Творчество И. С. Баха

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:34, реферат

Краткое описание

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в одном из красивейших немецких краёв, в местах, издавна связанных с музыкой. Родина Лютера, арена революционной деятельности Томаса Мюнцера, Тюрингия никогда не была центром наиболее ожесточённых битв восставших крестьян и плебеев с феодалами.

Оглавление

1. Биография И. С. Баха
2. Творчество И. С. Баха
3. Сочинения И. С. Баха
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат История Музыки.docx

— 38.65 Кб (Скачать)

В 1729 году Бах, став во главе общества, с увлечением отдался работе, свободной  от назойливого вмешательства и  постоянного контроля. Он выступает  в качестве дирижёра и исполнителя  в публичных концертах, которые  устраивались в различных общественных местах. Новая форма музыкальной  деятельности выдвигала и новые  творческие задачи. Нужно было создавать  произведения, сообразовываясь со вкусами  и потребностями городской аудитории. Для выступлений Бах написал  огромное количество разнообразной  музыки; оркестровой, вокальной.  В  ней много выдумки, шутки и  изобретальности.

 

Смерть Баха, последовавшая 28 июля 1750 года, не вызвала сколько – нибудь заметного отклика. В наши дни надгробная плита в церкви св. Фомы, куда были пренесены останки великого композтора, - место постоянного паломничества огромного числа людей, преклоняющихся перед могучим гением Баха. Печально сложились судьбы жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена десять лет спустя умерла в доме призрения для бедных. Млажшая дочь Регина влачила нищенское существование.  В последние годы её тяжелой жизни ей помог Бетховен.

 

 

Творчество И. С. Баха

Основополагающую роль в  формировании искусства Баха сыграла  преемственная связь с протестантским движением и его музыкальной  культурой. Национальный и демократический  характер творчества Баха ведет свое начало от протестантского хорала –  этой, по словам Энгельса, «Марсельезы 16 века». Бах отдал дань всем областям музкального творчества, кроме оперы. Искусство Баха органически связано  с музыкальными школами и жанрами  разных  европейских стран, начиная  с 17 века, - хоровая полифония эпохи  Возрождения, протестантский хорал, немецкая песня, итальянская и немецкая органная музыка, клавирная и оркестровая  школы, французская клавесинная  музыка. Бах, так же как и Г.Ф. Гендель, был последним великим композитором эпохи Барокко. Оставаясь в рамках старых жанров, он бесконечно обогащал их чертами, заимствованными из других жанров и видов музыкального творчества.

Музыкальный язык Баха выходит за рамки своего времени, предвосхищая более поздние музыкальные стили, вплоть до романтизма. Скрещивание многоголосной линеарности с гармоничной аккордовой структурой породило в произведениях Баха богатство созвучий, неведомых его предшественникам. Бах превзошел своих современников в изумительном мастерстве формы. В его творчестве достигнута вершина  искусства полифонии. Произведения Баха отличаются единством всех элементов, уравновешенной, связанной крепкой внутренней логикой музыкальной структурой, строгой архитектоникой, огромным разнообразием приемов варьирования материала.

Громадное творческое наследие Баха, охватывающее свыше 1000 произведений в разных жанрах, можно разделить  на три сферы – вокально-драматическую, связанную главным образом с  Лейпцигом, органную (веймарский период), инструментальную, идущую от светской традиции и относящуюся главным  образом к кётенскому периоду.

