Государственные и местные налоги Азербайджана

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

В Азербайджанской Республике определяются и оплачиваются государственные налоги, налоги автономной республики, местные налоги (муниципальные налоги). Говоря государственные налоги, подразумеваются все налоги, которые должны оплачиваться на территории Азербайджанской Республики; говоря налоги автономной республики - налоги в Нахичеванской Автономной Республике, определяемые законами Нахичеванской Автономной Республики и оплачиваемые на территории Нахичеванской Автономной Республики; говоря местные налоги (муниципальные налоги), подразумеваются налоги, определяемые кодексом и соотвествующим законом, применяющиеся по решению муниципалитетов и оплачиваемые на территории муниципалитетов.

Файлы: 1 файл

азербайджан..docx

— 81.53 Кб (Скачать)

2)  степень налоговой  нагрузки,  то есть,  платит  ли он налоги,  не предпринимая действии по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налоги.

   Альтернативы следующие: платит как обычно, или минимизирует. При совместном использовании данных критериев получаются 4  вида  налогового планирования:

1. Действия налогоплательщика  соответствуют закону, налоговые платежи производятся в обычном порядке. Назовем это классическим налоговым планированием.

2. Действия налогоплательщика  соответствуют закону, налоговые платежи при этом производятся по возможности минимально.  Назовем это оптимизационным  (минимизационным)  налоговым планированием.

3. Действия налогоплательщика не соответствуют закону,  налоговые платежи не производятся. Назовем это  вульгарным (противозаконным) налоговым планированием.

4. Действия налогоплательщика не соответствуют закону,  налоговые платежи производятся как положено.  Этот вид налогового планирования в реальной жизни практически отсутствует,  хотя иногда отмечались и подобные случаи.

   Соответственно на практике получаются три основных вида налогового планирования:

1. Классическое, смысл которого заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Содержание классического налогового планирования  состоит из организации правильного учета и отчетности, планирования экономической деятельности в  рамках  определенных  законом, и своевременной уплаты налогов.

2.  Оптимизационное  (минимизационное)  налоговое планирование  (ОНП),  при котором налогоплательщик путем использования и манипулирования существующим законодательством планирует   и организует свою экономическую деятельность так,  чтобы платить меньше налогов.  В рамках ОНП налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство,  сложность и противоречивость При этом он реализует налоговые схемы,  которые позволяют применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

3.  Вульгарное  (противозаконное)  налоговое планирование, при котором налогоплательщик применяет противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей.  С точки зрения голой экономики это выгоднее всего,  однако,  порождает весьма неблагоприятные последствия для налогоплательщика (или по крайней мере их вероятность).

   Несмотря на большое количество существующих в Азербайджанской Республике налогов,  основу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлении обеспечивают всего несколько налогов – так называемые основные    налоги.  К ним можно отнести налог на прибыль предприятий (50,6%  общих налоговых поступлений в 2006  году),  налог на доходы физических лиц (30,2%  общих налоговых поступлений в 2006  году), налог на добавленную стоимость (14,7% общих налоговых поступлений в 2006  году),  акцизы (6,0 общих налоговых поступлений в 2006  году). Налоговое планирование в большей части направлено на минимизацию именно основных  налогов. Достаточно часто уменьшение основных налогов приводит к соответствующему уменьшению и всех остальных.

   Рассмотрим подробнее виды налогового планирования.

   Классическое налоговое планирование

   Важной составной частью финансово-экономической деятельности предприятия,  направленное на корректное выполнение предприятием своих налоговых обязательств перед бюджетом,  своевременную и полную уплату налогов, является учет, отчетность и планирование экономической деятельности. Для целей классического налогового планирования очень важно проводить на предприятии правильную учетную политику и организовать ее нормальную реализацию. Необходимо четко и грамотно вести бухгалтерский и налоговый    учет.  Важно избегать методических ошибок в бухгалтерском и налоговом учете.  Основное внимание персонала,  отвечающего на предприятии за    налоговый    учет,  необходимо ориентировать на избежании учетных ошибок при операциях    на большом обороте и при разовых капиталоемких сделках.

   Подобные ошибки достаточно распространены, и могут привести к серьезных последствиям. Необходимо правильно и четко оформлять первичные бухгалтерские документы. Их отсутствие трактуется налоговыми

органами однозначно негативно.  Самый    лучший подход по отношению к документам  (при этом не переходя  грань  разумного) - иметь оправдательный документ на каждую сделку или движение финансов.

