Причины коррупции в системе государственности и муниципальной власти и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается развитие и распространение коррупции в России, раскрытие генезиса коррупции как антисоциального явления, основные приемы, способы и методы борьбы с коррупцией. Изучение коррупции в государственном м муниципальном управлении носит на сегодняшний день важный, актуальный и всеобъемлющий характер, она затрагивает абсолютно все сферы общественной жизни. Кроме того, работа заключает в себе проведенный краткий анализ коррупционной преступности, раскрытие различных ее характеристик, сравнительные характеристики ученых материалистов о данном антиобщественном метастазирующем явлении, а также, основанные на данных положениях умозаключения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие и некоторые исторические аспекты возникновения коррупционной преступности……………………………………………………..4
История коррупционной преступности……………………………..………...4
Российское законодательство об уголовной ответственности за коррупционные преступления……………………………………..…………10

Глава 2. Характеристика коррупционного явления в системе
государственной и муниципальной власти в Российской Федерации………..14
2.1 Причины и условия возникновения коррупционного явления……………15
2.2 Личность коррупциониста…………………………………………………...18
Глава 3. Предупреждение коррупционной преступности……………………..22
3.1 Общесоциальные вопросы предупреждения коррупционной преступности……………………………………………………………………..23
3.2 Основные методы борьбы с коррупционной преступностью в
современных условиях…………………………………………………………..26
Заключение………………………………………….……………………………29
Список использованной литературы……………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Во  времена Б.Н. Ельцина Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией с 1998 года проводила проверку материалов в отношении бывшего Президента РФ Б.Н. Ельцина и его семьи, бывшего Председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина, бывшего вице-премьера Правительства РФ А.Б. Чубайса8.

     Формы проявлений коррупции в системе  государственной службы весьма разнообразны. Еще во времена Б.Н. Ельцина к ним можно было отнести:

– вознаграждения за получение выгодных контрактов в  форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких  гонораров за публикации или лекции;

– служебное мошенничество и другие формы хищения;

– получение  «комиссионных» за размещение государственных  заказов;

– оказание государственным  служащим разного рода услуг и  иных «знаков внимания»;

– поездки в  заграничные командировки, на отдых  и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

–вымогательство взяток, в том числе, незаконных вознаграждений за ускоренное решение вопросов, выдачу документов, покрытие преступлений;

– устройство на работу родственников, друзей, знакомых;

– получение руководителями от подчиненных доли взяток и другие.

     В конце XX века в России расцвел криминальный феномен «крышевания». «Госкрыши» – «милицейские», «эфэсбэшные», «прокурорские» и др. – форма сращивания бюрократии и бизнеса на основе навязывания чиновниками коммерческим организациям псевдоуслуг по защите их интересов от законного и незаконного вмешательства контролирующих и правоохранительных органов. По оценкам экспертов, к этой форме коррупции были причастны около 30% сотрудников милиции.

     В XXI веке на смену «крышеванию» пришло полномасштабное сращивание бизнеса и бюрократии. Помимо долевого участия (в качестве вознаграждения за те или иные формы покровительства) в предприятиях, в том числе создаваемых посредством родственников и свойственников, чрезвычайное распространение получило «госрейдерство» – участие чиновников (в том числе, через доверенных лиц) в качестве организаторов и выгодополучателей в захвате контроля над коммерческой организацией (включая навязывание своих менеджеров, получение долей в уставном капитале) с использованием фальсификаций документов и «покупки» соучастия судей и судебных приставов9.

     На  сегодняшний день можно констатировать, что коррупция в России эволюционировала от криминогенного явления к относительно самостоятельной социально-политической системе, диктующей многие направления государственной политики. Коррупционное управление несет черты оккупационного. В его основе:

– слияние всех ветвей власти в единоначальную «вертикаль»;

– легализация  понятия «административный ресурс» и превращение его в универсальное средство и управления, и собственной легитимации,

– поддержание  в гражданах страха и бессилия перед всесильным и неподсудным функционером.    

