Творчество И. С. Баха

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:34, реферат

Краткое описание

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в одном из красивейших немецких краёв, в местах, издавна связанных с музыкой. Родина Лютера, арена революционной деятельности Томаса Мюнцера, Тюрингия никогда не была центром наиболее ожесточённых битв восставших крестьян и плебеев с феодалами.

Оглавление

1. Биография И. С. Баха
2. Творчество И. С. Баха
3. Сочинения И. С. Баха
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат История Музыки.docx

— 38.65 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный

Университет Культуры и Искусств

Факультет Культурологии

 

 

 

 

 

 

Реферат по предмету «История Музыки»

на тему: «Творчество И. С. Баха»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 237 – Д

Матвеев Артём

 

 

 

 

 

 

 

2007 г.

Содержание:

 

  1. Биография И. С. Баха

 

 

  1. Творчество И. С. Баха

 

  1. Сочинения И. С. Баха

 

 

  1. Заключение

 

  1. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография И. С. Баха

Иоганн Себастьян Бах  родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком захолустном городке  Тюрингии, в одном из красивейших  немецких краёв, в местах, издавна  связанных с музыкой. Родина Лютера, арена революционной деятельности Томаса  Мюнцера, Тюрингия никогда  не была центром наиболее ожесточённых битв восставших крестьян и плебеев  с феодалами. После Тридцатилетней войны, опустошённая и нищая, она  превратилась в глухую и сонную провинцию. И всё же отзвуки и воспоминания о давно минувших славных событиях, несомненно, жили в народе. Но понадобилось и много времени и могучий  гений, чтобы  воскрешённые образы прошлого, так же, как и видения далёкого будущего, обрели художественное  воплощение  в искусстве Иоганна Себастьяна Баха. 

Иоганн Себастьян всегда гордился тем, что принадлежал к  знаменитому  музыкальному роду. Музыкантами  были его дед, прадед, отец, братья отца, их дети, а также родные братья Иоганна  Себастьяна. Выдающимися  музыкантами  стали впоследствии его собственные  сыновья. В течение 17 – 18 веков  по Тюрингии расселилось такое множество  органистов, композиторов, скрипачей, флейтистов, капельмейстеров, трубачей из семейства Бахов,  что само слово «Бах» было едва ли не синонимом  слова «музыкант». Никто из этого  племени музыкантов  не добился  ни славы, ни громкой известности, хотя в фамильной  хронике Бахов  насчитывается больше пятидесяти  лиц, оказавших влияние на развитие немецкой музыки.

К профессии музыканта, уже традиционной для  мужской линии семейства  Бахов, Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Первым  учителем мальчика был его отец – скрипач, городской  музыкант в Эйзенахе. В школе Иоганн Себастьян пел в хоре, составлявшемся обычно из беднейших учеников младших  классов; за небольшую плату они  выступали на различных праздниках, а на похоронах и свадьбах пели духовные песнопения.

Девяти  лет Иоганн Себастьян остался  круглым сиротой и был взят на воспитание старшим братом Иоганном Кристофом. Последний – в своё время ученик крупнейшего  немецкого  органиста – композитора И. Пахельбеля – занимал должность  органиста  и школьного учителя в Ордруфе. Под руководством брата проходило  дальнейшее  музыкальное обучение Иоганна Себастьяна. Но гениально  одарённая натура  вряд ли могла  довольствоваться  педантичными, школьно  – ремесленными уроками Иоганна  Кристофа. Он оказался сухим, нечутким музыкантом. Для  пытливого, музыкального мальчика это было мучительно. Поэтому  ещё десятилетним ребёнком он стремился  к самообразованию. Узнав, что у  брата в шкафу храниться тетрадь  с произведениями прославленных  композиторов, мальчик тайком по ночам  доставал эту тетрадь и переписывал  ноты при лунном свете. Шесть месяцев  длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение  ребёнка, когда брат застал его однажды  за этим занятием и отобрал уже  переписанные ноты. Здесь – то и  проявились впервые сильные стороны характера Иоганна Себастьяна: настойчивость, целеустремлённость, упорство в труде.

Раннее  стремление к личной свободе  побудило пятнадцатилетнего юношу  оставить дом брата и искать средства для  независимого существования.

 

В 1700 году Иоганн Себастьян переселился  в город Люнебург.

Прекрасный голос, владение  игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему  поступить в хор  «избранных певчих», где он получал  небольшое жалованье. Здесь же, в Люнебурге, в 1703 году Бах закончил школу; он прекрасно учился и получил диплом, дававший право на поступление в университет. Но воспользоваться этим правом ему не удалось. Поставленный  перед необходимостью самому себе обеспечивать  свою жизнь, Бах должен был направить всё внимание и силы на совершенствование композиторского и исполнительского мастерства – единственного для него реального источника существования.

