Курс лекций по "Налоговому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:13, курс лекций

Краткое описание

Курс лекций по дисциплине "Налоговое право"

Файлы: 1 файл

лекции по налоговому праву.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Тема 3. Налоговая система  Российской Федерации. Понятие налоговой  системы. Система налогов и сборов. Виды налогов и сборов.

Категория "система  налогов и сборов" появилась  в российском законодательстве сравнительно недавно - с принятием в 1998 году первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Действовавший до этого Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" использовал иную категорию - "налоговая система".

Когда говорят о налоговой  системе, имеют в виду, прежде всего, организационно-правовые основы налогообложения, то есть, во-первых, государственные  и муниципальные органы, устанавливающие  режим налогообложения (речь идет о  представительных органах, наделенных законодательными полномочиями, а также об органах исполнительной власти, реализующих делегированные им полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения), во-вторых, налоговую администрацию - налоговые органы, на которые возложено обеспечение соблюдения налоговой обязанности всеми налогоплательщиками и непосредственная реализация налоговой функции государства, в-третьих, нормативно-правовую основу налогообложения, или, иными словами, различные источники налогового права, и, наконец, в-четвертых, саму систему налогов, взимаемых на территории данного государства.

Таким образом, налоговая  система и система налогов  соотносятся как целое (налоговая  система) и его часть (система  налогов). Уход от расширительного понятия  налога, в котором объединялись все многочисленные обязательные платежи фискального характера (ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), и дифференциация обязательных платежей фискального характера, разграничение налогов и сборов (ст. 8 Налогового кодекса РФ) привели к тому, что понятие "система налогов" было заменено на "система налогов и сборов".

Система налогов и  сборов представляет собою своего рода "инвентарный список" фискальных платежей, установленных и взимаемых  на различных уровнях - общегосударственном (федеральном), региональном и муниципальном.

Конкретное количество налогов, устанавливаемых в рамках национальной системы налогов, зависит  от ряда обстоятельств, среди которых  господствующие позиции занимают, например, экономические расчеты и резоны. Состав системы налогов напрямую зависит не только от уровня национальных публичных финансов, от текущей налоговой политики, от других направлений экономической политики - торговой, таможенной и т.д., но также и от ряда других социокультурных факторов - исторических традиций, уровня налоговой культуры и правосознания населения и т.д.

Система налогов и  сборов - динамичная экономико-правовая категория. Налоги учреждаются, трансформируются и отменяются. И все это происходит в соответствии с целями и задачами текущей налоговой и финансовой политики.

Тема 4. Налогоплательщик и элементы налогообложения. Правовое значение элементов налогообложения. Налоговые база, отчетный период, ставки. Порядок исчисления и уплаты налога.

Элементами налогообложения в соответствии со ст. 17 НК РФ являются:

1) налогоплательщики;

2) объект налогообложения;

3) налоговая база;

4) налоговый период;

5) налоговая ставка;

6) порядок исчисления  налога;

7) порядок и сроки  уплаты налога.

 Под субъектом налогообложения понимаются лица, на которых НК РФ возложена обязанность по оплате того или иного налога.

 Основную категорию  субъектов налогообложения составляют  налогоплательщики и плательщики  сборов. Налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

 В соответствии  с НК РФ с 1 января 1999 г. филиалы  и представительства российских  юридических лиц не рассматриваются  в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Соответственно, субъектом налогообложения филиалы и представительства тоже быть не могут. Кроме того, с 1 января 1999 г. ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

 В порядке, предусмотренном  НК РФ, филиалы и иные обособленные  подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

 Обязанность по  исчислению и уплате налогов  не всегда возложена на прямых  налогоплательщиков. В некоторых  случаях, в частности при уплате налога на доходы физических лиц, обязанность по начислению и перечислению в бюджет исчисленных налоговых сумм возлагается на иных, по идее законодателя более компетентных, лиц, именуемых налоговыми агентами.

 Налоговыми агентами  признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Тема 5. Налоговые  правоотношения. Понятие налоговых  правоотношений, их субъекты. Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Общественные отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, объединенных в налоговую систему РФ, и урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями .

 Содержание этих  отношений определяется нормами,  устанавливающими принципы налогов  и правоспособность сторон конкретных  налоговых правоотношений.

 Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение.

 Стороны налоговых  правоотношений, наделенные юридическими  правами и обязанностями, считаются  субъектами этих правоотношений.

 Одной из сторон  налоговых правоотношений выступают  Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования в лице их органов, уполномоченных устанавливать налоги.