    1.2 Российское законодательство об  уголовной                          

      ответственности за коррупционные преступления 

      Коррупция, как считают исследователи, это  определенная форма поведения, которая охватывает государственных служащих, мешает правильному управлению государственными делами. В современный период коррупцию можно обнаружить практически в любой стране мира и даже во многих международных организациях. Поэтому на протяжении ряда лет Совет Европы активно выступает против коррупции, осознавая важность укрепления международного сотрудничества в данной сфере. В документах Совета Европы подчеркивается, что коррупция представляет серьезную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие и угрожает справедливому функционированию рыночной экономики. Она создает вредные финансовые последствия для частных лиц, компаний и государств, а также для международных институтов. Поэтому Совет Европы проявляет особую заинтересованность в усилении международной борьбы против коррупции. Одно их важнейших его достижений в этом направлении – принятие Комитетом министров Совета Европы в 1996 году Программы действий по борьбе с коррупцией. В ее рамках был подготовлен ряд документов, среди которых следует особо выделить два – Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Первая была подписана Российской Федерацией 27 января 1999 года, вторая же, принятая 9 сентября 1999 года до настоящего времени Российской Федерацией еще не подписана.10

      С приходом к руководству страной Д. Медведева, необходимо отметить, что первые его шаги были направлены на противодействие коррупции. Прошедшее 2 июля 2008 года с участием Президента РФ заседание Совета законодателей при Совете Федерации, куда входят по должности руководители всех законодательных органов власти субъектов РФ, было посвящено вопросам законодательного обеспечения противодействия коррупции11. Современная коррупция действительно стала системным явлением, сходным по своим последствиям с экологическими и техногенными катастрофами, затрагивающими интересы миллионов людей. И ранее бывший Президент РФ, а ныне председатель Правительства В. Путин неоднократно напоминал государственному аппарату о необходимости реализации в повседневной работе принципа диктатуры закона. Он очень точно отметил, что неуклонное исполнение закона носителями государственной власти лежит в основе не отягощенного коррупцией порядка. На фоне метаний и поиска «политической воли», низкой общей и профессиональной правовой культуры и расцвела коррупция. В таких условиях совсем не случайно Д. Медведев наряду с провозглашением угрозы коррупции призвал выработать меры по преодолению правового нигилизма. Чаще всего именно представители властных структур не отличаются высокой исполнительской дисциплиной, строгим следованием предписаниям закона.

      19 мая 2008 года Д. Медведев издал  в числе первых своих решений  на посту Президента РФ Указ о мерах по противодействию коррупции и определил месячный срок, в течение которого должен быть подготовлен проект Национального плана противодействия коррупции12.

      Таким образом, 31 июля 2008 года был Д. Медведевым был подписан Национальный план противодействия коррупции, в котором говорится о том, что «…разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения её коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью.»13. Национальный план предусматривает меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, указывая на подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О противодействии коррупции»14 с определением понятия «коррупция» в социально-юридическом аспекте, разработкой мер по профилактике коррупции, включающие в себя специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающие, в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц, определением основных направлений  государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий, разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне, сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно- розыскных мероприятий и т.д.

     На  сегодняшний день, данный нормативный акт уже вступил в законную силу. Надо отметить, что новый закон впервые всеобъемлюще указывает и классифицирует признаки коррупции, устанавливает основные принципы противодействия коррупции, а также правовые и организационные основы ее предупреждения. Теперь экс-чиновникам можно будет работать в коммерческих организациях, с которыми они по роду своей деятельности были связаны, только после согласия специальной комиссии. Кроме того, чиновник отныне обязан сообщать о всех фактах склонения его к коррупционным действиям и предоставлять сведения о своих доходах и имуществе, а также о доходах и имуществе членов всей своей семьи.  