Вокально-драматическое  творчество Баха включает около 300 духовных кантат, оратории: «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Магнификат», «Рождественская  оратория», «Пасхальная оратория», Месса си-минор и другие. В кантатах Баха образы человека раскрываются не в конкретном преломлении, а как  символы определенных этических  идей. Вместе с тем музыка кантат свободна от мистицизма. В мировоззрении композитора преобладает чувство беспредельной красоты и радости жизни. Выразительный стиль кантат, диапазон идей и настроений, определил облик всех хоровых произведений Баха. Выршины вокально-драматической музыки Баха – «страсти по Матфею» и Месса си-минор. В «Страстях по Матфею», повествующих о последних днях жизни и смерти Христа, достигнуто исключительное единство многоплановой структуры произведения. Традиционная сюжетная схема переплетается с лирико-психологическим, эпическим и драматическим элементами. Музыка воплощает идею нравственной стойкости и самопожертвования ради блага народа. Месса си-минор отмечена грандиозными масштабами и небывалым даже для Баха разнообразием формообразующих приемов и трактуется как свободный цикл пьес обобщенно-философского содержания с жизнеутверждающей музыкой. Даже по формальным признакам это монументальное произведения нарушает требования церковной службы.

Светские кантаты Баха (около 30) написаны, как правило, на случай. Не исключено, что некоторые из них  исполнялись со сценическим оформлением.

Знаменитый виртуоз-исполнитель  на органе, Бах создал произведения, являющиеся вершиной трехвекового пути развития органной литературы. В становлении органного стиля Баха огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям, трактованным в своем большинстве как своеобразный интимный дневник композитора. Каждая из них воплощает одно настроение. В этих свободных фантазиях осуществлялся сплав народного и высокопрофессионального искусств, что сделало смелые художественные искания Баха доступными слушателю.

В жанрах прелюдии и фуги, фантазии и токаты Бах выступил как  преемник немецкой органной школы. Вместе с тем он глубоко обновил ее традиции. Эмоциональное богатство  органных произведений Баха, их глубокая внутренняя сосредоточенность, драматический  размах при пышности звучаний и кажущейся  свободе формы не имеют параллелей с другими произведениями композитора. Бах объеденил в двухчастный  цикл полярные по своей выразительности  части – импровизационные токкату, фантазию, прелюдию гомофонно-гармонического характера и строгую полифоническую фугу. Эти произведения максимально  используют динамические и тембровые ресурсы современного композитору инстремента.

В области музыки для клавира  Бах первым создал концертные произведения (по образцу скрипичных). Он утвердил самостоятельное значение клавира  и открыл в этой области новые  пути, несмотря на несовершенство музыкального инструмента. Гениально осуществленную «Энциклопедию» музыкальных стилей 17 – 18 вв. Представляют собой 2 тома прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира», написанных во всех тональностях хроматические гаммы. Это было обусловлено  намерением показать равноценность  всех тональностей при новой системе  настройки инструментов, с тех  пор утвердившейся в музкальной практике, и вместе с тем выявить  характерную окраску каждой тональности. В клавирных произведениях Баха нашли свое развитие и традиционные жанры. В 6 «Английских» и 6 «Французских сюитах» Бах превращает каждый танец в лирическую поэму или сферу глубокого размышления. Ряд жанров был перенесён из из других областей музыки. В «Хроматической фантазии и фуге» Бах перенес в клавирное произведение блестящий виртуозный стиль, драматизм и патетику органных токкат и фантазий. В «Итальянском концерте» воссозданы все признаки скрипичного концерта. Среди клавирных произведений Баха – 6 партит, «Гольдбергские вариации», «Искусство фуги» и другие.

В истории оркестровой  музыки значительную веху представляют 6 Бранденбургских концертов» Баха с разным солирующим составом в каждом, 4 сюиты, основанные на танцевальных формах. Бахом созданы первые концерты для  одного и нескольких клавиров (по образцу  скрипичных концертов), концерты для  скрипки в сопровождении оркестра, сонаты для скрипки и сюиты  для виолончели (соло), произведения для флейты, виолы де гамба, лютни  и другие.

Много работал Бах над  усовершенствованием музыкальных  инструментов, в частности органа и клавира.