 Второй стороной  являются налогоплательщики без  их персонификации.

 Н.И. Химичева выделяет  три группы субъектов налоговых  правоотношений:

1) органы власти, уполномоченные обеспечить полноту и своевременность поступления налогов, - налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы, органы налоговой полиции и др.;

2) налогоплательщики:

 а) юридические  лица, а также их филиалы и  другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и счет в банке, занимающиеся предпринимательской деятельностью, получающие доходы на территории Российской Федерации, имеющие имущество в Российской Федерации и т.д.;

 б) физические лица - граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, получающие доход; имеющие в собственности налогооблагаемое имущество; принимающие наследство и др.;

 в) налоговые агенты - источники выплаты доходов: лица, на которые законодательством  возложена обязанность исчисления и удержания налогов с других лиц и уплаты их в бюджеты или государственные внебюджетные фонды;

3) третьи лица - физические  лица, юридические лица, другие субъекты, которые либо располагают информацией  о налогоплательщике, необходимой  для исчисления налогов, либо от действий которых зависит надлежащее исполнение обязанностей и реализация прав налогоплательщиков и уполномоченных органов.

 И.И. Кучеров предлагает  следующую классификацию участников  налоговых правоотношений:

1) субъекты, наделенные  компетенцией по установлению и введению налогов (органы представительной власти);

2) субъекты, на которых  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах возложена  обязанность по уплате налогов  (сборов) в бюджет или внебюджетный  фонд (налогоплательщики и плательщики сборов);

3) субъекты, содействующие  уплате налогов и сборов (налоговые  агенты, банки и сборщики налогов);

4) субъекты, содействующие  налоговому администрированию (органы  регистрации, эксперты, специалисты,  переводчики, понятые и свидетели);

5) субъекты, осуществляющие  налоговое администрирование (финансовые  органы, налоговые органы, таможенные  органы, органы государственных  внебюджетных фондов);

6) субъекты, осуществляющие  правоохранительную функцию в  сфере налогообложения (федеральные  органы налоговой полиции, органы прокуратуры, органы внутренних дел);

7) субъекты, рассматривающие  дела и исполняющие решения  о взыскании налоговых санкций  (судебные органы и органы принудительного  исполнения).

 Отношения в сфере  налогообложения регламентируются исключительно нормами законодательства о налогах и сборах, тем более что правовая регламентация налоговых правоотношений с 1 января 1999 г. осуществляется в налоговой сфере не разрозненной совокупностью финансово-правовых норм, а "возглавляется" кодифицированным законодательным актом, который комплексно унифицировал не только предмет правового регулирования налоговых отношений, но и установил особые юридические средства регулирования - установления и формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав, процедурно-процессуальных форм и т.д. О том, что налоговые правоотношения могут регламентироваться нормами иных отраслей права, а также иными отраслями законодательства, в НК РФ ничего не сказано, что, по мнению многих авторов, исключает возможность регламентации налоговых отношений иными нормами, которые не входят в состав законодательства о налогах и сборах, даже несмотря на то обстоятельство, что в подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ упоминается о неких "иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах". Таким образом, отношения в сфере налогообложения могут регламентироваться только законодательством о налогах и сборах, но никак не нормами, которые содержатся в иных нормативных актах, не отвечающих требованиям ст. 1 НК РФ.

  Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

  Согласно ст. 9 НК  РФ участниками отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах, являются:

1) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный  по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области таможенного  дела, подчиненные ему таможенные  органы Российской Федерации);

5) государственные органы  исполнительной власти и исполнительные  органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации,  осуществляющие в установленном  порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (сборщики налогов и сборов);

6) органы государственных  внебюджетных фондов.

 Хотелось бы отметить  тот факт, что законодательно  закрепленный в НК РФ перечень  далеко не полон, ибо не охватывает всех потенциальных и реальных участников налоговых правоотношений. Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов в доход государства требует также привлечения иных физических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями.

 Рассмотрим более детально всех участников налоговых правоотношений.

 Организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с НК РФ налогоплательщиками  или плательщиками сборов. Согласно  ст. 19 НК РФ "налогоплательщиками  и плательщиками сборов признаются  организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы".

Тема 6.  Исполнение обязанности по уплате налогов и  сборов. Основания возникновения, изменения  и прекращения обязанности по уплате налога или сбора. Взыскание налога, сбора, пени. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов.   Сроки уплаты налогов и сборов. Понятие, изменение срока уплаты налогов и сборов. Инвестиционный налоговый кредит. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Информация о работе Курс лекций по "Налоговому праву"