Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:59, реферат
Если репродуктивная деятельность людей воспроизводит существующие модели, стандарты, образцы деятельности, то творчество – это вид деятельности, порождающий нечто новое, ранее не существовавшее. В реальной жизни люди часто сталкиваются с ситуациями, требующими принятия нестандартных решений, которые и являются творческими. Любой человек в той или иной степени обладает творческими способностями. Однако, когда индивид выходит за границы известного и достигает чего-то нового, то это новое может являться новым только для этого индивида, но не для общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА…………………………………………………..4
2 ВИДЫ И ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА…………………………………………..7
3 ТВОРЧЕСТВО И ИНТУИЦИЯ…………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА………………………………………………….
2 ВИДЫ И ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА…………………………………………..7
3 ТВОРЧЕСТВО И ИНТУИЦИЯ…………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Процесс познания включает в себя не только рациональные процедуры, но и нерациональные, которые, однако, осуществляются мозгом (как и рациональные) на основе особых биосоциальных закономерностей вне зависимости от сознания человека. К нерациональным процедурам относят творчество и интуицию.
Если репродуктивная деятельность людей воспроизводит существующие модели, стандарты, образцы деятельности, то творчество – это вид деятельности, порождающий нечто новое, ранее не существовавшее. В реальной жизни люди часто сталкиваются с ситуациями, требующими принятия нестандартных решений, которые и являются творческими. Любой человек в той или иной степени обладает творческими способностями. Однако, когда индивид выходит за границы известного и достигает чего-то нового, то это новое может являться новым только для этого индивида, но не для общества.
Подлинное творчество в науке, культуре всегда характеризуется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах всего общества. В зависимости от сферы, в которой реализуется творчество, различают следующие его виды: научное, техническое, художественное, профессиональное, детское и т.д. При этом личность является основным субъектом творчества.
Важнейшим механизмом творчества является интуиция. Различные поколения философов трактовали интуицию как внутреннее зрение, являющееся высшей способностью ума.
Целью работы является исследование вопросов касающихся философской природы творчества и интуиции.
Задачи работы: 1. рассмотреть понятие творчества; 2. определить виды и формы творчества; 3. проанализировать взаимосвязь творчества и интуиции.
Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций.
Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего. С этим органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно откровенно выразил Н.Бердяев: «Непостижимо, что есть творчество» [4, с.545].
Бросается в глаза несоответствие подобных представлений данным науки и практики. Однако одной лишь констатации такого несоответствия явно недостаточно. Правильнее, не сводя суть дела к логическим несообразностям, постараться увидеть в представлениях об "абсолютном" (божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения замысла и достижению максимально возможных результатов при минимуме средств.
Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества и соответствующие им социальные нормы и действия правомерно охарактеризовать как мистификацию творчества. Противоположные взгляды и действия, направленные на объективное познание природы творчества и эффективное использование творческих способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию творчества. Если иллюзорные представления, как правило, возникают стихийно, то их преодоление — в своей основе сознательный, целенаправленный процесс [5, с. 223].
В недавнем прошлом под творчеством понимались преимущественно духовная деятельность, умственный труд; выделялись также особые «творческие профессии», представляющие различные области искусства. На неправомерность сведения творчества лишь к искусству и связанное с этим узкое понимание творческого дарования обратил внимание выдающийся американский предприниматель, основоположник автомобильной индустрии США Г. Форд: «Утверждают, что творческая работа возможна лишь в духовной области. Мы говорим о творческой одаренности в духовной сфере: в музыке, живописи и других искусствах... Положительно стараются ограничить творческие функции вещами, которые можно повесить на стену, слушать в концертном зале или выставить как-нибудь на показ... Нам нужны художники, которые владели бы искусством индустриальных отношений… Нам нужны люди, которые могут составить план работы для всего, в чем мы видим право, добро и предмет наших желаний» [7, с. 218].
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям [9; с. 554].
Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Бытующее выражение «творчество природы» лишь метафора. Исходя из социальной специфики этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития.
Творчество, с учетом социальной принадлежности, следует рассматривать в связи с деятельностью человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической практики.
Творчество как особый вид человеческой деятельности следует отличать от других, нетворческих видов или проявлений деятельности. Так, творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной) деятельности. Выявляя необычные свойства вещей и их сочетаний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов. Вместе с тем такое противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя и момент деструкции в той мере, в какой необходимо устранить тормозящие факторы, освободить место для нового и т.д.
Противопоставление творческой и нетворческой деятельности выражается также с помощью пары категорий «продуктивное — репродуктивное». Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т. е. производящую новое, в отличие от репродуктивной, повторяющей известное (существующее). Понятно, что и это различие относительно, поскольку не существует как деятельности, решительно во всем оригинальной, так и полностью повторяющей известные образцы. Чаще их различают по преобладанию того или иного начала, по основной тенденции.
Трактовка творческой деятельности как продуктивной выводит на такие ее характерные признаки, как полезность (ценность) и новизна (оригинальность). Следует, однако, уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности, она присуща и репродуктивной деятельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна (оригинальность) — отличительный признак творчества. Но она не является самоцелью, и ее абсолютизация в отрыве от социальной полезности приводит к вычурным и спорным нововведениям, которые не могут быть внедрены в широкую практику. Так, например, чернильница с пробкой снизу наверняка была бы весьма оригинальной, но она совершенно неприемлема с практической точки зрения. Разнообразие хаотически сменяющих друг друга всегда незавершенных реформ, отличающихся именно новизной формы, но не содержания, невольно заставляет вспомнить народное изречение: «Все по-новому да по-новому, когда же по-доброму?»
