Причины коррупции в системе государственности и муниципальной власти и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается развитие и распространение коррупции в России, раскрытие генезиса коррупции как антисоциального явления, основные приемы, способы и методы борьбы с коррупцией. Изучение коррупции в государственном м муниципальном управлении носит на сегодняшний день важный, актуальный и всеобъемлющий характер, она затрагивает абсолютно все сферы общественной жизни. Кроме того, работа заключает в себе проведенный краткий анализ коррупционной преступности, раскрытие различных ее характеристик, сравнительные характеристики ученых материалистов о данном антиобщественном метастазирующем явлении, а также, основанные на данных положениях умозаключения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие и некоторые исторические аспекты возникновения коррупционной преступности……………………………………………………..4
История коррупционной преступности……………………………..………...4
Российское законодательство об уголовной ответственности за коррупционные преступления……………………………………..…………10

Глава 2. Характеристика коррупционного явления в системе
государственной и муниципальной власти в Российской Федерации………..14
2.1 Причины и условия возникновения коррупционного явления……………15
2.2 Личность коррупциониста…………………………………………………...18
Глава 3. Предупреждение коррупционной преступности……………………..22
3.1 Общесоциальные вопросы предупреждения коррупционной преступности……………………………………………………………………..23
3.2 Основные методы борьбы с коррупционной преступностью в
современных условиях…………………………………………………………..26
Заключение………………………………………….……………………………29
Список использованной литературы……………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Тема: Причины  коррупции в системе государственности  и муниципальной власти и методы борьбы с ней 
 

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава 1. Понятие  и некоторые исторические аспекты  возникновения коррупционной преступности……………………………………………………..4

    1. История коррупционной преступности……………………………..………...4
    2. Российское законодательство об уголовной ответственности за коррупционные преступления……………………………………..…………10
 

Глава 2. Характеристика коррупционного явления в системе 

государственной и муниципальной власти в Российской Федерации………..14    

2.1 Причины и  условия возникновения коррупционного  явления……………15

2.2 Личность коррупциониста…………………………………………………...18 

Глава 3. Предупреждение коррупционной преступности……………………..22

3.1 Общесоциальные  вопросы предупреждения коррупционной преступности……………………………………………………………………..23

3.2 Основные методы  борьбы с коррупционной преступностью  в 

современных условиях…………………………………………………………..26 

Заключение………………………………………….……………………………29

Список использованной литературы……………….…………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Проблема  коррупции в России и в мире все больше и больше приобретает  угрожающий характер. Он получила широкое  распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. По уровню коррумпированности Россия занимает одно из первых мест. Коррупция, как таковая, демонстрирует полное безразличие государственных и муниципальных должностных лиц к общественной пользе, к закону, к народу. Она представляет собой симбиоз монополии власти, дискреционных полномочий государственных служащих в принятии решений и отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности чиновников. Коррупция имеет высочайшую приспособительную способность, непрерывно видоизменяется и совершенствуется, профессионально использует недостатки и пробелы социально-правового контроля и юридической ответственности. По данным статистики, правоохранительные органы выявляют не более 5-10% реальной коррупции, еще меньше виновных лиц предстает перед судом и лишь единицам, причем самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание.

      Коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти  пораженные коррупцией, не имеют достаточных  возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с коррупцией. Коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода. Доходы от нее после «отмывания» включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Активная транснациональная борьба с коррупцией в мире и в отдельных странах развернулась в основе своей только лишь начиная с последней четверти века, когда коррупция стала приобретать стойкие институциональные черты. Она угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает моральные устои общества, доверие к власти, принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие. В ряде стран она вообще стала одной из основных причин кризиса внешней и внутренней задолженности.              

      В этой связи, особенно с приходом к  президентству Д. Медведева проблема борьбы с коррупцией как национального  зла приобрела весьма актуальный характер. И, как первый результат борьбы с коррупционной преступностью стало вступление в законную силу Национального плана противодействия коррупции с 31 июля 2008 года и основывающихся на международном законодательстве, Конституции РФ и Национальном плане других нормативных актов. 

      В данной работе рассматривается развитие и распространение коррупции в России, раскрытие генезиса коррупции как антисоциального явления, основные приемы, способы и методы борьбы с коррупцией. Изучение коррупции в государственном м муниципальном управлении носит на сегодняшний день важный, актуальный и всеобъемлющий характер, она затрагивает абсолютно все сферы общественной жизни. Кроме того, работа заключает в себе проведенный краткий анализ коррупционной преступности, раскрытие различных ее характеристик, сравнительные характеристики ученых материалистов о данном антиобщественном метастазирующем явлении, а также, основанные на данных положениях умозаключения.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и некоторые исторические аспекты возникновения коррупционной преступности

    1.1. История коррупционной преступности 

    История коррупции не уступает по древности  человеческой цивилизации, где бы она  не творилась1. Дошедшие до современного времени правовые памятники позволяют заключить, что коррупция зародилась в период формирования первых государственных образований в Египте, Индии, Китае в III – II тыс.до н.э. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. Внук Ивана III – Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.2

    При Петре Великом расцвели и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне – 12 тысяч рублей.

