Проблемы управления системой ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами – один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный комплекс, – поставщики ресурсов, управляющие и подрядные организации, органы регионального управления и местного самоуправления – должны согласовывать свои действия в целях повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ЖКХ В РФ
1.1 Понятие и структура ЖКХ: сущность, особенности, основные сферы инженерного обеспечения
1.2 Современное состояние ЖКХ в РФ и причины кризиса реформы системы ЖКХ
1.3 Реформа ЖКХ: цели, принципы, направления, механизмы реализации
2. ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЖКХ
2.1 Проблемы управления системой ЖКХ
2.2 Основные направления совершенствования и новые технологии в системе ЖКХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).doc

— 212.50 Кб (Скачать)

3) Создать конкурентную среду в сфере ресурсообеспечения поселений достаточно сложно в силу естественного монополизма производителей. В то же время начинается процесс формирования локальных рынков в системах теплоснабжения ряда муниципальных образований при наличии нескольких источников тепла, подключенных к единым городским сетям, а также установки местных высокоэкономичных источников теплоэнергии (на многоквартирный жилой дом или на группу домов). Последние успешно конкурируют с системами централизованного теплоснабжения за счет экономии затрат на транспортировку и сокращения неизбежных потерь.

4)Привлечение частных инвестиций в предприятия инженерной инфраструктуры муниципальных образований возможно при получении инвестором существенной экономии от сокращения потерь ресурсов в процессе их выработки и транспортировки до конечных потребителей. Это делает сферу ресурсоснабжения инвестиционно привлекательной. Предполагается развитие концессионных схем привлечения инвестиций в модернизацию объектов коммунальной энергетики, для чего требуется создание необходимой нормативно-правовой базы15.

5) Внедрение энергоэффективных технологий в систему ЖКХ в целом является одним из наиболее перспективных и многообещающих направлений, но процесс внедрения энергосберегающих технологий в ЖКХ невозможен без участия государства. Его задача – установление ценовой политики и инвестирование данной сферы. Такие инвестиции выгодны, при том, что они могут быть целевыми.

В наше время главным препятствием для внешних инвестиций энергосберегающего оборудования является финансовая нестабильность, невозможность страны во время выделять деньги на поддержание работоспособности энергосберегающих установок. Также отсутствует опыт оценки инвестиций в энергосбережение со стороны банков, что приводит к завышению рисков при оценивании оценке соответствующих проектов. Нет также достаточного опыта и компетентных консультантов по вопросам энергосбережения. Однако многие предприятия занимаются активным внедрением энергосберегающих программ. Как правило, компании внедряют следующие типы технологий, которые имеют высокие энергосберегающие показатели, а именно:

  • замена старого оборудования новым;
  • общие технологии для широкого спектра предприятий, которые связаны с применением энергии, обычно состоят из двигателей с переменной частотой вращения, теплообменников, сжатого воздуха освещения, пара, охлаждения, сушки и прочее;
  • более эффективное использование энергии с помощью котельных, когенерации (тепла и электричества), тригенерации (тепла, холода и электричества);
  • альтернативные источники энергии.

Приведем пример новых энергосберегающих технологий. Непрекращающийся рост тарифов на электроэнергию вынуждает задуматься об энергосбережении, а также искать новые возможности снижения энергопотребления без ущерба для потребителей. В этих условиях на помощь может прийти самое современное энергосберегающее оборудование серии ФАВ-1, выпуском которого на протяжении долгого времени занимается предприятие «НИТА» в Нижнем Новгороде.

Принцип работы подобного выключателя совершенно прост. Состоит он из электронного ключа, реле времени, микрофона и оптического датчика. Когда на улице светлое время суток, микрофон всегда отключен. В темное время суток, микрофон включается, и прибор самостоятельно начинает функционировать в режиме постоянного ожидания. При возникновении малейших звуков на расстоянии пяти метров от самого микрофона (звон ключей, голос, шаги, открывающаяся дверь и так далее) на электронный ключ поступает сигнал, и автоматически включается освещение в подъезде.

В тот же момент запускается еще и реле времени, которое удерживает во включенном состоянии ключ некоторое время. Как правило, это длится около тридцати секунд. Далее, если любые звуковые сигналы отсутствуют, освещение само по себе гаснет, и выключатель снова возвращается в привычный режим ожидания. Встроенная функция повторного запуска дает гарантию постоянного включенного состояния, если присутствуют любые звуковые сигналы. Такая система позволяет включать освещение в автоматическом режиме только там, где это нужно и исключительно тогда, когда это нужно.