Резюмируя изложенное,
можно принять следующее
В истории философии художественное творчество рассматривали как божественную одержимость (Платон), как «животворное дыхание бессознательного» (Э. Гартман), как мистическую интуицию (Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд) [9, с. 554].
В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в т. ч. воображение, а также обретаемое в обучении и практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла.
Проявления творческой деятельности многообразны. Это многообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и вместе с тем богатство сущностных сил человека. Определенные виды творчества тяготеют преимущественно к материально-практической или к духовной сфере общественной жизни. Так, например, техническое творчество направлено на преобразование прежде всего материального производства. Его наивысшее проявление — крупнейшие изобретения (паровая машина, космическая ракета, лазер). Научному и художественному творчеству принадлежит важнейшая роль в отражении и духовном пересоздании действительности: научные открытия дают представление об устройстве мира, литературные, музыкальные и другие шедевры постигают действительность и самого человека в художественных образах, существенно тем самым влияя на мировоззрение людей. Особое место занимает социальное творчество. В широком смысле слова оно охватывает все виды творчества, в узком — имеет своим предметом преимущественно совершенствование общественных отношений.
Разграничение сфер влияния различных видов творчества, отчасти закрепленное в специальных институтах, регламентирующих их функционирование и развитие (система образования и воспитания, право, творческие союзы и др.), не только не исключает, но, напротив, предполагает взаимодействие всех видов творчества: например, на стыке научного и технического творчества возникает научно-техническое творчество; своеобразный синтез художественного и технического творчества представляет собой дизайн.
Каждый вид творчества включает подвиды. В искусстве — это роды и жанры, в науке — различные сферы и типы исследования, в технике — изобретательство, конструирование и др. Наиболее сложным с этой точки зрения является социальное творчество, включающее ряд подвидов, которые, впрочем, могут перерасти в особые виды. Экономическое (хозяйственное) творчество — один из наиболее быстро развивающихся его подвидов — наиболее непосредственно реагирует на жизненные потребности людей и в значительной мере формирует их. К числу других подвидов относятся политическое, правовое, педагогическое творчество, связанные с соответствующими социальными институтами. Подвиды могут образовываться и в результате комбинирования основных видов творчества.
Дифференциация творческой деятельности не исчерпывается выделением основных видов и подвидов. Не менее важна дифференциация в аспекте форм творчества. Под формой творчества следует понимать специфический способ выражения его содержания, включая как внешнюю обусловленность, так и внутреннюю напряженность творческого действия.
Прежде всего, необходимо учитывать различие форм творчества в ценностном плане, т.е. в зависимости от вклада в культуру и социальный прогресс. Сравнительная шкала нововведений строится на основе их иерархической соподчиненности: определенные формы творчества рассматриваются как промежуточные ступени между репродуктивной деятельностью и наиболее выдающимися достижениями культуры. Место в этой иерархии характеризует уровень творчества. Формы творчества располагают при этом как от низшей к высшей, так и от высшей к низшей.
Применяя «восходящий» принцип расположения форм творчества, их совокупность можно представить в виде усеченной пирамиды. Нижнее, широкое, основание составляет самая многочисленная группа участников трудовой, научной, технической и другой деятельности, которые откликаются на запросы жизни, находя (иногда стихийно) оригинальные решения, не выходящие, однако, за пределы разового или местного применения.
Среднее основание социальной пирамиды, отражающее соответствующий уровень творчества, составляют инициаторы, результаты деятельности которых способствуют прогрессу определенных отраслей деятельности. Верхнее, узкое, основание содержит сравнительно немногочисленный слой новаторов, т.е. основоположников новых направлений духовно-теоретической или практической деятельности. В пределах этого уровня можно выделить «суперуровень», т.е. уникальных по своим способностям и энергии людей, придавших серьезное ускорение общественному прогрессу в целом (К. Маркс и Дж. Кейнс — в экономике, И. Ньютон и А. Эйнштейн — в физике, В. Шекспир и В. Моцарт — в искусстве и др.) [5, с.225].
Высшие формы творчества зависят от низших, поскольку достижению творческой самостоятельности предшествует подражание известным образцам. Взаимосвязь уровней происходит и в обратном направлении, которому, пожалуй, принадлежит главенствующая роль в условиях действующей культуры. Так, крупнейшие изобретения открывают новые направления общественного развития, побуждают к имеющим местное значение усовершенствованиям. Конечно, следует учитывать и непрерывное изменение градаций на шкале новизны в ходе исторического развития.
Второе направление дифференциации форм творчества осуществляется в зависимости от субъекта творчества — личности или коллектива. Различают индивидуальное и коллективное творчество. Как то, так и другое своеобразно воплощают различные пути формирования субъекта творчества и его социальную обусловленность. В индивидуальном творчестве главенствующим является стремление творческой личности к самостоятельности, свободе действий. Коллективное творчество предполагает необходимость сотрудничества (кооперации), личные интересы учитываются при этом опосредованно. Понятно, что различие между названными формами творчества не следует абсолютизировать, поскольку в «чистом виде» они не встречаются. Индивидуальное творчество, так или иначе, осуществляется в определенном коллективе. В свою очередь, плодотворное сотрудничество не только не исключает, но, напротив, требует ярких индивидуальностей. Применяемые в единстве обе формы творчества позволяют реализовать присущие личности потребности в самореализации, общении и придать коллективу необходимые ему стабильность и динамику.