   Предприятие должно пользоваться всеми возможными простыми и доступными льготами,  в том числе по рассрочке налоговых платежей.  Иногда в экстренных экономических ситуациях предприятие может пойти и на задержки налоговых платежей, четко  представляя  себе последствия подобных действий и варианты урегулирования в дальнейшем своих отношений с налоговыми органами.

   Налоговый  кодекс предоставляет для предприятий возможность использовать налоговый  кредит,  то есть отсрочек платежей, позволяющих перенести текущие налоговые платежи на будущее,  и уже дело руководства предприятия принимать решение о применении подобных механизмов.

   Оптимизационное налоговое планирование.

   Оптимизационное налоговое планирование -  деятельность в рамках    закона,  направленная на минимизацию налогов. 

   Оптимизационное налоговое планирование предполагает качественно другой подход к организации бизнеса. К обычным критериям построения бизнеса необходимо добавить и постоянно учитывать критерий минимизации налогов.  Обычная ошибка предпринимателей,  которые хотят экономить на налогах в соответствии с законом, сначала разработать организационную и финансовую схему бизнеса (а в некоторых случаях даже проводить соответствующие операции),  а потом в рамках готовой схемы бизнеса минимизировать налоги. В подобных условиях достигнуть желаемого результата очень сложно. Думать о налогах необходимо с самого начала планирования своей хозяйственной деятельности.

   В идеальном варианте налоги должны быть сведены к небольшой сумме.        Всю систему экономических,  финансовых и правовых отношений предприятия необходимо рассматривать под углом минимизации налогов и проводить    комплекс соответствующих мероприятий.  Достигнуть нулевого

налогообложения,  конечно  же,  невозможно,  да и просто неприлично.    Однако,  если к этому изначально стремиться и,  соответственно,  действовать,  то степень налогообложения налогоплательщика будет

существенно меньше.

   Способы законного  (легального)  уменьшения налогов всегда были и будут.  Во-первых,  из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.  Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает очень полезным с точки зрения минимизации налогообложения.  Во-вторых,  по причинам системного характера -  в современной очень динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые    последствия самых разнообразных возможных

экономических действий налогоплательщика  принципиально не представляется    возможным,  а значит,  будут существовать такие действия, которые будут более выгодными налогоплательщику.

   Оптимизационное налоговое планирование в качестве системного подхода не может быть реализовано без анализа и планирования,  то есть сбора и целенаправленной переработки информации с использованием некоторых основных экономических показателей конкретного бизнеса.  Особенно это относится к предприятиям, чья деятельность имеет разносторонний характер.   Для таких предприятий очень важно разделить материальные и финансовые потоки,  финансовые и налоговые показатели для каждого вида деятельности.                       Управленческий учет очень внимательно рассматривает расходы и доходы так называемых центров ответственности предприятия. Для целей налогового планирования эти самые центры необходимо рассматривать и как центры по формированию налоговых платежей. Финансовое планирование в рамках предприятия использует несколько методов,  в том числе расчетно-аналитический,  балансовый,  нормативный и оптимизации. Оптимизация реализуется при выборе лучшего из нескольких существующих вариантов.   Фактически этот же метод используется и при оптимизационном налоговом планировании.

   Математически модель оптимизационного налогового планирования может быть представлена  как аналитическая задача нахождения минимума налоговых платежей для применяемой финансовой    схемы с некоторыми постоянными и переменными экономическими показателями.  Под постоянными экономическими показателями понимаются те экономические показатели, на которые налогоплательщик не может влиять,  которые от него практически не зависят. Под переменными экономическими показателями понимаются те экономические показатели,  на которые налогоплательщик может влиять,  которые каким- либо образом от него зависят.

   Постоянные показатели зависят как от внутренних условий хозяйствования предприятии (стоимость сырья, величина зарплаты и т.д.), так и от внешних условий (необходимость лицензирования и подчинения установленным правилам,  мнение контрольных органов,  воплощенное в нормативных актах,  специфика регионов и т.д.).

   К переменным показателям можно отнести организационно-правовую форму предприятия,  вид и качество реализуемой продукции  (работ,  услуг), формы взаиморасчетов и т.п. В самом простом варианте налогообложение зависит от статуса хозяйствующего субъекта и вида договора, который он применяет.

