Управление муниципальным недвижимым имуществом в Старооскольском городском округе Белгородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

В условиях дефицита бюджета актуальной является изыскание резервов увеличения доходных статей со все большей ориентацией на недвижимость как на источник дохода.
Следует сказать, что для современной практики управления недвижимостью Старооскольского городского округа характерно:
переход на использование рыночных подходов к управлению недвижимостью;
формирование имущественных отношений без учета требований рынка;
формирование системы эффективного информационного обеспечения;
неадекватная (нерыночная) оценка стоимости объектов недвижимости и арендной платы за их использование.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ НЕДИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ……………………………………………

РАЗДЕЛ II.
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СТАРООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………..

РАЗДЕЛ III.
ПУТИ СОЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СТАРООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………...………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

Евгения - Совершенствование управления муниципальным недвижимым имуществом.docx

— 57.70 Кб (Скачать)

Порядок предоставления гражданам  земельных участков, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности, для целей, не связанных  со строительством регулирует ст. 34 Земельного Кодекса РФ (ЗК РФ)6. Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец заключает договор купли-продажи и предоставляет покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования (ст. 37 ЗК РФ)7.  

Следующая форма реализации муниципальной  недвижимости на рынке – приватизация. Приватизация означает передачу государственной  или муниципальной собственности (земельных участков, промышленных предприятий, зданий, жилых строений) за плату или безвозмездно в частную  собственность. Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в  собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, приобретают исключительное право  на приватизацию таких земельных  участков или приобретают права  аренды на них8.

Приватизация  муниципального  имущества (нежилого фонда) осуществляется органами  местного самоуправления самостоятельно  в  порядке,  предусмотренном  Федеральным законодательством. Приватизация муниципального недвижимого имущества  осуществляется  в соответствии   с   прогнозным   планом приватизации. В случае необходимости привлечения  дополнительных  денежных  средств   в местный  бюджет в прогнозный план могут вноситься соответствующие  изменения в установленном порядке.

Прогнозный план приватизации муниципального имущества подготавливается Администрацией муниципального района и в установленный   срок,  направляется Совету депутатов  муниципального района на утверждение. Он содержит перечень муниципальных  унитарных предприятий, акций открытых акционерных  обществ и объектов недвижимости, находящихся в муниципальной  собственности, и иного муниципального имущества, подлежащего приватизации в соответствующем году, согласно действующему законодательству.

В  прогнозном  плане  приватизации  указываются  характеристика муниципального  имущества, которое планируется  приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации. Прогнозный план направляется для утверждения  в  Совет  депутатов  муниципального  района одновременно с проектом бюджета  района на очередной финансовый год.

Администрация муниципального образования  ежегодно,  не  позднее 1 марта  представляет главе и в Совет  депутатов отчет о выполнении прогнозного плана приватизации муниципального  имущества за прошедший  год.

Другой распространенной формой реализации муниципальной недвижимости на рынке  является аренда. Наиболее распространена аренда зданий, помещений и земельных  участков.

Передача муниципального имущества  различным  организациям для использования  на условиях договора аренды является одним из важнейших видов непосредственной хозяйственной деятельности муниципалитетов  -   надежным источником пополнения местного бюджета и действенным   инструментом экономического развития территории9.

Не являясь монополистом на рынке  недвижимости, но, обладая  существенно большим, чем у любого другого собственника на данной  территории объемом ликвидного имущества, муниципалитет способен диктовать свои условия рынку: сдерживать рост и разброс цен, задавать уровень корректности и стабильности договоров, снижать уровень произвола в отношении арендаторов со  стороны частных владельцев недвижимости.

Управление муниципальным недвижимым имуществом представляет собой деятельность органов и должностных лиц  местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами  муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляемая в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления и контроля за их исполнением.

Исследование  мирового опыта муниципального управления показывает, что многообразие муниципальных  систем обусловлено особенностями  исторического, регионального и  политического характера различных  стран.

В развитии теории и практики управления муниципальной  собственностью Россия утратила подобный исторический опыт на этапе социалистических преобразований10.

Одним из древнейших институтов управления муниципальной  собственностью, выполняющих функцию  регулирования отношений на уровне местного сообщества, стала политика примирительного общинного хозяйствования. Принципы этой политики сформировались и существовали наряду с религиозными, моральными и брачно-семейными нормами.