     Закон устанавливает уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за коррупцию для граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, а также для юридических лиц. Одновременно он усиливает уголовное наказание за коррупцию – величину сроков заключения и сумму штрафов.

     Также закон устанавливает предел стоимости  подарка, который может быть преподнесен чиновнику, до трех тысяч рублей, более дорогие подарки будут автоматически считаться собственностью государства и чиновник сможет выкупить приглянувшийся ему подарок. таким образом, под новые ограничения, запреты и обязанности попадают сотрудники милиции, прокуратуры, органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности, таможенных органов и военнослужащие. Кроме того, упрощается порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и других лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам15.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Характеристика коррупционного явления  в системе государственной и  муниципальной власти в Российской Федерации 

      Основу  характеристики коррупционной преступности в системе государственной и муниципальной власти обычно оставляют данные уголовной статистики о ее качественных и количественных свойствах. Однако статистические показатели коррупционной преступности носят весьма неполный или некорректный характер, что может быть отчасти компенсировано результатами научный исследований.

      В 2008 году в России общий объем зарегистрированной коррупционной преступности, характеризуемый  числом преступлений, составил 19 487 в квадрате, в том числе, злоупотребление должностными полномочиями – 5 876; незаконное участие в предпринимательской деятельности – 24; получение взятки – 6 992; дача взятки – 5 443; служебный подлог – 8 651.

      Суммарный объем числа зарегистрированных фактов уголовно наказуемой коррупции, несмотря на постоянно декларированное внимание государства к этой проблеме, составил более 2% общего объема зарегистрированной в 2008 году преступности. В 2009 году выявляемость традиционных коррупционных преступлений увеличилось почти на 20%, в том числе взяточничества на 5,2%16.

      Рассмотрим  коррупционную преступность на примере  приговора  Новотроицкого городского суда17.

      Новотроицким  городским судом к трем годам  условно осужден В., который, являясь  должностным лицом и находясь на государственной должности начальника отряда одной из исправительных колоний, предложил осужденному К. за взятку снять с него непогашенные взыскания и подготовить для направления в суд необходимый материал и личное дело осужденного на условно-досрочное освобождение К. из мест лишения свободы. Через некоторое время В. Получил от осужденного взятку в качестве денег за совершение входящих в его служебное положение действий, связанных со снятием с осужденного К. непогашенных взысканий и передачей материалов и личного дела К. для представления в суд для его условно-досрочного освобождения. Данные обстоятельства послужили основой для предъявления обвинения по ст.ст. 285, 290 УК РФ.                

      На  формирование структуры характеристики влияют четыре фактора: эффективность  выявления и расследования коррупционных преступлений, уровень латентности преступления, степень общественной опасности, традиционность.

      Обязательный  элемент криминологической характеристики коррупционной преступности – латентность. Уровень латентности определяется долей незарегистрированных преступлений в общем их количестве либо с помощью коэффициента латентности, показывающего, во сколько раз незарегистрированная часть объема анализируемого вида преступлений превосходит зарегистрированную. 

2.1 Причины  и условия возникновения коррупционного явления. 

      Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика – следствие общих политических, социальных и экономических проблем  страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации. Россия уже достаточное  время переживает не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому и следует общим закономерностям, в том числе – негативным.

      К общим проблемам, порождающим коррупцию, относятся и те, которые свойственны  не только России, но и большинству стран, находящихся в стадии модернизации, в первую очередь – переживающих переходный период от централизованной к рыночной экономике. К примеру:

   1. Преодоление слияния власти и  экономики, свойственного тоталитарным  режимам с централизованной системой управления экономикой. Естественное разделение труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка до сих пор не сформировалось. Административные органы в России продолжают, особенно на региональном уровне, играть на экономическом поле по тем правилам, которые устанавливают сами для себя18. Такая ситуация неизбежно порождает коррупцию.

Информация о работе Причины коррупции в системе государственности и муниципальной власти и методы борьбы с ней