Курс лекций по "Налоговому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:13, курс лекций

Краткое описание

Курс лекций по дисциплине "Налоговое право"

Файлы: 1 файл

лекции по налоговому праву.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Предмет налогового права  составляют отношения, регулируемые нормами  законодательства о налогах и  сборах. В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах  и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения

В узком смысле налоговая  обязанность представляет собой  реализацию конституционно установленной  меры должного поведения налогоплательщика  по уплате законно установленных  налогов и сборов.

В широком понимании  налоговая обязанность, кроме обязанности по уплате налогов и сборов, включает в себя и иные меры должного поведения налогоплательщика, определенные ст. 23 Налогового кодекса РФ, а именно обязанность встать на учет в налоговых органах; вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты); обязанность представлять налоговым органам бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; обязанность выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов; обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей письменно сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов); обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях; обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации; о реорганизации или ликвидации организации; а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налоговая обязанность  возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных  Налоговым кодексом РФ или иным нормативным  правовым актом о налогах и сборах. Если говорить о налоговой обязанности в узком смысле, то данная обязанность устанавливается по каждому виду налога отдельно, так как для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате и сроки ее реализации определяются по-разному. Анализ норм Налогового кодекса РФ позволяет выделить общие условия возникновения налоговой обязанности:

- наличие нормативных  правовых актов, устанавливающих  все обязательные элементы налога (в противном случае налог не  считается установленным и, следовательно, обязательным к уплате);

- наличие субъекта  налогообложения - лица, на которое  законодательство о налогах и  сборах возлагает обязанность  уплатить налог;

- наличие налоговой  базы (стоимостной, физической или  иной характеристики объекта налогообложения), наличие объекта налогообложения само по себе не является основанием для возникновения налоговой обязанности, поскольку они выступают основаниями для возникновения обязанности по исчислению налога, но не по его уплате.

Некоторые специалисты в качестве условия возникновения налоговой обязанности выделяют также наступление сроков уплаты налога. Однако существует и точка зрения, в соответствии с которой срок уплаты налога характеризует только надлежащее или ненадлежащее исполнение налоговой обязанности, а не ее возникновение, поскольку к моменту, когда такой срок наступает, обязанность по уплате налога уже существует.

Необходимо отметить, что для возникновения обязанности  по уплате отдельных налогов Налоговый  кодекс РФ может устанавливать и иные условия.

Законодательство о  налогах и сборах не содержит определения  понятия изменения налоговой  обязанности. Но, изучив нормы Налогового кодекса РФ, можно сделать вывод, что под изменением налоговой  обязанности законодатель понимает изменение ее содержания в результате:

- принятия нормативного  правового акта, который изменяет  закон, определявший содержание  налоговой обязанности и имеющий  при этом обратную силу;

- осуществления зачета  налоговым органом излишне уплаченных  или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования об уплате налога;

- предоставления налогоплательщику  рассрочки или отсрочки уплаты  налога.

Таким образом, изменение  обязанности по уплате налогов или  иных обязательных платежей означает, что под воздействием определенных обстоятельств изменились сроки уплаты налога или сумма, подлежащая уплате. При изменении содержания налоговой обязанности после направления налогоплательщику требования по уплате налога, налоговый орган должен направить налогоплательщику уточненное требование об уплате налога.

Основания прекращения  налоговой обязанности перечислены  в п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ.

Тема 7.  Налоговая  декларация. Порядок, дата представления. Ответственность за непредставление. Форма декларации. Указываемые сведения. Принятие декларации налоговыми органами. Внесение изменений и дополнений. 

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика  о полученных доходах и произведенных  расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

 Налоговая декларация  представляется каждым налогоплательщиком  по каждому налогу, подлежащему  уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

 Отсутствие у налогоплательщика  по итогам конкретного налогового  периода суммы налога к уплате  само по себе не освобождает  его от обязанности представления  налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому  налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

 В силу указанной  нормы обязанность налогоплательщика  представлять налоговую декларацию  по тому или иному виду налога  обусловлена не наличием суммы  такого налога к уплате, а положениями  закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.

Правила, предусмотренные  ст. 80 НК РФ, не распространяются на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Особенности представления налоговых  деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 НК РФ.

