Налог на прибыль организаций: анализ изменений за период с 1992г. по настоящее время

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Налоги - основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета. За счет налогов формируется преобладающая часть доходов как федерального, так и консолидированного бюджетов.
При этом, из общей суммы налоговых платежей, поступивших в федеральный бюджет России, на долю только двух налогов — налога на прибыль организаций и организаций и налога на добавленную стоимость приходиться около 70%.В связи с этим можно говорить, что в современных условиях налог на прибыль на ряду с налогом на добавленную стоимость является стержнем налоговой системы.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика основных элементов налога на прибыль……………5
1.1 Субъект налогообложения.....................................................................5
1.2 Объект налогообложения......................................................................6
1.3 Ставки налога на прибыль, порядок и сроки его уплаты...................7
Глава 2. Бюджет Санкт-Петербурга и его предназначение...............................10
2.1 Анализ структуры доходной части бюджета за 2009-2011гг...........13
2.2 Анализ поступления в бюджет налога на прибыль предприятий за 2009-2011 гг. …....................................................................................................17
2.3 Анализ структуры доходной части бюджета за 2012 год………….21
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налога на прибыль.................21
3.1 Предложения по увеличению доходной части бюджета от налога на прибыль организаций……...............................................................................27
Заключение.............................................................................................................31
Задача......................................................................................................................33
Список литературы..............................................................

Файлы: 1 файл

с диограммой.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

Из приведенных данных видно, что сумма налога на прибыль  предприятий, утвержденная в 2009 г. на 20 % больше, чем в 2008 году. Но в 2010 году эта сумма снизилась в 2,5 раза! С чем связано данное падение?

Существует несколько причин. Во-первых, упомяну снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 %. Безусловно, эта  мера оправдана, ибо в условиях мирового финансового кризиса предприятиям приходится нелегко.

Во-вторых- и это главная причина- падение доходов предприятий. Об этом Свидетельствует исследование Института экономики переходного периода(ИЭПП). Снижение спроса на промышленную продукцию усилилось во всех отраслях, что привело к спаду производства. На фоне мирового кризиса решить проблему отсутствия спроса, главного тормоза производства, в ближайшие месяцы в состоянии только государство.

На поступлении налога на прибыль  организаций в 2010 году сказалось  обусловленное объективными причинами  существенное сокращение платежей налогоплательщиков нефтегазового сектора (за 9 месяцев поступило 7 млрд.руб,против 30 млрд.руб. за тот же период 2009 года). На снижение доходов городского бюджета отразились возвраты налога из бюджета на сумму 8,5 млрд. руб, произведенные в установленном порядке в связи с уменьшением финансовых результатов деятельности организаций в 2010 году. Предприятия переходили на новую систему налогообложения, когда налог на прибыль зачисляется авансов в соответствии с ожиданиями. Так как к концу года ситуация в экономике резко ухудшилась (прибыль получили намного меньше, чем планировали), по факту пришлось делать большие затраты.

По собираемости налогов в лидерах  на сегодняшний день банки. Они неплохо  зарабатывали на валютных операциях. Кроме  них- пищевое производство. Рост пищевого сектора можно объяснить переориентацией потребителей с дорогих товаров: возможность получения кредитов уменьшилась потому снизилось потребление дорогих товаров и увеличился не полностью удовлетворенный спрос на продукты питания. Исправно платят налоги связисты. Сегодня без связи не обойтись. В крупных городах, и Петербург здесь не исключение, всегда главное- это услуги. Конечно, и у них выручка падает, но не сильно. Но падение спроса компенсируется частично повышением ценников.

Ключевым фактором замедления производства является снижение темпов роста инвестиций. По итогам 2009 года, по оценке ведущего эксперта Центра развития Валерия Миронова, они выросли лишь на 11% против 21% в прошлом году.«Это ведет к сокращению инвестиционного спроса на оборудование, стройматериалы и сельхозтехнику- слишком велика зависимость от внешних кредитов», -говорит он. Однако стройиндустрию ожидают еще большие трудности. «Пока строители, у которых нет западных кредитов, рассчитываются квартирами с поставщиками услуг и банками. Но это до поры до времени»,-предупреждает Валерий Миронов. И в третьих, причина чисто юридического характера: уклонение от налогов. Действующая система регистрации юридических лиц позволяет регистрировать так называемые «фирмы-однодневки». Налоговая отчетность данными юридическими лицами не представляется,  налоги не исчисляются и не уплачиваются. Регистрация таких организаций способствует обналичиванию денежных средств,  в том числе путем скрытой оплаты труда.