Среди подобных выключателей ФАВ-1 единственный в своем роде выключатель, который оснащен дополнительно микропроцессором, при помощи которого появляется уникальная возможность реализации множества функций, которые недоступны иным аналогам.

Еще в марте 2011 г. Дмитрий Медведев дал поручение Правительству РФ об установлении в срок до 1 марта 2011 года требований к созданию, составу и содержанию единых муниципальных баз информационных ресурсов жилищно-коммунального хозяйства (ЕМБИР).

Основные принципы создания ЕМБИР известны. Технологической основой является программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий безопасное хранение актуальных и достоверных электронных документов, регистров, кадастров, баз данных, в том числе паспорта объектов жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, лицевых счетов потребителей услуг.

Для выполнения своих функций ЕМБИР должна владеть информационными ресурсами:

  • о действующих нормативах, тарифах и стоимости коммунальных услуг, историей их изменения;
  • о субъектах жилищно-коммунального комплекса, предоставляемых ими услугах и стоимости услуг;
  • о характеристиках и техническом состоянии многоквартирных жилых домов;
  • об обслуживающих и управляющих организациях и способах управления многоквартирными жилыми домами,
  • о потребителях услуг, зарегистрированных в муниципальном и частном жилом фонде гражданах, формах собственности и найма жилых помещений;
  • об объемах и качестве потребленных коммунальных ресурсов за текущий и прошлые расчётные периоды, данными о приборах учета;
  • о расчетах и задолженности потребителей за жилищные и коммунальные услуги, начисленных и предоставленных субсидиях и льготах на жилищные и коммунальные услуги;
  • об аварийных ситуациях при предоставлении коммунальных ресурсов;
  • об исполнении муниципальных программ энергосбережения;
  • о программах развития территории муниципального образования.

Для успеха всей коммунальной реформы создание единого (на уровне муниципалитета) и прозрачного информационного пространства посредством ЕМБИР в ЖКХ является первоочередной, самой актуальной задачей. Решения данной задачи связано с созданием и внедрением различных систем учета, а также автоматизированных систем расчетов за ЖКУ.

Внедрение современных технологий и путей совершенствования системы ЖКХ – важнейший шаг на пути к решению многих существующих в данной сфере проблем. Современные технологии - это и уменьшение затрат на обслуживание, и экономия энергоресурсов, и увеличение отдачи от вложенных средств, и продление службы оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование позволило сделать следующие теоретические и практические выводы.

На современном этапе развития с учетом потенциала отдельных подотраслей ЖКХ, типологии предоставляемых частных и общественных услуг, степени конкурентных отношений, наличия различных форм собственности на имущество, особенностей экономических механизмов функционирования предприятий, следует рассматривать в качестве отдельных сфер жилищное хозяйство и коммунальный комплекс, имеющие различные системы управления и принципы их реформирования.

Ситуация в сфере ЖКХ стала сложной уже в середине 90-х гг. Тогда же были выработаны и концептуальные основы ее реформирования, основной которых является повышение качества обслуживания населения. Общие ее положения сводятся к необходимости изменения системы управления, к демонополизации отрасли и созданию конкурентной среды, снижению издержек, комплексному изменению системы финансирования и ценообразования в ЖКХ, а также к уходу от дотаций с применением мер социальной защиты малоимущих.

Реформирование ЖКХ в России осуществляется уже более двух десятилетий, однако реформы проходят достаточно тяжело. Одной из главных причин этого является недостаток финансирования отрасли, что, в свою очередь приводит к высокой степени изношенности объектов ЖКХ.

В последние годы перед Россией стоит уникальная задача формирования новой жилищной политики и жилищных отношений применительно к принципам рыночной экономики с учетом интересов всех слоев населения. Соответственно, главная задача при реформировании данной отрасли в определении форм и размеров государственного регулирования процессов рыночного механизма при проведении реформы.

Реформирование и технологическая модернизация ЖКХ, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг, предприятий предполагают применение новых, более совершенных организационно-экономических и информационных методов управления, принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени в жилищно-коммунальной сфере. В немалой степени все это реализуется в рамках проводимой реформы ЖКХ. Главная цель реформы ЖКХ – перевод отрасли на самофинансирование за счет технической и структурной перестройки; реорганизация хозяйственного механизма организаций и предприятий ЖКХ; демонополизация сферы ЖКХ; снижение издержек производства и совершенствование ценообразования при обеспечении качественного жилищно-коммунального обслуживания, соответствующего современным стандартам; социальная защита населения. Однако внедрение эффективных форм и методов управления осложняется специфическими особенностями трансформации собственности, экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКХ, усугубляемыми социально-экономической ситуацией в различных регионах.