На художественное развитие Баха учителя  его детства не оказали  влияния. Он сам везде находил  и отовсюду извлекал лучшее и необходимое  для своего музыкального образования.  Жизнь музыкального искусства  в  его прошлом и настоящем служила  ему композиторской школой. Изучение богатейшего наследия, творческое постижение  современной ему музыки  шлифовали  и оттачивали музыкальные мысли  и  письмо Баха, помогали раскрыть самого себя, осознать свою творческую индивидуальность. Даже частые  перемены службы имели  свои положительные стороны, так  как давали возможность узнавать новые художественные явления. В  этом отношении Люнебург, как затем  Арнштадте или Веймар – значительные этапы большого творческого пути композитора.

В самом Люнебурге с 1692 года при церкви св. Иоанна работал  один из известных немецких композиторов, Георг Бём (1661 – 1733). Общение и  близость с большим художником – важный  фактор в формировании молодого музыканта. Так в атмосфере богатых и живых традиций постигал Бах искусство и мастерство. С Люнебургом кончились годы ученичества и ранней юности; началась новая полоса в многотрудной жизни композитора.         

В апреле 1703 года Бах в  качестве скрипача поступает на службу в небольшую княжескую капеллу  в Веймаре. Но там он пробыл недолго. Не удовлетворённый  работой и  зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста  Новой церкви в город Арнштадт  и в 1704 году туда переехал. Служба органиста  Новой церкви была несложной:  требовалось  умение прелюдировать на органе, разучивать с хором  культовые произведения и аккомпанировать хору во время  богослужения. В эти скромные обязанности, с которыми  мог бы справиться любой музыкант – ремесленник, Бах  вносил  молодое рвение, творческий пыл и фантазию, непривычные для  служебных норм протестантской церкви. Смелость музыкальных исканий  служили  причиной столкновения композитора  с начальством.

Осенью 1705 года, воспользовавшись предоставленным  отпуском, Бах, за неимением средств  на карету, отправился в Любек пешком. Концерты Букстехуде, его творчество, высокое мастерство исполнителя потрясли молодого музыканта. Всем существом  он впитывал драматически яркое, виртуозное искусство крупнейшего по тому времени мастера органной музыки. Увлечённый, он забыл о своей официальной службе и вместо положенного двадцати восьмидневного отпуска пробыл в Любеке  около четырёх месяцев.

 

В 1707 году Бах  переезжает в Мюльхаузен и поступает на такую же должность церковного музыканта.

 

В 1708 году Бах снова в Веймаре  на светской службе гофорганиста и  придворного музыканта герцога  веймарского.

В Веймаре Бах пробыл около десяти лет. Здесь впервые представилась  возможность раскрыть в разносторонней исполнительской музыке свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях: в качестве органиста, музыканта  оркестровой капеллы, в которой  приходилось играть на скрипке и  клавесине, а с 1714 года - и должности  помощника капельмейстера. Бах много  сочинял для органа, писал разного  рода пьесы для скрипки и клавесина, как помощник капельмейстера должен был создавать репертуар для  капеллы, в том числе кантаты  для исполнения в придворной церкви. Требовалось умение писать быстро, в самых различных  жанрах и  формах, применяясь к  разным исполнительским  средствам и возможностям. Для  Баха это была первая светская служба, где относительно свободно можно  было экспериментировать в ранее  мало доступной ему области светских музыкальных жанров.

Весьма  важным было соприкосновение с мировым  музыкальным искусством. В веймарский период он как органный композитор достигает творческих вершин. Лучшее из того, что создал Бах для этого  инструмента, написано в Веймаре: токката и фуга ре минор, прелюдия и фуга ля минор, прелюдия и фуга до минор и целый ряд других произведений.

В органном творчестве Бах опирался на давно сложившиеся традиции национального  искусства, обогащённого деятельностью  непосредственных предшественников композитора  – Бухстехуде, Рейнкена, Бёма, Пахельбеля. У них Бах научился придавать  своим творениям художественную завершённость,  ясность и красоту  форм, гибкость фактуры.

Ощутимые  результаты принесло серьёзное изучение скрипичного искусства Италии с  его блестящим концертным стилем, в котором сочеталась труднейшая виртуозная техника с пластикой  выразительных кантиленных мелодий  немало труда приложил Бах, чтобы  овладеть новыми жанрами творческими  приёмами  итальянских виртуозов. С этой целью он перекладывал скрипичные концерты Антонио Вивальди для органа и клавесина; в ряде органных и  клавирных фуг разрабатывал тематический материал Арканджело Коррели, Джованни Легренци, Томазо Альбинони.

