта в соответствии  с действующим законодательством;

- налоговый оклад – сумма  налога, уплачиваемая налогоплательщиком  с одного объекта обложения. Существует три способа взимания налогового оклада: у источника, по декларации, по кадастру [6, C. 24-25].

 

    1. Функции налогов

 

         Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют (рис.2).

         Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

          Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории, предопределяют их роль и значение во всей совокупности фи-нансовых отношений; реализуют то или иное значение налога, во взаимодействии образуя систему; предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. [5, C. 127-128].

    

         

 

          Различают следующие функции налогов:

    • фискальную;
    • регулирующую;
    • социальную:
    • контрольную.

 

Рис. 2. Функции налогов

         1. Фискальная функция (от лат. Fiscus – фиск, т.е государственная казна) вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

          2. Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

          Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

         Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

         Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

          Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

          3. Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

         К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

          Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

         На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Информация о работе Налоги и налоговое бремя в обществе