Причины коррупции в системе государственности и муниципальной власти и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается развитие и распространение коррупции в России, раскрытие генезиса коррупции как антисоциального явления, основные приемы, способы и методы борьбы с коррупцией. Изучение коррупции в государственном м муниципальном управлении носит на сегодняшний день важный, актуальный и всеобъемлющий характер, она затрагивает абсолютно все сферы общественной жизни. Кроме того, работа заключает в себе проведенный краткий анализ коррупционной преступности, раскрытие различных ее характеристик, сравнительные характеристики ученых материалистов о данном антиобщественном метастазирующем явлении, а также, основанные на данных положениях умозаключения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие и некоторые исторические аспекты возникновения коррупционной преступности……………………………………………………..4
История коррупционной преступности……………………………..………...4
Российское законодательство об уголовной ответственности за коррупционные преступления……………………………………..…………10

Глава 2. Характеристика коррупционного явления в системе
государственной и муниципальной власти в Российской Федерации………..14
2.1 Причины и условия возникновения коррупционного явления……………15
2.2 Личность коррупциониста…………………………………………………...18
Глава 3. Предупреждение коррупционной преступности……………………..22
3.1 Общесоциальные вопросы предупреждения коррупционной преступности……………………………………………………………………..23
3.2 Основные методы борьбы с коррупционной преступностью в
современных условиях…………………………………………………………..26
Заключение………………………………………….……………………………29
Список использованной литературы……………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

      Меры  общего характера – это обеспечение  политического, нравственного и  трудового воспитания, формирование морально-психологического, нравственного  и политически устойчивого здорового  климата в социальной среде.

      К специально-криминологическим относятся  меры, непосредственно направленные на активизацию борьбы с преступлениями, содержание которых предполагает прежде всего нейтрализацию и устранение криминогенных факторов.

      Меры  индивидуального предупреждения являются реакцией на конкретные факты антиобщественных проявлений.                 

      В ходе предупреждения коррупции существенны  следующие принципиальные положения.

  1. Граждане (налогоплательщики) имеют право рассчитывать на честное исполнение своих обязанностей государственными служащими и другими лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, а также приравненными к таким лицам (частные нотариусы), на неподкупность таких лиц.
  2. Поскольку коррупция, как правило, заключается во взаимовыгодной сделке, в ее разоблачении не заинтересована ни одна, ни другая стороны, и раскрытие соответствующих преступлений затруднено. Главное в их предупреждении и обнаружении – контроль за доходами и расходами различных категорий лиц, выполняющих государственные функции и приравненных к ним, предотвращение и пресечение различных злоупотреблений по службе. Акцент должен делаться на предупреждение коррупции.
  3. Предусматривается ответственность и тех, кто подкупается, и тех, кто

подкупает. При этом субъектами подкупа признаются как физические, так и юридические лица.         

     Поскольку коррупция есть следствие общих  проблем страны и общества, борьба с ней не сводится только к реализации узкой антикоррупционной программы, но должна пронизывать все программы  обновления. В связи с этим необходимо указать на общесоциальные меры, которые нужно использовать в борьбе с коррупцией.

      Экономика и сфера финансов. В первую очередь  необходимо наведение порядка в  сфере государственных финансов. К примеру:

- переход  к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита бюджетных средств, при которой резко расширяется сфера «личного усмотрения» при принятии решений чиновниками;

-  совершенствование  налогового законодательства уменьшает  теневую зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов;

-  уменьшение  наличного оборота, расширение  современных электронных средств  расчета, внедрение современных  форм отчетности облегчают контроль  за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде.     

      Социальная  сфера. Расширение практики применения современных методов осуществления  социальных выплат с помощью электронных  средств безналичного оборота уменьшает  зависимость граждан от усмотрения чиновников и тем самым ограничивает низовую коррупцию.

      Реформа государственной службы. В первую очередь, необходимо существенно увеличить  денежное содержание государственных  служащих. Одновременно с увеличением  денежного содержания и введением  мощной системы социальных гарантий необходимо избавляться от устаревшей системы ведомственных льгот, связанных с бытом чиновников.

      Усиление  роли законов в действиях чиновников неизбежно способствует ограничению  коррупции. Для этого должны быть приняты такие меры как разграничение компетенций и защита компетенции чиновников, уменьшения сферы действия личного усмотрения, ужесточение контроля над государственными служащими и ответственности за отклонения от предписанного законами поведения и пр. 

    1. Основные  методы борьбы с коррупционной преступностью в современных условиях
 

      Предупреждение  имеет важное значение в борьбе с  коррупционной преступностью, то есть позитивное воздействие на ее причины  и условия, профилактика и пресечение преступной деятельности отдельных  лиц.

      Мерами  такого предупреждения являются:

- совершенствование  правовой базы борьбы с коррупционной  преступностью;

- совершенствование  работы государственного аппарата  и процедур решения им вопросов;

- четкая  правовая регламентация служебной  деятельности чиновников;

- совершенствование  подбора и расстановки кадров  в государственном аппарате, увольнение  с государственной службы лиц,  нарушивших этические нормы поведения,  связанные с осуществлением должностных  полномочий;

- разработка  и реализация на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с коррупционной преступностью;

- осуществление  повышенного контроля за доходами  и расходами государственных,  муниципальных и иных категорий  служащих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возможностью совершения коррупционных преступлений;

- совершенствования  взаимодействия всех правоохранительных  органов в работе по предупреждению  и пресечению этих преступлений; и др.