Сочинения:

Для хора и голосов с  оркестром -

Страсти по Луке (1712, подлинность оспаривается). Страсти по Иоанну (Johannespaesion, либретто Б. Брокеса и И. С. Баха, 1722-23), Страсти  по Матфею (Matthauspassion, либретто Пикандера, исполнено 1729, 2-я редакция- 1736, 3-я - 1739, 4-я - 1744), Страсти по Марку (Markuspassion, либретто его же, 1731, партитура утеряна), Магнификат (Magnificat, 1723); оратории- Рождественская оратория (Weihnachtsoratorium, 1734), Пасхальная оратория (Oster-Oratorium, 1734-36), Оратория на вознесение Христово (Himmelfahrts-Oratorium); мессы- Месса h-moll (Высокая  месса, 1733), 4 короткие мессы (F-dur, A-dur, g-moll, G-dur, около 1737);

Духовные кантаты -

сохранилось 199 кантат, в том числе: № 71- Господь, он мой царь небесный (Gott ist mein Konig, так называемая Выборная кантата, 1708), № 4 - Христос лежал в оковах смерти (Christ lag in Todesban-den. 1708), № 106-Трагическая  кантата (Actus Tragicus, 1711), № 12 - Слёзы, вздохи, трепет, горе (Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen, 1714), № 21-Я  много горя претерпел (Ich hatte viel Bekummernis, 1714), № 80 - Господь - моя твердыня (Ein'feste Burg ist unser Gott, 1730), № 27 - Кто знает свой последний час (Wer weiss, wie nahe mir mein Ende, 1730-1740), № 49 - Иду и страстно ищу (Ich geh' und suche mit Verlangen, 1730-1740), № 52 - Лживый мир, тебе не верю (Falsche Welt, dir trau' ich nicht, 1730-1740), № 156 - Стою одной ногой в могиле (Ich steh'mit einem Fuss im Grabe, 1730-1740), № 39- Раздели твой хлеб с голодным (Brich mit dem Hungrigen dein Brot, 1732), № 36 - Вознеситесь радостно ввысь (Schwingt treudig euch empor, 1732), № 1 - Как ярко светит утренняя звезда (Wie schon leuchtet der Morgenstern, 1735-1744);

Светские кантаты -

№ 208 - Одна охота лишь меня бодрит (Was mir behagt ist nur die muntre Jagd, Охотничья кантата, слова С. Франка, 1716), № 173-a - Светлейший Леопольд (Durch-Iaucht'ster Leopold, 1717), № 205 - Умиротворённый Эол (Der zulriedengestellte Aeolus, 1725), № 207- Раздор побежденный изменчивых струн (Vereinigte Zwietracht der wechselnden Saiten, исполнено 11 XII 1726), № 36-a-Да вознесутся желания ввысь (Steigt treudig in die Luft, исполнено 30 IX 1726), № 193-a - Вы, небесные чертоги, вы, сияющие светила (Ihr, Hauser des Himmels, ihr, scheinenden Lichter, исп. 3 VIII 1727), № 202 - Вы отступите, грустные тени (Weichet nur, betrubte Schatten, свадебная кантата, 1725, опубликована 1727), № 205 - Я развлекаюсь (кантата о жизни в довольстве, Ich bin in mir vergnugt, Kantate von der Vergnugsamkeit, исполнена до 1728), № 216 - Благодатный город на Плейсе (Vergnugte Pleissenstadt, исполнено 5 II 1728), № 201- Состязание между Фебом и Паном (Der Streit zwischen Phoebus und Pan, либретто Пикандера на сюжет из "Метаморфоз" Овидия, 1731), № 211- Пусть смолкнет болтовня (Schweigt stille, plaudert nicht. Кофейная кантата, слова №№ 1-8 Пикандера №№ 9-10 И. С. Б., исполнено 1732), № 206 - Скользите, игривые волны (Schleichet, spielende Wellen, 1733), № 213 - Геркулес на распутье (Hercules aut dem Scheideweg, исполнено 5 IX 1733), № 214- Звучите, литавры, и трубы, трубите (Tonet, ihr, Pauken, erschallet, Trompeten, 1733), № 215 - Славь своё счастье, благословенная Саксония (Preise dein Glucke, geseg-netes Sachsen, слова И. Клаудера, 1734), № 205-a - Шумите, недруги (Blast, Larmen, Ihr Feinde, исполнено 17 I 1734), № 207-a - Вздымайтесь, весёлых труб гремящие звуки (Auf, schmetternde Tone der muntern Trompeten, исполнено 3 VIII 1734), № 210- О чудный день, желанный век (О, holder Tag, erwunschte Zeit, oколо 1734-1735), № 212 - Начальство новое у нас (Мег hahn en neue Oberkeet, Крестьянская кантата, слова Пикандера, 1742);

