Символы муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение понятия символики муниципального образования, его сущности и форм. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие официальной символики муниципального образования;
2) определить порядок государственной регистрации официальной символики муниципального образования;
3) проанализировать статус официальной символики МОГО «Ухта».

Оглавление

Введение 4
1. Официальные символы муниципальных образований 6
1.1. Виды, статус, назначение символов муниципальных образований 6
1.2. Порядок разработки и утверждения официальных символов муниципальных образований 8
1.3. Государственная регистрация официальных символов муниципальных образований 9
1.4. Герб муниципального образования 10
1.5. Флаг муниципального образования 11
1.6. Должностные знаки муниципального образования 12
1.7. Наградные знаки (знаки отличия) 12
1.8. Эмблемы муниципальных образований 13
1.8.1. Эмблема, замещающая герб 13
1.8.2. Эмблемы подразделений органов местного самоуправления, муниципальных органов, организаций, учреждений и предприятий 13
2. Краткая история развития символики в России и Республике Коми 14
3. Официальная символика муниципального образования городского округа «Ухта» 18
3.1. Историческая справка 18
3.2. Общие сведения о МОГО «Ухта» 20
3.3. Герб Ухты 23
3.4. Флаг Ухты 27
3.5. Должностные знаки и наградные МОГО «Ухта» 28
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 9 39

Файлы: 1 файл

курсовая работа Муниципальное управление.docx

— 559.77 Кб (Скачать)

Назначение флага заключается  в том, чтобы обозначать муниципальное  образование визуальным способом. Специфика  назначения флага в том, что флаг позволяет обозначить владельца  зримо, доступен обозрению с большого расстояния.

В отличие от герба, обозначающего  по преимуществу власть и властные полномочия, флаг является общедоступным  в употреблении, наиболее объединяющим знаком.

Функции флага определяются его назначением. Флаг обозначает территорию муниципального образования, здания, в  которых располагаются органы местного самоуправления муниципального образования, организации и учреждения находящиеся  в муниципальной собственности  или муниципальном управлении, кабинеты должностных лиц и залы официальных  заседаний муниципальных образований; собрания жителей муниципального образования, колонны и транспортные средства; служат средствами украшения и праздничной  эстетики.

Поскольку флаг строится на основе герба, смысловое значение его  композиции определяется толкованием  символики соответствующего герба. Учитывая, что флаги используются на открытых пространствах и должны ясно распознаваться с расстояния, в ветреную и безветренную погоду, четкость композиции, оригинальность и читаемость флага являются важнейшим  вопросом при его разработке, делая  второстепенными вопросы толкования символики флага.

1.6. Должностные знаки  муниципального образования

Должностные знаки (или знаки  различия) служат знаками визуальной (зрительной) идентификации лиц, занимающих руководящие и ответственные  должности в структуре органов  местного самоуправления.

Наиболее распространены знаки:

- главы муниципального  образования (главы администрации  муниципального образования);

- депутатов представительных  органов местного самоуправления.

Должностные знаки обыкновенно  представляют собой металлические  изделия, предназначенные для ношения  на костюме (на груди (посредством крепления  булавкой или винтом) или на шее - на декоративной цепи).

Должностные знаки должны строиться на основе герба соответствующего муниципального образования или  флага муниципального образования.

1.7. Наградные знаки (знаки  отличия)

Наградные знаки (знаки отличия) служат для визуальной идентификации  лиц, чьи заслуги перед муниципальным  образованием признаны и официально отмечены органами местного самоуправления.

Наградные знаки могут  вручаться по решению Главы муниципального образования или представительного  органа местного самоуправления.

В качестве наградных знаков могут использоваться самые разнообразные  средства: нагрудные знаки и медали, настольные и настенные медали, нашейные знаки (а также иные носильные  знаки, например: броши, перстни, браслеты), почетные дипломы, грамоты и благодарности, сувениры особого рода, ценные подарки  и т.п. Отнюдь не все наградные  знаки нуждаются в официальном  утверждении – сувениры, ценные подарки и т.п. могут изготавливаться  и вручаться без специального утверждения.

Наградные знаки муниципальных  образований должны иметь названия. Например: «Знак «Почетный гражданин  города …», «Знак «За заслуги  перед городом …» и т.п.

1.8. Эмблемы муниципальных  образований

1.8.1. Эмблема, замещающая герб

В редких случаях, требующих  специального обоснования, вместо герба  основным официальным символом муниципального образования может служить эмблема.

Порядок создания, согласования, утверждения, регистрации и использования  таких эмблем аналогичен порядку  создания, согласования, утверждения, регистрации и использования  гербов.

Отличие эмблем от гербов заключается  в правилах составления и одном  правиле использования.

Правило использования –  эмблема является графически неизменной. Все изображения эмблемы должны строго соответствовать ее утвержденному  рисунку и могут варьироваться  только в размерах.