Возникновение общинного хозяйствования обусловлено  потребностью общества в создании сбалансированных отношений на местном уровне, а  также в определении норм организации  и деятельности институтов управления муниципальным и местным хозяйством. Особенно распространенными субъектами управления общинным хозяйством в IХ-Х вв. были сельские общины. Главным органом управления в них было собрание старейшин двора, которое выступало в качестве института управления собственностью общин, и определяло нормы взаимоотношений ее членов. Однако развитие сельских общин - это только одно из направлений в развитии управления подобной собственностью.

В результате развития экономических связей и  укрупнения территориальных образований  в Х-ХI вв. начался процесс создания городов, повлекший за собой выделение муниципальной собственности, что предопределило формирование городского населения, а также института общественной собственности и необходимость владения, управления и распоряжения этой формой собственности. Предпосылкой к зарождению муниципальной собственности стали экономические процессы, связанные с разделением и кооперацией труда, а также урбанизацией, то есть повышением роли городов в развитии общества.

Обращение к историческому опыту управления муниципальными образованиями в  большинстве европейских стран  показывает, что основные принципы этого управления возникли на основе законодательных актов, то есть благодаря  пожалованию «хартии вольностей». Например, Германии, в начале Х в., император Генрих V подписал указ, который содержал свод правил для жителей города Шпейера. В этой «хартии вольностей» были отражены все моменты по формированию отношений в данном городе: «Наши горожане свободны от всякой торговой пошлины, какая до сих пор взималась в городе, также ничего не будет взиматься с тех, кто привозит собственное имущество на собственных или арендованных кораблях»11. В истории того времени жестко прослеживается связь имущественной основы с религиозными убеждениями. Система управления муниципальным образованием включала в себя исполнительные функции, осуществлявшиеся выбранными представителями, и законодательные функции, выполнявшиеся общим собранием горожан, для решения экономических, социальных и политических проблем муниципалитетов.

Этот  период характеризуется тем, что  экономическую основу муниципальных  отношений составляет функционирование корпоративного, интегрированного, взаимосвязанного сообщества, обеспеченного коллективностью  отношений через механизмы взаимопомощи и совместной хозяйственной деятельности. Но в механизмах муниципального управления имелись ограничения по возможному участию населения в местном управлении по признакам сословности, территориальной принадлежности, имущественного ценза. Нормативное регулирование управления муниципальными образованиями осуществлялось источниками разнообразными как по происхождению, так и по форме и содержанию.

В становлении  муниципальной собственности важнейшим  этапом является Великая французская  революция ХVIII в., которая провозгласила принцип разделения власти и в числе управляющей силы выделила коммунальную власть. Подобная идея муниципальной власти, как особого института управления, «сформулирована в 1790 г. в докладе Алена Турэ на национальном собрании Франции в ходе обсуждения реформы управления муниципальной собственностью»12. Трактовалась эта идея, прежде всего, исходя из природы городской собственности, характера управления ею, а также компетенции и полномочий муниципальной власти. Сторонники создания самостоятельных органов местного управления исходили из понимания «городской общины как свободной в решении местных дел по собственному усмотрению, без вмешательства государства, отстаивали права городов на самоуправление, утверждая, что это является естественным и не отчуждаемым правом. Противники теории свободной городской общины делали акцент на том, что управление муниципальным образованием в значительной степени формируется государством, и осуществляет, прежде всего, те функции, которые ему передаются теми или иными органами государственной власти». Такое неоднозначное понимание природы муниципальной собственности и управления ею оказало безусловное воздействие на характер реализации революционных воззваний Франции. Были созданы представительные органы местного управления -муниципальные собрания и исполнительно-распорядительные муниципальные администрации. Эти органы управления в городах были включены в состав исполнительных органов государственной власти в качестве низовых звеньев, как учреждения, ответственные за осуществление исполнительной деятельности и использование собственности перед населением муниципалитетов и перед правительством страны. Таким образом, весь круг экономических и социальных проблем муниципальных образований в XV-XVI вв. в ряде стран Европы был возложен на администрации городов.