Для окестра –

6 Бранденбургских концертов (1721), 5 увертюр-сюит (около 1721, 1729-30), симфония (обработка Бранденбургского концерта  № 1, около 1730);

концерты для инструментов с оркестром-

для скрипки с оркестром (a-moll, E-dur, около 1721; g-moll, D-dur отрывок; d-moll, около 1721), 7 для клавесина с оркестром (d-moll, E-dur, D-dur, A-dur, f-moll, F-dur, g-moll, между 1730 и 1733), 3 концерта для 2 клавесинов с оркестром (c-moll, C-dur, между 1727 и 1730; c-moll, около 1730), 2 концерта для 3 клавесинов с оркестром (d-moll, C-dur, между 1730 и 1733), концерт для 4 клавесинов с оркестром (a-moll, обработка  концерта А. Вивальди для 4 скрипок с  оркестром между 1730-1733), концерт для  флейты, скрипки, клавесина с оркестром (a-moll,- так называемый тройной концерт-Trippelkonzert, после 1730);

камерные ансамбли -

6 сонат для клавесина и скрипки,  сюита для клавесина и скрипки, 3 сонаты для клавесина и виолы  да гамбы (или виолончели), 3 сонаты  для клавесина и флейты, 4 сонаты ("инвенции") для скрипки и  чембало, 3 сонаты для флейты с  цифрованным басом; трио-сонаты: для 2 скрипок с цифрованным  басом, для 2 скрипок и чембало, для флейты и скрипки с цифрованным басом, для 2 флейт с цифрованным басом;

для органа-

6 органных концертов (1717), 18 прелюдий  и фуг (1700-17, 1723-39), 3 фантазии и  фуги (1700-08), 5 токкат с фугами (1700-08), 3 прелюдии (1700-08), 8 маленьких прелюдий  и фуг (1708-17), фуги (c-moll, G-dur, 1700-08; c-moll на тему Дж. Легренци, g-moll, h-moll на  тему А. Корелли, 1708-09; c-moll, 1716), фантазии (h-moll, C-dur, h-moll con imitazione, C-dur неоконченная, 1700-1717), пассакалия (1716-17), пастораль  (1703-07), канцона (1709), Allabreve (около 1709), педальное упражнение (Pedal-Exercitium, 1700-03), 46 хоральных прелюдий (включены в  Органную тетрадь - Ог-gelbuchlein, для  Вильгельма Фридемана Баха, около  1717), 6 хоралов, так называемые  Шюблеровские хоралы (между 1746-50), 18 хоралов, так называемые Лейпцигские  (последний - предсмертный - Пред  твой трон явлюсь я - Vor deinen Thron trct'ich hiermit, 1747-50), 5 канонических вариаций  на тему "С высот небесных" ("Vom Himmel hoch da komm ich her", 1746-47), 7 хоральных  вариаций на тему "Христос,  ты весь как светлый день" ("Christ, der du bist der helle Tag", около 1700), 9 хоральных вариаций на тему "О,  боже, ты святый боже" ("О  Gott, du frommer Gott", около 1700), 11 хоральных  вариаций на тему "Привет тебе, Иисусе любезный" ("Sei gegrusset, Jesu gutig", около 1700 и позднее), 17 вариаций  на тему "Хвала одному богу  в небесах" ("Allein Gott in der Hoh'sei Ehr'", около 1705);

