Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:31, дипломная работа
Есть много профессий на земле. Среди них профессия учителя не совсем
обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают
тех, кто завтра сменит наше нынешнее поколение. Они, так сказать, работают
с «живым материалом»,порча которого приравнивается почти к катастрофе, так
как упущены те года, которые были направлены на обучение.
Введение…………………………………………………………стр. 4 - 5
Глава I.
§ 1. Специфика преподавания музыки ……………………………..стр. 6-12
§ 2. Требования к учителю музыки:
а) общепедагогические и специальные способности;…………стр.12-15
б) музыкально-педагогическая подготовка; …………………..стр.15-17
в) требования к дирижерско-хоровой подготовке;…………...стр.17-18
г) инструментальная подготовка;………………………………стр.18-19
д.) методическая подготовка…………………………………….стр.20-21
§ 3. Новые музыкальные технологии:
а) преподавания музыки на принципах
развивающего обучения; …………………………………..стр.21-25
б) метод моделирования художественно-
творческого процесса ………………………………………стр.25-27
Глава II.
§ 1. Эксперимент…………………………………………………….стр.28-32
§ 2. Анализ эксперимента…………………………………………...стр.33-36
Заключение…………………………………………………………..стр.37-39
Список используемой литературы….………………………………стр.40-41
оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение.
Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его
психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.
Творческая природа музыкального искусства открывает особенно большие
возможности для творчества учителя музыки. Ведь она проявляется не только в
сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе
постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла
произведения. Решающую роль в этом процессе играют музыкально-слуховые
представления, интеллект музыканта, его музыкальный опыт, владение
средствами художественной выразительности. При этом следует подчеркнуть,
что творческая деятельность в области занятий искусством требует от
человека повышенной эмоциональности, образности мышления, богатства
художественных ассоциаций.
Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств:
от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и
музыкальной подготовки школьников, собственных личностных качеств.
Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и
активный характер, учителю необходимо - подбирая дополнительный репертуар
для урока музыки и для внеклассной работы, включать произведения, которые
могут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это
же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся:
- с целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать
аналогичный материал из смежных областей других видов искусства;
- умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
- использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на
занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно-
иллюстративная, поисковая и т.д.);
- разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные
формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном для этого
используется внеклассная работа);
- применять различные виды творческой деятельности на каждом
главной задачи каждого конкретного занятия.
Для многих специфика профессии «учитель музыки общеобразовательной
школы» заключается в самом его названии. Конечно, в музыкальной школе
преподается более глубоко и разносторонне (сольфеджио, музыкальная
литература, элементарная теория, хор – для этих предметов отведены
специальные уроки). Одно только занятие специальным инструментом говорит
само за себя. Но затрагивает ли такое различие сущность специфики
профессии? Ведь в наше время повсеместно появляются школы с углубленным
изучением музыки. И профессионал, и учитель массовой школы учит детей
одному и тому же – музыки.
Думается, что различие в содержании профессионального музыкального
образования и массового не является существенным для специфики профессии
«учитель музыки общеобразовательной школы», а значит, это не сама
специфика, а только одна из отличительных черт профессии – не более.
Однако в научно-теоретической литературе существует и другая позиция,
благодаря которой на долгие годы в массовом музыкальном образовании
утвердился подход к преподаванию музыки как школьного предмета. Суть
такова: музыка преподается в школе, значит это – школьный предмет, который
должен преподаваться так же, как все школьные предметы – на принципах общей
дидактики. Правда, что музыка в системе школьных наук в свою очередь имеет
специфику – это не естественнонаучный предмет, а искусство, т.е. школьный
предмет эстетического цикла. Как становится ясно в настоящее время, такое
понимание преподавания музыки в школе привело к негативным последствиям,
которые не изжиты и по сей день.
Дело прежде всего в том, что основным показателем эффективности учебно-
воспитательного процесса, протекающего на обще-дидактических принципах,
является успешное овладение учащимися определенным комплексом знаний,
умений и навыков. При таком подходе и цель музыкального образования, и его
содержание (репертуар программ), и методика как средство его реализации
были подчинены главному – обеспечить формирование разного уровня знаний,
умений и навыков, которые, в свою очередь, были достаточно строго
определены для каждого возраста и класса.
Моделью такого преподавания музыки в школе послужила система
профессионального образования, что, в принципе, естественно и логично.
Однако отсутствии такого важного элемента массового музыкального
образования, как обучение игре на музыкальном инструменте, с одной стороны,
и исключительно малое количество часов, отводимых предмету «Музыка» (в
подавляющем большинстве школ это один час в неделю), с другой стороны, а
также преимущественно коллективная форма занятий о том, что программа
профессиональных музыкальных школ была внедрена в массовую школу в
усеченном варианте. Сам учитель превратился поистине в универсала: он
должен был (за один урок!) успеть научить детей элементарной музыкальной
грамоте, привить навыки слушания музыки, осуществить ритмическое
воспитание, дать сведения о произведениях и их авторах (биографии), выучить
с детьми песенный репертуар, провести с ними анализ музыкальной
выразительности и пр. Может быть, именно в этой универсальности и есть
специфика профессии « учитель музыки общеобразовательной школы»?…
Учитель музыки учит школьников искусству управления собственным
восприятием в процессе познания музыки. Поэтому умения и навыки культурного
слушания и слышания музыки не имеют дидактического содержания. Будучи
диалектическим единством рационального и эмоционально-образного мышления,
они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимание «и умом, и
сердцем».