Практически ни одна схема уклонения от налогов не обходится без участия «фирм-однодневок». Сегодня нередки случаи, когда предприятия имеющие уставный фонд в 1000 рублей, заключают многомиллиардные сделки. В таких случаях взыскать неуплату по налогам ни с кого не удастся. Личного имущества руководителя не хватит, чтобы покрыть все долги. На такие действия налоговые службы обращают внимание, но предъявить претензии к подобным организациям не могут. Что, например, мешает государству принять закон, по которому размер заключаемой сделки увязывался бы с размером внесенного уставного фонда? Ведь он для того и существует, чтобы компенсировать потери партнера при наступлении у предприятия форс-мажорных обстоятельств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ структуры  доходной части за 2012 год

 

 

Первоначальный утвержденный бюджет

Структура (%)

1-я корректировка бюджета(12.10.2012)

Структура (%)

Итого доходов

386979889,0

100

368133048,0

100

из них:

       

Налог на прибыль организации

122410861,6

31,6

99312407,9

27,0

Акцизы

17680868,2

4,6

17680868,2

4,8

Налог на имущество организации

25577745,1

6,6

24047745,1

6,5

Транспортный налог

6958039,1

1,8

6958039,1

1,9

Земельный налог

4069181,1

1,1

4199181,1

1,1

Государственная пошлина

544650,1

0,1

560787,0

0,2

Платежи при использовании  природными ресурсами

590907,0

0,2

590907,0

0,2


 

Исполнение доходной части бюджета Санкт-Петербурга в разрезе основных доходных источников по состоянию на 1 августа 2012 года

 

Утверждено по бюджету Санкт-Петербурга на 2012 год

Исполнено на отчетную дату

%исполнения бюджетных назначений

Итого доходов

368133048,0

207718409

56,4

Доходы

325877335,9

185179193

56,8

Из них:

     

Налог на прибыль организации

99312407,9

48321384

48,7


 

 

Фактические доходы городского бюджета по налогу на прибыль организаций  в 2012 году на 33 млрд. рублей меньше объема, который первоначально прогнозировался без учета этих законодательных изменений. Снижение поступлений налога по сравнению с 2011 годом составило 18%. Доля налога на прибыль в структуре доходов бюджета сократилась с 28% в 2011 году до 24% в 2012 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Проблемы и пути совершенствования налога на прибыль

В июле 2010 года был принят Федеральный закон N ФЗ (Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее- Закон N 229-ФЗ), который вносит многочисленные поправки в Налоговый кодекс. Некоторые из них уже вступили в силу со 2 сентября 2010 года, а другие организациям необходимо будет учитывать с 1 января 2011 года. Изменения части первой Налогового кодекса касаются вопросов постановки на налоговый учет , предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов, введения электронного документооборота во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов, увеличения размеров штрафов за налоговые правонарушения и т. д.

В закон включили множество важных изменений главы 25 Налогового кодекса. Одни исправляют неточности и решают вопросы, возникшие в последние годы в правоприменительной практике. Другие устанавливают новые возможности, а также дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Самые выгодные из них можно было применять уже с отчетности за 9 месяцев 2010 года.

Согласно статье 5 Федерального закона N 212 ФЗ(Федеральный закон  от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее -- Закон N 212-ФЗ) организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов. В течение расчетного периода они должны уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей(п. 4 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). При этом компании вправе отнести их на расходы при определении налогооблагаемой прибыли в момент начисления. Однако до вступления в силу Закона N 229 ФЗ не было ясно, куда включать страховые взносы. Были разные мнения и позиции по этому вопросу. Некоторые считали, что их нужно учитывать по статье 263 Налогового кодекса как расходы по страхованию, другие - по статье 255 как страховые взносы по договорам страхования. А специалисты финансового ведомства разъясняли, что страховые взносы следует включать в прочие расходы по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса как прочие. Теперь же этот вопрос разрешен. Согласно внесенным изменениям их следует относить на прочие расходы по подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

При этом, сдавая декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010 года, страховые взносы следует отражать по строке 041 приложения 2, поскольку она как раз ориентирована на эту норму. За прошедшие отчетные периоды организация может не подавать уточненную декларацию, поскольку произведенные корректировки не повлияют на суммы налога на прибыль.

