Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:13, курс лекций
Курс лекций по дисциплине "Налоговое право"
В науке налогового права пока не сформировался единый подход к понятию ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Некоторые исследователи ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах определяют как "обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством, в лице соответствующих органов, налоговых и иных санкций".
Другие под ответственностью за нарушение законодательства о налогах и сборах понимают "охранительное правоотношение, возникающее на основании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на него дополнительной обязанности, связанной с лишениями личного и материального характера" .
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах обладает всеми признаками юридической ответственности: является формой государственного принуждения; содержит неблагоприятные последствия для нарушителя (имущественного и личного характера); устанавливается законом; применяется государственным органом, в порядке, установленным законом; основанием для наступления юридической ответственности является правонарушение; содержит отрицательную оценку государством поведения правонарушителя.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей. Общим объектом посягательства рассматриваемого круга правонарушений являются публичные интересы всех членов общества, обеспеченные конституционно-правовой обязанностью каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Среди нарушений законодательства о налогах и сборах выделяют:
- налоговые правонарушения;
- нарушения законодательства
о налогах и сборах, содержащие
признаки административного
- нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления).
Выделение названных видов нарушений законодательства о налогах и сборах основано, прежде всего, на ст. 10 Налогового кодекса РФ, предусматривающей различные порядки производств по делам о налоговых правонарушениях, о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления.
В зависимости от видов нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся основанием для привлечения лица к юридической ответственности, выделяют соответствующие виды ответственности:
- налоговая ответственность;
- административная
- уголовная ответственность.
Необходимость установления
различных видов
Меры юридической
Вопрос о соотношении налоговой ответственности и административной решается в теории налогового права и в законодательстве неодинаково. В теоретическом плане налоговая ответственность является разновидностью административной хотя бы потому, что налоговые правоотношения в том виде, в котором они рассматриваются Налоговым кодексом РФ, входят в число административных.
Налоговый кодекс РФ не отождествляет налоговую ответственность с административной, а наоборот, проводит различие в производстве по делам о налоговых правонарушениях и в производстве по делам о нарушениях налогового законодательства, содержащих признаки административного правонарушения и преступления. Дополнительно о разграничении налоговой, административной и уголовной ответственности свидетельствует п. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ, согласно которому привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной и уголовной ответственности.
Составы налоговых правонарушений, предусмотренные гл. 16 Налогового кодекса РФ, во многом аналогичны составам административных правонарушений в области налогов и сборов (ст. ст. 15.3 - 15.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Разграничение проводится по линии субъекта правонарушения: субъектом административного правонарушения может быть только специальный субъект - должностное лицо организации. Мерой административной ответственности за совершение налогового проступка выступает административный штраф.
Уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена в тех случаях, когда правонарушение характеризуется повышенной общественной опасностью. Такой подход нашел свое отражение, прежде всего, во включении в качестве квалифицирующего признака налогового преступления - совершение правонарушения в области налогов и сборов в крупном размере. В качестве наказания за налоговые преступления предусмотрен не только штраф, но и арест, лишение свободы, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При этом лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью выступает как основным, так и дополнительным видом наказания.
Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений установлены в ст. 108 Налогового кодекса РФ.
Первое условие следует
из общего правила о том, что юридическая
ответственность
Повторное привлечение к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения не допускается. Одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности. Если деяние физического лица содержит одновременно признаки налогового правонарушения и признаки преступления, применяться будут меры уголовной ответственности. Налогоплательщик - физическое лицо, освобожденный от уголовной ответственности за налоговое преступление по нереабилитирующим основаниям (в связи с деятельным раскаянием, истечением сроков давности, изменением обстановки, в связи с болезнью и т.п.), не освобождается от налоговой ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом РФ, если совершенное им деяние одновременно содержит признаки налогового правонарушения.
Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает лицо от обязанности уплатить суммы недоимки по налогам и сборам и пени.
