Система местного самоуправления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности местного самоуправления, его принципов и системы в РФ.
Нами поставлены следующие задачи:
дать определение понятия «местное самоуправление»;
определить сущность местного самоуправления в РФ;
рассмотреть правовые, территориальные и финансово-экономические основы местного самоуправления;
определить принципы местного самоуправления в РФ;
установить, какие гарантии имеет местное самоуправление в РФ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Понятие и принципы местного самоуправления .5
1.1 Понятие и сущность местного самоуправления в РФ ……………….....5
1.2 Основы и принципы местного самоуправления в РФ…………………10
1.3 Гарантии местного самоуправления в РФ …………………………......19
II. Система местного самоуправления в РФ…..……………………….……22
2.1. Понятие системы местного самоуправления…….... 22
2.2. Прямое волеизъявление граждан……………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………...28
Глоссарий………………………………………………………………………..30
Библиографический список…

Файлы: 1 файл

Понятие и система органов местного самоуправления в Российской Федерации.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

18 -Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юрист, 2002 –с.98.

19 -Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М.: Юрист, 1998. –с.48.


местного самоуправления, включающую десять групп из 46 общих  принципов.

Что касается частных  принципов местного самоуправления, то к ним можно отнести исходные начала и идеи, лежащие в основе его отдельных институтов. Так, принципами института муниципальной службы являются: профессионализм и компетентность муниципальных служащих; равный доступ граждан к муниципальной службе; единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ; правовая и социальная защищенность муниципальных служащих и другие.

 

1.3. Гарантии  местного самоуправления в РФ

Осуществление местного самоуправления в РФ имеет конституционные  гарантии. Статья 133 Конституции закрепляет основные гарантии местного самоуправления. Они носят общий характер и обеспечивают как право населения на самоуправление и составляющие его территориальные, финансовые, организационные и иные; права, так и права муниципальных органов, уполномоченных на ведение местных дел.

Местное самоуправление гарантируется  правом на судебную защиту. Она выступает  как барьер от неправомерных действий и решений, ущемляющих права местного самоуправления. ФЗ от 28 августа 1995 г. устанавливает, что граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.20


20 - Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Гарант Максимум.-ст.46

Кроме того, данный Закон  предусматривает обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет ответственность в соответствии с Законом .21

Согласно Конституции  РФ Конституционный Суд может  выступать гарантом прав местного самоуправления, осуществляя проверку конституционности соответствующих нормативных правовых актов и договоров, вынося решения по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов в связи с проверкой конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, давая толкование Конституции.

Функцию защиты прав местного самоуправления выполняют также  конституционные (уставные) суды субъектов  Федерации. Согласно ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федераций», данные суды могут рассматривать вопросы соответствия законов субъектов Федерации, нормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления субъекта Федерации конституции (уставу) субъекта Федерации.22

Статья 133 Конституции  РФ содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами. В частности, ФЗ от 28 августа 1995 г. исчерпывающим образом очерчивает круг полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления; определяет, что законодательное регулирование субъектами Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией и настоящим ФЗ; закрепляет положение о том,


21 - Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Гарант Максимум.-ст.44

22-Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СПС Гарант Максимум.- ст.27

что федеральные законы, законы субъектов Федерации, устанавливающие  нормы муниципального права, не могут  противоречить Конституции и  настоящему ФЗ, ограничивать гарантированные  ими права местного самоуправления, В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции, данного ФЗ применяются положения Конституции, настоящего ФЗ; исходит из того, что положения настоящего ФЗ в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Недопустимость ограничения  конституционных и законом установленных  прав местного самоуправления предполагает равенство муниципальных образований  в этих правах и исключение дискриминации  между ними. Акты органов государственной власти, нарушающие муниципальные права, подлежат отмене, могут быть в судебном порядке признаны недействительными.

Субъекты Федерации  не могут понижать федеральный стандарт прав и гарантий местного самоуправления, но они вправе в пределах своих возможностей повышать его.

ФЗ от 28 августа 1995 г. гарантирует  рассмотрение обращений органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления органами государственной власти.

Местное самоуправление гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Таким образом, все вышеперечисленные  гарантии представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения им своих задач и функций.

 

II. Система местного самоуправления в РФ

2.1 Понятие  системы местного самоуправления

Местное самоуправление, являясь частью системы государственного устройства, в свою очередь также  представляет собой определенную систему взаимодействующих элементов. Единого подхода к определению в юридической литературе пока не сложилось.