Именно этим навыкам учит школьников учитель музыки общеобразовательной
школы, занимаясь с ними содержательным анализом инструментальных
произведения. Активизации познавательных интересов учащихся способствует
также создания учителем определенного эмоционального настроя в процессе
занятий, пробуждение у школьников узнавать новое, преодолеть затруднения.
§ 2.Требования к учителю музыки
специальные способности
учителю музыки.
Способности как индивидуально-психические особенности личности
рассматриваются наукой в тесной связи с деятельностью. Развиваясь в
процессе деятельности, способности оказывают взаимное влияние на саму
деятельность, повышая ее качественный уровень.
Наиболее плодотворно развиваются способности в деятельности интересной
и любимой. Это обусловлено развитием, обогащением и углублением интересов,
в центре которых стоит склонность к деятельности и потребность в ней;
повышением объема и качества знаний и умений, связанных с
совершенствованием этой деятельности.
Для осуществления той или иной деятельности необходимы свои,
определенные способности. Они не являются каким-то единичным свойством,
а входят в целостную систему свойств
личности, обеспечивающих в итоге успех в конкретном виде деятельности.
Поскольку музыкально-педагогическая деятельность характеризуется как
общими, так и специальными способностями, рассмотрения требует и те, и
другие, относительно профессии учителя музыки.
Педагогические способности являются не только предпосылками успешной
деятельности учителя, но и своеобразным отражением ее структуры.
Индивидуальные особенности личности связаны с характеристикой
профессиональной пригодности учителя, которые понимается как соответствие
избранной профессии, интересов, склонностей, потребностей, индивидуальных
черт характера. В процессе деятельности происходит постепенное изменении
природных свойств человека применительно к требованиям этой деятельности и
выявляются те качества специалиста, которые в дальнейшем составят структуру
его личности. Так, в музыкально-педагогической деятельности образуется
целостная структура личности учителя музыки, где музыкальные способности
становятся необходимым и обязательным компонентом.
Формирование музыкальных способностей подчиняется общим
закономерностям развития способностей.
Б.М.Теплов, изучая структуру музыкальных способностей, органически
связывая их с общим развитием личности.
Он впервые ввел понятия о музыкальности как систематическом выражении
музыкальной одаренности и определил ее основные компоненты: эмоционально-
эстетическом отношение к действительности, образное мышление, система
музыкально-слуховых представлений, включая различные качественные свойства
музыкального слуха, ладовое и ритмическое чувство.
Особое место в структуре личности учителя музыки следует отвести
мышлению как качеству, лежащему в основе его профессиональной деятельности.
При восприятии и исполнении музыкальных произведений ассоциации
возникают прежде всего под воздействием реально звучащей или слышимой
внутренним слухом музыки, которая вызывает определенные музыкальные
образы. Представления о характере и качестве звучания, о тембрах и
динамики музыкального произведения ассоциируются у музыканта с
представлением о том, как найти нужное качество звучания, о тембрах и
динамики музыкального произведения, какие использовать средства, чтобы
передать возникший в воображении художественного замысла.
Музыкальное мышление следует понимать как специфический вид
общечеловеческой способности мыслить. Закономерности мышления приобретают в
музыкальной деятельности своеобразный характер в силу того, что отражения
действительности происходит посредством обобщенных музыкальных образов. В
основе музыкального мышления лежат музыкально слуховые действия,
являющиеся комплексом взаимосвязанных музыкально-двигательных и
зрительных представлений.
Б.М.Теплов подчеркивал огромную роль музыкально-слуховых представлений
для любого вида музыкальной деятельности, которая включает в себя понимании
логики построения музыкального произведения, его формы, структуры и
помогает эмоциональному восприятию и глубокому проникновению в
художественный образ, лежащий в основе произведения.
Накопление музыкально-слуховых представлений происходит на базе
музыкального опыта, только человек с хорошо развитыми музыкальными
способностями (муз.слухом) в единстве звуковысотных, ладовых,
гармонических, тембровых, динамических компонентов, чувства ритма,
музыкальной памятью, воображением и эмоциональной чуткостью может развивать
их и у других, квалифицированно вести уроки музыки.
В связи с этим следует обратить внимание на то, что
современный учитель музыки должен знать достижения смежных наук
(физиологии, психологии, дидактики, музыкальной эстетики) и учитывать своей
практической деятельности.
Таким образом, для овладения учительской профессией целый комплекс
разнообразных способностей, при этом все способности проявляются и
формируются сначала в деятельности общепедагогической, а затем уже
специальной. Глубоко ошибочно мнение, будто учитель музыки должен быть
прежде всего хорошим музыкантом, а педагогический опыт придет в последствии
сам собой в процессе работы в школе. Лучше всего, если учитель подготовлен
и в педагогическом, и в музыкальном смысле.
Артистические, художественные, музыкальные способности
помогают более оригинальному и творческому осуществлению педагогической
деятельности только при высоком уровне развития
общепедагогических способностей.
б) Музыкально-теоретическая подготовка.
Особому рассмотрению подлежат те требования, которые предъявляются к
учителю музыки в связи со спецификой его работы в общеобразовательной
школе.
Теоретическая подготовка позволяет учителю музыки, глубже понимать
явления музыкального искусства, основные закономерности истории и теории
музыки в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Изучение теории и истории музыки необходимо учителю как для проведения