Хотелось бы отметить, что компании вправе включить в расходы по налогу на прибыль страховые взносы, начисленные с тех выплат, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Об этом не раз говорили специалисты финансового ведомства (письма Минфина России от 18.03.2010 N 03-03-06/1/144, от 19.10.2009 N 03-03-06/2/197).

Следующая поправка касается статьи 254 Налогового кодекса. Теперь организации  вправе учесть в расходах по налогу на прибыль также материалы и  иное имущество, используемые в производстве или реализуемые на сторону, полученные в результате проведения модернизации, реконструкции, технического перевооружения и частичной ликвидации объектов основных средств, по рыночной стоимости. Конечно, при этом их стоимость в момент оприходования должна быть учтена в составе внереализационных доходов.

Компании вправе сделать  соответствующие корректировки  уже в отчете за 9 месяцев текущего года. С 1 января 2010 года в статью 254 Налогового кодекса были внесены изменения, согласно которым стоимость материально-производственных запасов в виде излишков при списании в производство определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 статьи 250 Налогового кодекса.

Много вопросов возникает  у налогоплательщиков при применении этой статьи, когда материалы и иное имущество приходовались в 2009 году, а списывались в 2010 году. Налоговые консультанты разъясняют, что, если выявленное и оприходованное до 1 января 2010 года имущество было использовано в 2010 году в собственном производстве, то в расходах можно учесть, лишь налог с суммы дохода, по которой оно было оприходовано. Если же компании решили реализовать такое имущество, то в расходы его можно списать в той сумме, в которой оно было оприходовано. В том случае если излишки имущества были выявлены в 2010 году и в том же году организация приняла решение продать их, то она вправе уменьшить полученный доход на рыночную стоимость данного имущества. Законом N 229 ФЗ также внесены поправки в пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса. Согласно новой редакции данной нормы с 2011 года в налоговом учете амортизироваться будут основные средства стоимостью более 40 000 рублей. Имущество стоимостью 40 000 рублей и меньше будет списываться в расходы единовременно (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом в ПБУ 6/01 никакие уточнения пока не вносились.

Изменения коснулись  статьи 272 Налогового кодекса. Они направлены на отмену включения в состав внереализационных  доходов и расходов на последнее  число месяца курсовых разниц, которые  образовались в результате получения или перечисления авансов в иностранной валюте. Эти поправки вступили в силу со 2 сентября 2010 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

С 2011 года убытки, которые  плательщики понесли в периоде  налогообложения доходов по ставке 0 процентов, не будут подлежать переносу на будущее. Это связано с тем, что пункт 1 статьи 283 Налогового кодекса дополнен абзацем, который регулирует этот вопрос.

С 2011 года увеличен предел доходов, который предоставляет  право организациям уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, - с 3 миллионов до 10 миллионов рублей. Кроме того, до одного дня сокращены сроки для перечисления налога в бюджет налоговым агентом.

На практике может  возникнуть такая ситуация, что организация одновременно обнаружила неучтенные доходы и расходы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде. Учитывать такие доходы и расходы для целей налога на прибыль с точки зрения Минфина России необходимо в следующем порядке. В своем письме от 15 марта 2010 года N 03-02-07/1-105 специалисты указали, что компания должна уточнять базу по налогу на прибыль и сумму налога в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения). Организация не вправе провести перерасчет налоговой базы в текущем налоговом периоде, если в отношении выявленных ею ошибок установлен период их совершения, и они не привели к переплате налога. Если же в результате допущенных ошибок (искажений) были занижены налоговая база и сумма налога, то их следует отразить в периоде, к которому они относятся, но если этот период известен.

Закон N 229 ФЗ внес изменения  в порядок учета процентов  для целей налогообложения прибыли. Согласно этим нововведениям увеличится норма расхода по рублевым долговым обязательствам, в пределах которой налогоплательщики вправе сумму процентов отнести на расходы. Помимо этого, в 2011 м и 2012 году «процентные» расходы по валютным кредитам и займам будут нормироваться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменен порядок признания  процентов по долговым обязательствам при отсутствии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях. Предельная величина процентов, признаваемых расходом при определении налогооблагаемой прибыли, принимается:

с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно -- равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза (ранее -- в 1,1 раза), при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам -- по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 269 Налогового кодекса;

Информация о работе Налог на прибыль организаций: анализ изменений за период с 1992г. по настоящее время