 

В конце 1717 года Бах с женой и  детьми переехал в Кётен. Кётенский период – относительно спокойный в жизни композитора. Обязанности “Директора камерной музыки ” при маленьком захудалом дворе принца Кётенского не отнимали много времени и энергии. В Кётене значительно изменились требования и условия творческого труда. Любимый инструмент – орган – отсутствовал;  Но неблагоприятно сложившиеся обсоятельства обернулись положительно для клавирной и ансамблевой инструментальной музыки.Особенно в музыке для клавира.

 

Натура  художника всегда неудержимо стремиться к свежим, новым впечатлениям. И  очень скоро Кётен начинает тяготить Баха. По-прежнему он совершает свои артистические поездки, сопровождает принца в путешествиях, но стремление покинуть двор усиливается с каждым годом. К этому присоединились переживания  и соображения личного и семейного  порядка; смерть жены Марии Барбары, скончавшейся летом 1720 года в отсутствие Баха; желание дать своим сыновьям хорошее образование в большом  университетском городе. Вот почему в 1720 году Бах делает попытку устроиться в Гамбурге, где освободилась  вакансия органиста при церкви св. Якова.

 

Незадолго до того Бах был в Гамбурге и  играл на органе в присутствии  многих знатоков органного искусства. Монументальная  фантазия, которую  он импровизировал на тему духовной песни  “ На реках  Вавилонских”, потрясла слушателей. Престарелый Рейнкен, крупнейший из оставшихся органистов  баховского времени, обратился к великому артисту  со словами: “Я полагал, что это искусство  умерло, но вижу теперь, что в вас  оно ещё живёт”. Тем не менее  прошение Баха было оставлено без  внимания, а место предоставлено  бесталантной и ничтожной личности (вопрос решила крупная сумма денег, внесённая претендентом в церковную  кассу).

 

В конце 1721 года композитор женился на дочери трубача из Вейсенфельса Анне Магдалене Викельн. Музыкально одарённая, обладавшая хорошим сильным голосом, наделённая мягким и благородным  характером, Анна Магдалена сделалась  верным другом и помощником великого музыканта.

Намерение вырваться из Кётена не оставляло  Баха. Со смертью Иоганна Кунау  освободилось место в церкви св. Фомы в Лейпциге. Бах, неоднократно выступавший в этом городе, признанный выдающийся органист и импровизатор, решил предложить свою кандидатуру. Но и на сей раз для него это не оказалось  лёгким и простым. Советники магистрата искали музыкантов более “знаменитых” и место кантора сначала было предложено Телеману и капельмейстеру Граупнеру. Только после того, как оба ответили отказом, магистрат вынужден был “ удовлетвориться музыкантом среднего достоинства” и остановил свой выбор на Иоганне Себастьяне. Бах долго не мог решиться на унижающие достоинство и творческую свободу ограничения. Но выбора не было. Пересилив свои колебания, он принял требования лейпцигского магистрата.

 

В мае 1723 года Бах был утверждён  кантором школы св. Фомы и переехал со своей семьёй в Лейпциг.

 

Как кантор певческой школы при церкви св. Фомы Бах обязан был обслуживать  силами школы главные церкви города, нести ответственность за состояние  и качество церковной музыки. Но когда Бах приступил к своей  должности, школа находилась в состоянии  полного развала и упадка.

  Бах решает внести в магистрат   “в  высшей степени необходимый  проект  хорошего обслуживания  церковной музыки вместе с  беспристрастными рассуждениями  об упадке сей последней ”.  В этом документе он с горечью  и едва скрываемым возмущением  описывает состояние музыкального  дела, его материальные условия.

Преодолеть  скупость и косность лейпцигских  заправил Бах был не в силах.  Зато на “ строптивого” кантора  ополчилось всё чиновное начальство. “Кантор не только ничего неделает, но не хочет на сей раз давать объяснений ”. Решают, что “кантор  неисправим ”, и, что в виде наказания  следует снизить ему жалованье  и перевести в младшие классы.

Обстановка  в школе св. Фомы изменилась с  появлением в 1730 году нового ректора, образованного  филолога Гесснера – большого почитателя музыки Баха. Гесснер поддерживал  лейпцигского  кантора и старался  отвести от него бесчисленные неприятности. Но этот сравнительно светлый период длился недолго.

 

Тяжесть положения Баха несколько скрашивалось артистическими успехами. Издавна завоёванная  слава несравненного виртуоза на органе и клавире доставляла ему  новые триумфы, привлекала почитателей  и друзей, среди которых были такие  выдающиеся люди, как композитор Гассе  и его знаменитая супруга –  итальянская певица Фаустина Бордони. 

Информация о работе Творчество И. С. Баха