Тема 8. Деятельность субъектов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о  налогах и сборах. Понятие налогового контроля, формы его проведения. Обязанности регистрирующих органов. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Налоговые проверки. Обязанности и права органов МВД при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

В новой редакции Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2007 года, появилось легальное определение налогового контроля, под которым признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Доктринальных определений налогового контроля можно привести немало, например, налоговый контроль представляет собой  деятельность обладающих соответствующей  компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения.

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ формами осуществления налогового контроля являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), иные формы налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Виды налогового контроля могут  быть классифицированы в зависимости  от различных оснований: по времени  проведения контрольных мероприятий (предварительный, текущий, последующий); в зависимости от места проведения (выездной и камеральный контроль).

В зависимости от объекта налогового контроля выделяют фактический и  документальный контроль. Приведенный  критерий классификации не является универсальным, поскольку зачастую налоговый контроль имеет смешанный характер. Так, при проведении выездных налоговых проверок торгово-транспортных предприятий проводится, как правило, как проверка документов налогоплательщика, так и инвентаризация товарных остатков, осмотр объектов налогообложения и т.д.

Общие принципы проведения налогового контроля можно сформулировать следующим  образом:

1. Законность проводимых мероприятий  налогового контроля - формы осуществления  налогового контроля указаны  в Налоговом кодексе РФ, проведение налогового контроля в иных формах, а также по основаниям и в порядке, не предусмотренным Налоговым кодексом РФ, не допускается.

2. Соблюдение правовой процедуры  - требования к оформлению процессуальных  документов, как то: составление  протоколов о проведении отдельных мероприятий в рамках налогового контроля, оформление материалов проведения отдельных форм налогового контроля, например материалов проверок, - содержатся в Налоговом кодексе РФ, несоблюдение указанных требований является основанием для отмены решений налогового органа.

3. Соблюдение налоговой тайны  - сведения о налогоплательщике,  полученные в ходе проведения  мероприятий налогового контроля  не могут разглашаться соответствующими  государственными органами иначе,  как по основаниям, предусмотренным законодательством.

4. Недопустимость причинения вреда  при проведении мероприятий налогового  контроля: причинение имущественного  ущерба либо вреда здоровью  налогоплательщиков.

5. Соблюдение установленных презумпций  и прав налогоплательщика, уважение  его личных прав и имущественных интересов при проведении мероприятий налогового контроля.

Соблюдение данных требований при  проведении мероприятий налогового контроля позволяет добиваться баланса  между соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков и исполнением фискальной функции государства в надлежащем объеме и порядке.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах  соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям (постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых осуществляется по месту нахождения участка недр; налогоплательщика налога на игорный бизнес - по месту нахождения объекта налогообложения и т.д.).

Особенности учета иностранных  организаций и иностранных граждан  устанавливаются Министерством финансов РФ, которое также вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Каждому налогоплательщику присваивается  единый по всем видам налогов и  сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика - ИНН, представляющий из себя цифровой код, в котором указывается: код органа, присвоившего ИНН; порядковый номер записи о лице в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, осуществившего постановку на учет; некое контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму.

Постановка налогоплательщиков на учет и присвоение налогоплательщикам ИНН носит заявительный характер. Заявление о постановке на учет и присвоении ИНН подается по форме, предусмотренной исполнительным органом, осуществляющим контроль и надзор в области налогов и сборов. При подаче заявления налогоплательщик указывает свои данные, а также прилагает документы, согласно перечню, установленному Налоговым кодексом РФ (ст. 84 Налогового кодекса РФ).

Тема 9.  Понятие  нарушения законодательства о налогах  и сборах, его признаки. Субъекты нарушений. Субъективная сторона, формы вины при совершении налогового правонарушения. Виды налоговых правонарушений, преступлений. Понятие ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, ее правовая природа. Общие условия привлечения к ответственности. Обстоятельства смягчающие, отягчающие и исключающие привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Составы нарушений законодательства о налогах и сборах и ответственность за их совершение. Ответственность лиц, участвующих в производстве по делу о налоговом правонарушении. Нарушение банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Порядок взыскания с банков штрафов и пени.

Информация о работе Курс лекций по "Налоговому праву"