Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:59, реферат
Если репродуктивная деятельность людей воспроизводит существующие модели, стандарты, образцы деятельности, то творчество – это вид деятельности, порождающий нечто новое, ранее не существовавшее. В реальной жизни люди часто сталкиваются с ситуациями, требующими принятия нестандартных решений, которые и являются творческими. Любой человек в той или иной степени обладает творческими способностями. Однако, когда индивид выходит за границы известного и достигает чего-то нового, то это новое может являться новым только для этого индивида, но не для общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА…………………………………………………..4
2 ВИДЫ И ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА…………………………………………..7
3 ТВОРЧЕСТВО И ИНТУИЦИЯ…………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….15
Третье направление дифференциации форм творчества проводится в зависимости от отношения к процессу труда, в соответствии с чем различают профессиональное и непрофессиональное (самодеятельное) творчество.
В первом случае создание нововведений и их включение в социальную действительность обусловлено самим характером деятельности, служебными обязанностями (работа в НИИ, КБ, театральных коллективах и др.).
Во втором случае творчество людей в той или иной сфере деятельности является побочным с точки зрения их социального статуса или основного круга занятий. Самодеятельное творчество выступает как дополнение к основной трудовой деятельности или как разновидность досуга. Оно же — резерв для развития профессионального творчества.
Таким образом, виды творчества определяются характером созидательной деятельности: творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т. п.
Способность постижения истины или идеи изобретения, открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логики именуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Интуиция — это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание [6, с. 514]. Она, как бы в одно мгновение пробегая по частям, по малейшим деталькам объекта, схватывает суть целого, как бы «вывертывая наизнанку» всю его подноготную. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно, схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время военного сражения, и, ясно осознавая «что к чему», находит правильное решение. Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического выведения); неосознанность путей получения результата; внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека.
Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи.
Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г) подсказка (аналогия) [8, с.236].
Интуиция сопряжена с возможностью ошибок. Поэтому необходимо тщательно проверять интуитивные решения, обращаясь к логике.
В философских течениях, которые обычно зачисляют по рубрике интуитивизма (Бергсон, Лосский) интуиция есть скорее данность, чем постижение непознанного. По Лосскому, мир есть органическое целое, поэтому между субъектом и объектом всегда есть гносеологическая координация, даже тогда, когда нет познания [3, с. 142]. Вместе с тем при характеристике интуиции как акта познания интуитивисты не склонны структурировать этот акт и чаще всего подчеркивают целостность интуиции. Фактически речь идет об эйдетической интуиции в ее нерасчлененном виде.
Поскольку пути возникновения интуиции не осознаются, постольку есть соблазн видеть тайну ин»сверхсознании», под которым К.С.Станиславский понимал высший этап творческого процесса, отличный как от бессознательного, так и от осознанного [2, с. 182]. Но творчество, интуиция детерминируются не только бессознательным, но и сознательным. Это ставит под сомнение отнесение интуиции исключительно к области бессознательного и иррационального (т.е. недоступного разуму).
Быстрое развитие всей сферы человеческого ставит задачу обучения творчеству. Науку по изучению творческой деятельности и методов обучения называют эвристикой. Сократические беседы, обмен мнениями, дискуссии, анализ проблемных ситуаций — все это способствует развитию духовных, творческих способностей личности. Интересно отметить, что эти способности могут быть усилены в процессе использования ЭВМ: когда построение системы правдоподобных моделей позволяет более эффективно вести поиск нового знания.
Интуиция и
творчество не поддаются формально-
Эвристическим содержанием обладают все принципы науки. Так, в физике используется принцип соответствия: должно быть соответствие между старой и новой теорией, в некотором пределе математический аппарат новой теории должен совпадать с математическими аппаратами старой теории. Когда Лобачевский создавал свой знаменитый вариант неевклидовой геометрии, то в качестве эвристического принципа он использовал постулат об обусловленности свойств пространства в микромире взаимодействиями молекул, вследствие чего для описания этого пространства необходима особая неевклидова геометрия. При введении выше представления об эйдетическом познании как единстве чувственного и рационального познания в качестве эвристического принципа использовалась метафилософия части и целого: эйдетическое есть целое, его частями являются чувственное и рациональное.
Но, отметим специально, категориальные соотношения метафилософии в процессе поиска нового имеют всего лишь эвристическое значение, т.е. они не гарантируют достижения истинно нового.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены два вопроса: что такое творчество и его основные виды, а также что такое интуиция. Мы выяснили, что творчество — это человеческая деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности, а интуиция это непосредственное неосознанно полученное знание.
Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства)— уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.
Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