   В целях налогового планирования очень важно бывает своевременно отказаться от привычных,  давно применяемых схем бизнеса и расчетов.  Если в рамках существующих схем невозможно добиться существенных результатов,  значит,  пришло время менять сами схемы.  Тогда оптимизация должна проводиться не только в рамках    действующей схемы бизнеса,  но и между различными возможными схемами бизнеса.

   Достаточно показательно в этом смысле отношение предпринимателей к юридическим лицам.

   Многие из них продолжают относиться к предприятиям с излишним уважением и почтением.  На самом деле,  за исключением некоторых специфических видов бизнеса  (банки,  страховые организации,  инвестиционные фонды и т.д.) многими видами бизнеса можно заниматься и без образования юридического лица. В этом случае, как минимум, можно сэкономить на налоге на дивиденды.

   Вульгарное налоговое планирование 

   Учитывая огромную важность налогов для государства, оно стремится соответствующим образом реагировать на их неуплату и предусматривает целый букет мер  (не всегда эффективно    действующих),  дабы не допустить потери поступлений в бюджет.  Учитывая распространенность налоговых схем, обналички и "черных касс",  можно утверждать,  что большинство директоров и главных бухгалтеров являются нарушителями налогового законодательства.  Хотя по старой советской традиции заложенная в нормативных актах суровость компенсируется неорганизованностью государственных органов, невысокой квалификацией чиновников и зачастую возможностью «договориться». Вульгарное налоговое планирование достаточно тесно связано с криминализацией бизнеса.

   Виды конкретных нарушений налоговых норм очень разнообразны – это работа без регистрации в налоговых органах, без отчетности и соответственно без налогов,  разнообразные нарушения  учета,  просто неуплата налогов,  различного рода подмены и жульничества с документами,  цепочки юридических лиц,  часть из которых достаточно быстро пропадает и т.д.

   Непосредственные нарушения осуществляются различными методами:  путем манипуляций с кассой,  учетом и отчетностью,  применением различных схем  «обналички», -  в основном,  покупая у подставных фирм налоговые счета-фактуры по НДС, путем сокрытия от учета наличных денег, полученных от покупателей и т.д.  Все вышеуказанные нарушения приводят к существованию теневых,  то есть не подпадающих под контроль и учет государства секторов экономики. Органы власти несомненно обладают информацией о налоговых    проблемах,  связанных с теневой экономикой.    Как показывает опыт развития действующей в Азербайджанской Республике налоговой системы,  государство хотя и медленно,  но реагирует на все попытки налогоплательщика экономить на налогах. При этом реакция власти бывает двух видов - прямое противодействие выявленным правонарушениям со стороны соответствующих налоговых и правоохранительных органов и комплексное исследование и изучение проблемы с целью выработки определенной государственной политики в области налогообложения.        Первое направление соответствует решению повседневных тактических  задач, второе - решению стратегических  задач. Механизмы первого направления понятны -  сбор информации налоговыми и правоохранительными органами,  проведение соответствующих проверок,  подготовка доказательств для судебного рассмотрения и затем передача

материалов на рассмотрение суда.  Механизмы второго направления известны,  но применяются явно недостаточно. К ним относятся меры позитивного стимулирования налогоплательщиков - через уменьшение

налогового бремени и  упрощение налоговых процедур.

   Позитивная направленность оптимизационного налогового планирования

   С противозаконным налоговым планированием, то есть с неплатежами в бюджет, сопряженными с явным нарушением закона,  обязательно нужно бороться и их пресекать.  Классическое налоговое планирование стоит всячески одобрять и поддерживать,  обучать ему и его проповедовать. Теперь насчет оптимизационного налогового планирования. Чем оно хорошо для налогоплательщика? Налогоплательщик на этом экономит и,  значит,  зарабатывает больше денег.  Чем оно хорошо для государства?  Во-первых,

государство в курсе оборотов соответствующего налогоплательщика, получает статистику о его операциях и,  следовательно, более точно оценивает происходящие экономические процессы. Во-вторых,  государство

получает по применяющимся  схемам всю отчетность,  и по требованию контрольных органов -  соответствующие    документы.  Тем самым определенный способ минимизации налогов становится известным, и государство может, если сочтет нужным, с ним бороться.

Информация о работе Государственные и местные налоги Азербайджана