Так О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев определяют систему местного самоуправления как совокупность организационных  форм в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.23

Несколько иной подход к  определению системы местного самоуправления предлагают авторы И.В. Выдрин и А.Н. Кокотова. По их мнению, это «совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собой и с внешней средой в процессе отправления самоуправленческих функций.24

Т.М. Бялкина говорит  о системе местного самоуправления как о «совокупности общественных отношений, складывающихся в процессе деятельности местных территориальных коллективов по самостоятельному и  ответственному решению закрепленных за ним вопросов местного значения, устанавливаемых и регулируемых нормами права».25

На наш взгляд наиболее удачным  является определение системы местного самоуправления в РФ О.Е. Кутафина и  В.И. Фадеева. При рассмотрении системы  местного самоуправления в РФ, мы будем  придерживаться данной точки зрения.


23 -Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юрист, 2002 – с.137.

24,25-Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. 2002. № 4.- с. 38.

2.2. Прямое  волеизъявление граждан

Закон закрепляет несколько групп организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в РФ.

Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные  формы прямого волеизъявления граждан.

На первое место в  этом отношении Конституция РФ ставит референдум. Местный референдум, согласно ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации», - это форма  прямого волеизъявления граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме и место жительства которых расположено в границах муниципального образования, по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования.26 Местный референдум по своей юридической силе выше юридической силы актов органов местного самоуправления. Референдум необходим, по крайней мере, в двух случаях, предусмотренных ФКЗ: при изменении границ территории или при определении структуры органов местного самоуправления. Он используется при определении судьбы собственности и по другим вопросам.27

В настоящее время  в РФ нет специального закона о  местном референдуме. Общие положения  о местном референдуме изложены в ФЗ от 28 августа 1995 г.

Местный референдум проводится по вопросам местного значения. Решение о его проведении принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения, в


26-Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

27-Федерации» // СПС Гарант Максимум.- ст.2.Баглай M.B. Конституционное право России. М.: Норма, 2002.- с.723

соответствии с уставом  муниципального образования. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Они участвуют в нем непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление осуществляется гражданами и путем муниципальных выборов. Их назначение определяется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы власти, через которые населением в первую очередь осуществляется местное самоуправление, а также получают свои полномочия главы местной администрации. Однако только этим значение выборов не ограничивается. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает предпосылки для их удовлетворения.

К числу федеральных  законов, являющихся правовой основой  выборов в органы местного самоуправления, относится, прежде всего, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Субъекты Федерации принимают собственные законы о порядке проведения муниципальных выборов (в Камчатской области - это закон от 30 августа 1999 г. «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Камчатской области»).28 При этом формулируемые в указанных актах положения не могут противоречить федеральным законам, но в них могут устанавливаться дополнительные гарантии избирательных прав граждан.

Федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти субъектов Федерации гарантируют  проведение муниципальных выборов. Это означает, что названные органы создают необходимые правовые, материально-технические, финансовые и иные условия для таких выборов, не препятствуют их проведению и защищают избирательные права граждан.

В муниципальном образовании  для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок их созыва и проведения, принятия и изменения решений, пределы компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Помимо референдумов, выборов, собраний (сходов) граждан  в практике местного самоуправления используются и другие формы непосредственной демократии. В частности, ст. 25 ФЗ от 28 августа 1995 г. закрепляет право населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Она реализуется в соответствии с уставом муниципального образования и заключается в основном в том, что население вносит в органы местного самоуправления проекты правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению в течение 2-х месяцев на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию.

Кроме того, граждане непосредственно  участвуют в решении дел местного значения путем индивидуальных и коллективных обращений, направляемых  в  органы  местного  самоуправления  и  должностным  лицам


28 -Закон Камчатской области от 30 августа 1999 г. «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Камчатской области» // СПС Гарант Максимум.

местного самоуправления. Классифицируя обращения граждан к муниципальным органам и их должностным лицам, следует иметь в виду содержание и особенности этих обращений, которые обусловливают неодинаковые юридические последствия их рассмотрения. В частности, различаются три вида обращений: предложения, заявления и жалобы.  Предложения - это мнение людей о том, как, какими путями можно усовершенствовать работу органов местного самоуправления, что следует сделать для решения проблем местной жизни. Заявления обычно содержат просьбы об удовлетворении нужд и потребностей людей (об улучшении жилищных условий, назначении пенсий, освобождении от налогов или предоставлении налоговых льгот и т.д.). Жалобы, как правило, содержат сведения о нарушенных правах, свободах и законных интересах их авторов и просьбы устранить эти нарушения. Соответствующие органы и должностные лица обязаны дать ответ па существу обращений граждан в течение одного месяца. Законами устанавливается административная ответственность за нарушение сроков порядка ответов на обращения граждан.

Информация о работе Система местного самоуправления в РФ