Презумпция невиновности состоит в том, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в законном порядке. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Данная презумпция дополняется правилами о распределении бремени доказывания между сторонами налогового спора. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция - денежный штраф. Применение налоговой санкции предполагает итоговую оценку противоправного деяния, за которое она назначается, как налогового правонарушения. Налоговая санкция носит штрафной (карательный) характер, целью ее применения является, с одной стороны, возмездие, восстановление социальной справедливости, а с другой - предупреждение налоговых правонарушений. Размер налоговой санкции определяется степенью общественной опасности налогового правонарушения, за которое она применяется. Налоговые санкции носят имущественный характер, так как они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).
Установление и применение
налоговых санкций должно быть основано
на таких конституционных
В целях реализации указанных основных начал законодатель предусмотрел обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, в соответствии с п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ, относятся:
- совершение правонарушения
вследствие стечения тяжелых
личных или семейных
- совершение правонарушения
под влиянием угрозы или
- тяжелое материальное
положение физического лица, привлекаемого
к ответственности за
Иные обстоятельства
могут быть признаны обстоятельствами,
смягчающими налоговую
Отягчает налоговую ответственность совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (п. 2 ст. 112 Налогового кодекса РФ).
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность (ст. 106 Налогового кодекса РФ). Приведенное понятие отражает общие признаки, характерные для всех налоговых правонарушений.
Во-первых, это действие (бездействие), носящее противоправный характер. Противоправность, применительно к налоговым правонарушениям, состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах.
Во-вторых, лишь налоговое
правонарушение может порождать
неблагоприятные последствия
Третьим признаком является виновность, т.е. налоговые правонарушения совершаются только виновно (умышленно или по неосторожности).
Для разграничения видов правонарушений (преступлений в сфере налогов и сборов, административных поступков в сфере налогов и сборов и налоговых правонарушений) и разрешения вопроса о наличии или отсутствии в поведении конкретного субъекта правонарушения используется конструкция состава правонарушения. Под составом правонарушения понимается наличие объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны правонарушения.
Общим объектом налоговых правонарушений являются охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения. Непосредственным объектом являются конкретные общественные правоотношения (материальные или процессуальные): отношения по взиманию налогов и сборов, отношения при производстве налогового контроля и т.д.
Объективная сторона налогового правонарушения характеризуется тремя признаками: наличием противоправного деяния (действия или бездействия), негативных последствий, наличие причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями.
Большинство налоговых правонарушений состоят в неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) предписаний законодательства о налогах и сборах, т.е. совершаются в форме бездействия. В то же время неисполнение обязанности, возложенной законом, возможно и в форме активного действия (например, уклонение от постановки на учет в налоговом органе). Событие не может быть признано правонарушением, даже если оно повлекло за собой общественно вредные последствия.
Негативные последствия налогового правонарушения состоят в причинении вреда доходам бюджета. Отсутствие прямой причинно-следственной связи между противоправным действием (бездействие) и негативными последствиями не позволяет говорить о наличии объективной стороны, а следовательно, и о наличии налогового правонарушения.
Объективная сторона
отдельных видов налоговых
Для правильной квалификации налогового правонарушения важное значение имеет время совершения правонарушения, установление которого позволяет определить налоговый период, в котором совершено налоговое правонарушение, а также позволяет правильно определить налоговую норму, подлежащую применению.
Субъектами налоговых правонарушений называются лица, совершившие такие правонарушения и подлежащие вследствие этого взысканию, выраженному в налоговой санкции.
Физической возможностью совершать деяния обладают только физические лица (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства), привлекаемые к ответственности за налоговое правонарушение с 16 лет (ст. 107 Налогового кодекса РФ). Однако субъектами налоговых правонарушений могут быть также организации (российские и иностранные). Признание организаций субъектами налоговых правонарушений осуществляется в целях обеспечения прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. При этом за одно и то же противоправное деяние ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах могут нести как само физическое лицо, непосредственно его совершившее, так и организация, должностным лицом которой оно является. Так, организация несет ответственность за непредставление налоговой декларации в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ, а ее должностные лица за то же деяние в соответствии со ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.