Следующим историческим этапом экономико-политических преобразований на пути становления  развития муниципальной собственности  был этап усиления тенденции централизации  государственной власти и соответственно ограничения местного самоуправления. Например, в Германии действие этой тенденции усилилось попытками  преодолеть раздробленность, обеспечить проведение единых принципов управления в государстве. Такой «Всеобщий  Прусский уклад» (1794 г.) предусматривал включение муниципальных образований «в единую государственно-экономическую, правовую систему, которая должна была объединить принципы государственного регулирования и традиции общественного уклада»13. В результате этого города оказались лишенными всякой самостоятельности и попали под жесткую опеку государства. Даже право назначать должностных лиц в городах и сельских общинах, утверждение всех сделок о купле-продаже муниципальной собственности и заключение арендных договоров по использованию собственности муниципалитетов происходило по указанию государственных властей.

Основные  успехи в становлении муниципальной  собственности и развитии муниципального управления были достигнуты в XIX в. Первый опыт реформирования на этом этапе  был отмечен в Пруссии, так  как к началу того века эта страна находилась в экономическом упадке, который был обусловлен, в основном, неэффективной системой управления городской собственностью и местным хозяйством в целом. Реформа местного управления в Пруссии опиралась на опыт французских и бельгийских экономистов в области муниципальных исследований, в ней были сформулированы основные положения общественной теории самоуправления. Экономический смысл данной общественной теории заключался в следующем: государство должно признавать свободу муниципальных образований и предоставить им возможность самим управлять своими делами, но основная идея состоит в том, что муниципальная собственность, относясь к общественной, в то же время не является государственной формой собственности, и из этого, возможно, делать вывод, что и управление муниципальными образованиями носит негосударственный характер управления, следовательно, на местное управление возлагается осуществление хозяйственных функций. Экономическое содержание данной теории позволило подвергнуть критике практику управления государственными чиновниками муниципальным имуществом и городским хозяйством. Научно обосновывалась необходимость ограничения вмешательства центральных органов власти в повседневную жизнь городских образований и возможность передачи им основных полномочий по управлению местным хозяйством муниципальным органам.

Генезис муниципальной собственности и  системы управления городскими хозяйствами  отмечен этапностью социально-экономических преобразований, этот процесс отмечен при изучении мирового исторического опыта. Особое место в становлении муниципальных отношений отводится Германии, именно эта страна внесла значительный вклад в экономическое развитие и формирование платформы для последующего укрепления основ муниципального управления.

Основной  заслугой реформаторских преобразований в Германии в тот период было следующее: община стала рассматриваться как  основной субъект управления в рамках территориального образования, под  объектом самоуправления понималось не население, а его собственность, то есть имущественное владение населения и общины в целом.

Исторический  опыт Англии построен на создании собственной  теории управления муниципальными системами, и этапы этих преобразований начались с «реформы муниципального управления в 1888 г., которая завершила становление местного управления в этой стране в современном смысле этого слова». Это означает, что были определены территориальные основы управления муниципальной собственностью, определена организационная структура, самостоятельность местного хозяйства и самостоятельность местных образований в осуществлении отведенных полномочий. Данная реформа позволила определить соотношение членов муниципальных советов и состав членов парламента в зависимости от численности населения той или иной территории. Организация муниципальных систем в Англии сохранила некоторые ограничения субрегиональных образований в плане возможностей самоопределения и самофинансирования муниципальных территорий. Но именно Англия в идее укрепления муниципальных образований сформировала метрополитенские округа, то есть объединения мелкого городского образования с тяготеющей к нему сельскохозяйственной территорией; именно этот муниципальный подход позволил достаточно укрепить позиции муниципальной собственности и расширить возможности ее управления.

Становление муниципальной собственности и  формирование основ управления местным  хозяйством в основном завершилось  в большинстве стран Европы к  началу XX в., также этот процесс отчасти  был завершен и в отдельных  государствах Америки и Азии. Последующие  десятилетия только закрепили исходные основы управления муниципальной собственностью, которые были связаны с развитием  экономических основ муниципализма, расширением автономии органов местного самоуправления и усилением общей социальной направленности в деятельности субрегиональных образований. Особое внимание муниципальных властей уделялось обеспечению развития народного образования, социальной поддержке беднейших слоев населения, содержанию больниц, учреждению библиотек, музеев, театров и т. д. Наиболее крупные изменения в плане муниципальной политики произошли после окончания второй мировой войны.

Информация о работе Управление муниципальным недвижимым имуществом в Старооскольском городском округе Белгородской области