для клавесина –

20 маленьких прелюдий (1717-23), 4 прелюдии  и фугетты (1700-08), 3 прелюдии и  фуги (1700-08, 1717-23, после 1723), 6 прелюдий  для начинающих (1717-23), 2 прелюдии-фантазии (1700-08), 15 двухголосных инвенций, 15 трёхголосных  симфоний-инвенций (1700-23), Каприччо в  честь Иоганна Христофа Баха (около  1704), Каприччо на отъезд возлюбленного  брата (Capriccio sopra la lontananza del suo fratello dilettissimo, 1704), фугетта c-moll (1700- 08), 2 фантазии  и фуги (1717-23, после 1723), фантазия  с неоконченной фугой C-dur (около  1708). 2 фантазии (1700-17), фантазия-рондо  c-moll (1700-08), фантазия-прелюдия (a-moll, 1708-17), Хроматическая фантазия и фуга (a-moll, 1720-23), 8 фуг (1700-17), 2 фуги на  тему Альбинони (1708-17), 7 токкат (1700-07, 1720), 2 сонаты (1700-09), ария с вариациями  в итальянской манере (Aria variata alla maniera italiana, a-moll, около 1709), сюита (g-moll, 1700-03), 3 сюиты (1708-17), сюита f-moll (неокончена, 1717-23), 6 французских сюит (первые 5 сюит  вошли в 1-ю нотную тетрадь  Анны Магдалены Бах, 1722), 6 английских  сюит (1720-22), Адажио (около 1720), Хорошо  темперированный клавир (1-я часть, 24 прелюдии и фуги, 1722; 2-я часть, 24 прелюдии и фуги, 1744), 6 партит (1726-30), Итальянский концерт F-dur (французская  увертюра, 1735), Ария с 30 вариациями (Гольдберговские вариации, 1742), 2 нотные  тетради Анны Магдалены Бах  (Notenbuchlein fur Anna Magdalena Bach, 1-я тетрадь, 1722, 2-я тетрадь, 1725), Клавирная книжечка (Klavierbuchlein) Вильгельма Фридемана  Баха (1720-23), Искусство фуги (1749-50);

 

для одного инструмента  соло-

3 сонаты для скрипки, 3 партиты  для скрипки, 6 сонат (сюит) для  виолончели, в том числе D-dur для  виолы помпозы, соната для флейты, 3 партиты для лютни. Маленькая  прелюдия для лютни; хоралы, духовные  и светские песни, в том числе- 4 мотета для 8 голосов (между  1733 и 1734), сольные (итальянские  кантаты, в том числе № 203- Амур изменник-Amore traditore, около 1734-35; № 209- He знаю, что такое грусть - Non sa che sia dolore, около 1734-35), каноны, в  том числе Загадочный канон  (посвященный Иог. Вальтеру, 1713), Загадочный 4-голосный канон (посвященный  Фр. Гудеману, 1727), 2-голосный канон  (посвященный И. М. Геснеру, 1734), Тройной 6-голосный канон (Canon triplex а 6 voc., 1747, представлен Бахом к  вступлению в Мицлеровское общество), 3-голосный канон (для И. Г.  Фульда, 1747), 7-голосный канон (для  Балтазара Шмид-та, 1749), 186 хоралов  для 4 голосов (опубликованы И.  Кирнбергом и К. Ф. Э. Бахом, 1784-87), около 30 песен на немецкие  духовные и светские лирические  тексты (в том числе 21 вошла  в так называемую "Музыкальную  книгу песен" Г. Шемели - "Musikalisches Gesangbuch" и 10 песен из 2-й нотной  тетради Анны Магдалены Бах);

Информация о работе Творчество И. С. Баха