     Наряду  с указанными специально-криминологическими мерами важнейшее значение для предупреждения коррупционных преступлений имеют устранение негативных последствий реформирования экономики, усиление ее цивилизованных начал, повышения уровня жизни населения, а также эффективная повседневная защита хотя и охраняемых законом, но зачастую нарушаемых государством прав и интересов физических и юридических лиц.   

     К сожалению, до настоящего времени борьба с коррупционной преступностью  в России продолжает сохранять бессистемный характер. Среди специальных мер  борьбы с коррупционной преступностью преобладают в основном уголовно-правовые.

     Среди существующих правовых мер, подлежащих включению в систему мер борьбы с коррупционной преступностью  можно выделить следующие:

- законодательное  закрепление перечня коррупционных  преступлений, создающих необходимые правовые предпосылки для налаживания системы официального мониторинга данной группы преступлений и само определение коррупционного преступления как деяния, наказуемого по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ и выражающегося в незаконном получении лицом, уполномоченным на осуществление государственных функций, не предусмотренных законом имущества, услуг и льгот вопреки интересам службы, а также предоставление ему кем-либо таких преимуществ;

- законодательное  определение субъекта коррупционного преступления как лица, уполномоченного на осуществление публичных функций, которое бы охватывало не только должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также их учреждений, но и лиц, выполняющих управленческие функции на государственных унитарных предприятиях, в иных коммерческих организациях, управляемых при участии государства или выполняющих государственные и муниципальные заказы;

- законодательное  закрепление обязательств государства  по возмещению вреда, причиненного потерпевшей стороне коррупционными преступлениями лиц, занимающих государственные должности, а также коррупционными преступлениями государственных и муниципальных служащих;

- разработка  и принятие административного  кодекса РФ ,устанавливающего правила служебного поведения для всех категорий публичных служащих, в том числе правила общения с лицами, представляющими интересы коммерческих организаций, правила разрешения конфликта интересов и иные правила, которые регламентируются ведомственными нормативными актами; и др.

     Среди специальных организационных мер  борьбы с коррупционной преступностью  на различных уровнях следует  выделить:

- совершенствования  практики планирования борьбы  с коррупцией на всех уровнях  государственного и муниципального  управления;

- учреждение  федерального и региональных  регистров лиц, на которых в  соответствии с законом распространяются  ограничения по замещению должностей  на государственной и муниципальной  службе, службе лиц, совершивших  правонарушения коррупции; 

- создание  системы постоянного мониторинга коррупционной преступности;

- введение  практики обязательных отчетов  органов государственной власти  и местного самоуправления о  состоянии коррупции и мер  борьбы с ней;

- введение  в действие системы приоритетного  декларирования доходов, расходов и имущественного положения юридических и физических лиц, участвовавших в приватизации государственной собственности, и членов их семей;

- последовательное  снижение численности государственных  и муниципальных служащих до  оптимального уровня; и др.

     Кроме того, борьба с коррупционной преступностью  включает восстановление нарушенных законных интересов и прав, возмещение вреда, декриминализацию на основе закона деформированных  связей и отношений.

     Борьба  с коррупцией должна основываться на следующих принципах.

  1. Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабах и находится на более высоких уровнях власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления.
  2. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна  и комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и власти, и общества.
  3. Антикоррупционная политика должна реализоваться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

     Как видно из вышеизложенного, принципы и методы борьбы с коррупцией должны явиться структурным основанием бескомпромиссной политической воли государства в противостоянии этому негативному феномену. Они позволят выработать формы борьбы с проявлениями коррупции.

     Основной  формой борьбы с коррупцией должен явиться законодательный, административный, финансово-экономический, криминологический контроль общества и государства за деятельностью чиновников государственного аппарата и представителями публичной власти. Он позволит обуздать коррупцию, нейтрализовать ее негативные последствия.  
 
 
 
 
 

Заключение 
 

      Одним из обязательных условий успешного противодействия любым видам общественно опасного поведения является концептуальность разрабатываемых мер, полагает Н.А. Егорова25.

      Необходимо  отметить, что общественная опасность  коррупционных преступлений состоит  в том, что они, прежде всего, посягают на государственный строй, политические, экономические, социальные и духовные сферы жизни. 

    В коррупционной преступности можно  выделить несколько иерархий преступников-коррупционистов. В первую очередь, это те, кто получает «благодарность» и те, кто передает. Затем, те лица, которые занимают различные звенья чиновников, начиная с низших – чиновники в мелких административных единицах и высшие, вплоть до Государственной Думы РФ. Далее, группы государственных и негосударственных чиновников, коммерческие, финансовые структуры, право охранительные и контрольные органы. Исходя из этого, можно сказать, что диапазон преступного элемента в данном виде преступности достаточно широкий.

    В заключении хотелось бы показать следующее. На фоне проведенного нами исследования коррупционного явления в России, представились выводы о том, что как таковая коррупционная преступность никогда не изживет себя. Даже с учетом вступления в силу Национального план а противодействия коррупции и все, основанные на его положениях нормативные акты. Она настолько носит традиционный характер, формировалась со времен корней истории государства Русского, вжилась в нашу жизнь, что полностью избавиться от нее представляется нереальным, полагаем, возможно, лишь  сбавить ее растущий темп и хотя бы немного приостановить, принимая достаточно действенный прессинг со стороны государства и повышая жизненный уровень общества, тем самым, основываясь на примерах государств, уже остановивших когда-то коррупцию.   

Информация о работе Причины коррупции в системе государственности и муниципальной власти и методы борьбы с ней