Для реализации поставленных целей подпрограммой реформирования и модернизации ЖКК предусмотрена система мер по исправлению сложившейся ситуации в сфере ресурсообеспечения муниципальных образований:

  • изменение тарифной политики,
  • переход от оплаты ресурсов по нормативам потребления к оплате по фактическому потреблению на основе показаний приборов учета,
  • создание конкурентной среды в сфере ресурсообеспечения поселений,
  • привлечение частных инвестиций в предприятия инженерной инфраструктуры муниципальных образований,
  • внедрение энергоэффективных технологий в систему ЖКХ.

Последнее из перечисленных направлений является одним из наиболее перспективных: многие  предприятия уже сейчас занимаются активным внедрением различных энергосберегающих программ. Однако существует целый ряд препятствий, создающих определённые проблемы при реализации данных проектов: это и финансовая нестабильность страны, и отстутствие полноценного опыта, что проявляется как при оценки инвестиций в энергосбережение со стороны банков, так и просто в отсутствии компетентного персонала по данному вопросу.

Если рассуждать о финансовой стороне реформы системы ЖКХ, то хотелось бы так же отметить, что Минрегионом России разработан план мероприятий по реализации комплекса мер по привлечению в ЖКХ частных инвестиций, включающий в себя мероприятия по переходу к долгосрочному тарифному регулированию, приватизации или передачи в концессию государственных и муниципальных предприятий коммунальной сферы, финансирование подготовки инвестиционных проектов с учетом банковских требований, предоставление долгосрочных бюджетных гарантий. Разработку бизнес-планов инвестиционных проектов на основе моделей тарифного регулирования (инвестиционных надбавок) можно выполнить только с использованием специальных информационных технологий проектного менеджмента, экономико-математического и имитационного моделирования и при наличии соответствующих специалистов, а также с привлечением информационных ресурсов ЕМБИР.

В целом представляется целесообразным внедрение перечисленных в курсовой работе способов повышения эффективности в практику управления муниципальных образований, что позволит не только оптимизировать управление жилищно-коммунальной сферой, но и существенно повысить качество предоставляемых услуг.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года//Российская газета.-21 января 2009 г.- Федеральный выпуск №4831;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.01.2006) //СЗ РФ. – 1994. - № 32.
  3. Жилищный кодекс от 29 декабря 2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.06.2012) [Электронный ресурс]// Режим доступа http://www.consultant.ru/popular/housing;
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Российская газета.- 8 октября 2003 г.- Допвыпуск №3316;
  5. Федеральный закон от 26.12.2005 № 184-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ред. от 25.06.2012) [Электронный ресурс]// Режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi;
  6. Федеральный закон от 21.07.2007 N185-ФЗ Российской Федерации «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ред. от 28.07.2012) [Электронный ресурс]// Режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi;
  7. Распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. № 102-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы» [Электронный ресурс]// Режим доступа http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2207682
  8. Абдуллина А.Р. Жилищно-коммунальное хозяйство в России / А.Р. Абдуллина, И. А. Владимиров // Проблемы современной экономики: материалы междунар. заочн. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.) – Челябинск: Два комсомольца, 2011;
  9. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие для ВУЗов. - М.: КноРус, 2010;
  10. Завадовский В.В. Инновационное развитие муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. – СПб.: Реноме, 2012. - №2;
  11. Зотов В. Б. Система муниципального управления: учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер пресс, 2009;
  12. Галямов Ю.Ю., Попов В.К., Шушарин А.Л. Реформирование системы регулирования жилищно-коммунального хозяйства города в условиях рынка. – Томск, 2009;
  13. Круглик С. ЖКХ идет в рынок. // Экономика России: ХХI век. 2010. №12;
  14. Пешин Н. Л. Муниципальная хозяйственная собственность. // Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Статут, 2011, № 8;
  15. Тимчук О. Г. Основные направления развития ЖКХ в РФ // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.) // М.: РИОР, 2011;
  16. Черная И.П. Муниципальное хозяйство: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010;
  17. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. — М.: Юристъ, 2009;
  18. Широков А.Н., Юркова С.Н. Муниципальное управление: учебник для вузов. – М.: КноРус, 2010;
  19. Ягодина Л.П. К вопросу о целях управления ЖКХ. // Административное право и процесс. - М.: КноРус, 2012. №1;
  20. Ясин Е. Политическая экономия реформы ЖКХ. – М.: , КноРус, 2008;
  21. Ясюнас В.А. «Основы местного самоуправления: Учебное пособие», М., «ОСЬ-89».- 2009.

Информация о работе Проблемы управления системой ЖКХ