Правила составления эмблем крайне свободны. В эмблемах могут  наличествовать любые изображения, любые цвета, любые сочетания  изображений и цветов, всевозможные надписи и т.д.

Эмблемы (и их трансформация ХХ века – логотип) широко используются в символике различных предприятий, корпораций и общественных организаций. Основными же знаками государств, регионов и муниципалитетов были и остаются гербы.

1.8.2. Эмблемы подразделений органов местного самоуправления, муниципальных органов, организаций, учреждений и предприятий

В практической деятельности муниципальных образований может  возникнуть необходимость обозначить специальными знаками подразделения  органов местного самоуправления, органы, организации, учреждения и предприятия, находящиеся в муниципальной  собственности, муниципальном управлении или учрежденных (соучрежденных) муниципальным образованием.

 

 

2. Краткая история развития символики в России и Республике Коми

Проследив развитие символики  в России и РК, можно понять, откуда и для чего появились гербы, как развивалась геральдика в разные периоды истории, какое значение имеет символика в современной жизни общества.

Символом города и государства  с давних пор считается герб. Слово  «герб» в переводе с немецкого  означает «наследство». В рисунке  герба в символической форме  выражена история государства или  города, которому он принадлежит. Гербы  передаются из поколения в поколение  и не меняются без особой исторической необходимости.

Слово «герб» в славянский язык пришло довольно поздно, его эквивалентом служило слово «печать». Следует  иметь в виду, что в эпоху, когда  грамотных людей практически  не было, использование гербового  знака для подписи и для  обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный  знак был понятен и неграмотному человеку.

Развитие геральдики обусловлено, прежде всего, закономерностями развития той или иной страны. На Руси издавна существовали эмблемы великих и удельных княжеств. Они служили знаками собственности, родовыми символами и атрибутами княжеской власти.

В 1672 г. был составлен первый русский  гербовник. В нем изображены 33 герба  царств, княжеств, земель, названия которых  входили в царский титул. Представленные в "Титулярнике" земельные эмблемы не выражали автономия областей и не свидетельствовали о самоуправлении. По - видимому, лишь условно их можно отнести к гербам; скорее это рисунки эмблем, ибо в них отсутствуют стилизация, присущая гербу, определенная геральдическая ориентация фигур, геральдическая цветовая гамма. Тем не менее эмблемы приобретают в "Титулярнике" характер завершенности и почти без изменений появляются в создаваемых затем городских гербах.

В 1692 году впервые документально  зафиксировано, что эмблемы областей являются одновременно и городскими эмблемами.

Петровские реформы, повысившие роль городов в стране, способствовали и развитию городской геральдики как государственной знаковой системы.

Большой интерес к городским  гербам в последней четверти XVIII века обусловлен подготовкой и проведением  реформы местного управления. При  Екатерине II герб служил в качестве символа самоуправления города. Сделавшись одним из элементов делопроизводства, гербы, естественно, стали включать не только информацию о самом городе, но и указание на то, к какой губернии он относится.

С 40-х годов XIX в. наблюдается  оживление деятельности Герольдии  по "сочинению" городских гербов. В связи с этим Герольдия "истребовала" от всех губернских правлений и дворянских собраний копии с гербов губернских, областных, уездных городов и составила подробный реестр всем городам империи, установив попутно, какие из них еще не имели гербов. В городских гербах предписывалось убрать губернские гербы из верхней половины щитов, распространить изображение собственной эмблемы города на весь гербовой щит.

В конце XIX - начале XX в. многие города, не имевшие гербов, создавали их уже собственными силами, без участия департамента герольдии. Поэтому гербы не соответствовали ее требованиям.2

После свержения царского режима в 1917 г. специального акта, упраздняющего  старые гербы городов и губерний, советское правительство не принимало, но политические условия не способствовали использованию региональных символов. Место в государственной системе, занимаемое Герольдией опустело, её функции  не были переданы ни одному из советских  учреждений.

Интерес к символике начался  во времена Н.С. Хрущёва. Стихийно на протяжении почти тридцать лет было создано около тысячи советских городских гербов, ставших заметным явлением в советской культуре. Созданием городских гербов стали заниматься самодеятельные и профессиональные художники. Появилось движение «каждому городу - свой герб». Были реабилитированы дореволюционные городские гербы, изображения которых стали появляться на значках, открытках, туристических сувенирах и в краеведческих изданиях. Тогда при изображении гербов было обязательным помещать на щит название города и дату его основания. Довольно забавно смотрелись гербы переименованных городов, например, река и рыба, а сверху написано не Рыбинск, а Андропов.

В 1970-е гг. появились гербы  городов, возникших уже в годы советской власти. С 1971 г. по 1983 г. в нашей республике горсоветами были приняты к использованию гербы городов: Воркута, Ухта, Инта, Печора.

В конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. процесс создания советских городских гербов был остановлен «сверху».

В 1987-1989 гг. начался процесс  активного геральдического творчества. В 1987 г. в Москве была образована комиссия по созданию и пропаганде новых городских  гербов во главе с членом-корреспондентом АН СССР Ю.А. Поляковым, которая разрабатывала рекомендации по составлению городских гербов. 20 февраля 1992 г. была образована Государственная геральдическая Служба Российской Федерации. Эта служба должна была проводить геральдическую экспертизу гербов, флагов и иных символов России и рекомендовать их к утверждению органами местного самоуправления, после чего они вносились в Государственный геральдический Регистр. Тем самым гербы и флаги вводились в ранг важных символов Российской государственности.

Если рассматривать историю  возникновения символики в Республике Коми, то только два герба, Усть-Сысрльский 1780 г. и Удорский XVI в., были предложены «сверху». Все остальные, и советские, и новые российские, создавались местными художниками, которые в основном не были профессионалами в области символики. Эти гербы утверждались органами самоуправления на местах и начинали пропагандироваться в печати. Из-за несоответствия требованиям закона РФ большинство из них не были зарегистрированы, и впоследствии подвергались многочисленным переделкам. Примером этого могут быть гербы Сыктывкара и Сосногорска. Гербы Печоры, Инты и Ухты остаются до сих пор неизменными.

Сопоставив историю развития геральдики в России и Республики Коми можно сделать вывод о  том, что их основные этапы развития совпадают. Особенностью современной  символики в нашей республике можно считать довольно широкое  использование образов пермского  звериного стиля, т.е. обращение к  древней истории и культуре народа коми. Это весьма оправдано и согласуется  с основными направлениями социальной и национальной политики Республики Коми. 

Геральдика в современной  России и так же в Республике Коми превращается в актуальную общественную дисциплину, отображающую качественные изменения в политическом устройстве государства и общественном сознании его граждан. Это живая система, она изменяется и развивается. Сохраняются  исторические гербы и создаются  новые. Герб - это не только законодательный  знак, но и памятник истории, передающийся из поколения в поколение. «Читая»  герб о нас будут судить современники - земляки, российские или иноземные  гости,  наши потомки. Они оценят, как мы относились к своей Родине.

 

3. Официальная символика муниципального образования городского округа «Ухта»

3.1. Историческая справка3

В дореволюционный период большая часть территории Ухтинского района входила в Печорский уезд Архангельской губернии.

Основная часть жителей  занималась скотоводством, охотой. Исследователь  В.Н. Латкин, побывавший в 1843г. в верховьях реки Ижмы написал, что жители "живут довольно хорошо; занимаются скотоводством, ловят в борах много тетеревей, стреляют белку".

О существовании здесь  нефти было известно еще в XV веке. Начало Ухтинским нефтепромыслам, расположенным по р. Ухте, ее притокам Чуть, Ярега, Нижний Доманик, Чибью, р. Лыаёль (приток р. Седъю) было проложено в 20-х гг. 18 века.

В 1745 г. рудоискатель Г.И. Черепанов "сыскал" нефтяной ключ, который истекал со дна реки. Вероятно, на его базе архангельский рудоискатель Ф.С. Прядунов основал промысел ("нефтяной завод"), который в 1753г. перешел к вологодскому купцу АИ. Нагавикову, затем к яренскому купцу М.С.Баженову. Добыча нефти производилась периодически путем счерпывания с речной поверхности и из прибрежных ям. Годовой сбор составлял от 0,1 тонны (1749 г.) до 0,86 тонны (1758 г.). Всего до 1767 г. добыто 3,6 т нефти. В 1748 г. нефть с р. Ухты была доставлена в Москву, где в лаборатории Берг-коллегии осуществлена ее перегонка. В 1868 г. на средства М.К. Сидорова началась проходка скважины, которая была продолжена в 1872-1873 гг. до глубины 52,9 м. Из этой и пробуренных более мелких скважин добыто 32 тонны нефти, которая направлялась на торгово-промышленные выставки, в университеты, музеи, использовалась для опытов, как топливо на пароходах, предназначенных для плавания по р. Печоре и морям Ледовитого океана. В 1900-1906 гг. территория Ухтинских нефтяных промыслов находилась в концессии у графа Канкрина, который не производил никаких работ. Оживление наступило в 1907 г., когда на р. Яреге забурил скважину капитан Ю.А. Воронов, на р. Чуть - генерал А.И. Абаковский и др. В 1914 г. А.Г. Гансберг создал, так называемый, Варваринский промысел, на котором бурил, добывал нефть и построил нефтеперегонный (керосиновый) завод, который проработал до 1924 г.

Информация о работе Символы муниципальных образований