    В XVIII веке существовал ряд таких должностных преступлений, как взяточничество, которое наказывалось смертной казнью, конфискацией имущества и телесными наказаниями.

    Есть  документальные основания утверждать, что смена государственного строя  и формы правления в октябре 1917г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства в новой административной среде3.

    После того, как 2 мая 1918г. Московский революционный трибунал рассмотрел дело четырех сотрудников следственной комиссии, обвинявшихся во взятках и шантаже, и приговорил их к шести месяцам тюремного заключения. Узнавший об этом Председатель СНК В.И. Ленин настоял на пересмотре дела. ВЦИК повторно вернулся к этому вопросу и приговорил троих из четырех к десяти годам лишения свободы. В архивах хранится записка Ленина Д.И. Курскому о необходимости немедленного внесения законопроекта о строжайших наказаниях за взяточничество и письмо Ленина в ЦК РКП (б)с предложением поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей, вынесших слишком мягкие приговоры по делу о взяточниках. Декрет СНК «О взяточничестве» от 8 мая 1918 года стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок)4.

    Что касается время управления страной  И.В.Сталиным, то в первые годы его  правления коррупция начиналась там, где заканчивался Кремль. Вся  законодательная и исполнительная власть Союза и РСФСР размещалась в одном корпусе Кремля. Начинающему правительственному клерку, судя по документам, на рубеже двадцатых и тридцатых годов платили 240 рублей в месяц и достаточно быстро предоставляли приличествующее его положению жилье. Чиновники были прикреплены к кремлевской столовой, а также обслуживались лечебно-санаторным управлением Кремля. На черноморских дачах руководителей страны в их отсутствие рядовые кремлевские чиновники отдыхали с вином и фруктами. А вот у руководителей регионов и ведомств в то время законных возможностей попользоваться казной было гораздо меньше. Они и оказывались главными коррупционерами. Самым распространенным нарушением в те годы было строительство кооперативных жилых домов и дач на государственные средства вместо личных. Явление приняло столь массовый характер, что ВЦИК СССР пришлось издавать специальное постановление о недопустимости подобного строительства впредь.

    В 1943 году имело место расследование  нескольких хищений, связанных с  коррупцией. Началось оно с того, что на стенах домов в Кирове стали находить листовки антисталинского содержания. Сотрудники НКВД установили, что авторами листовок являются высланные в 1940 году в Кировскую область прибалты. В ходе слежки неожиданно выяснилось, что те из них, кто работает на кожевенном заводе, ко всему прочему воруют социалистическую собственность. Причем при полном попустительстве директора завода, получавшего за это взятки. Однако арестовать директора не смогли, так как делился в Москве с кем надо. Не только бывший кировский чекист А.И. Микоян считался крестным отцом сформировавшейся в конце тридцатых годов системы хищений и взяточничества5.

    По  утверждениям некоторых ветеранов  МВД, главным ноу-хау «микояновской» системы был установленный порядок перераспределения левых доходов. Каждый расхититель передавал непосредственному руководителю половину прибыли. Тот в свою очередь – своему руководителю и т.д. В результате соучастниками хищений стали достаточно высокие слои чиновничества. Такая система коррупции проникала не только на высокие этажи власти, но и широким охватом чиновничьих масс. Таким образом, бороться с коррупцией по-настоящему в сталинские времена так и не начали. За любым громким разоблачением расхитителей и взяточников, как правило, стояли серьезные политические интересы.

    С весны 1947 года из МВД, контролировавшегося  людьми Берии и Маленкова, пошел поток донесений Сталину и все возрастающем количестве хищений и случаев взяточничества. Вождю докладывали, что только за январь – июль 1947 года возбуждено 1207 уголовных дел о взяточничестве, по которым проходят 1648 человек. Еще более пугающие цифры были в докладах о хищениях в торговле.

    После Отечественной войны побежденные  страны по мирным договорам были обязаны  возместить СССР ущерб. Выплачивать  довольно значительные суммы никому не под силам, и советское руководство согласилось на замену наличными товарами. Реализовывать такие товары решили через специально созданную систему особых универмагов. Таким образом, полученные из Германии товары нигде не учитывались, пускались в продажу, а выручка делилась между руководителями универмага, складчиками и продавцами. На товары, которые все же приходилось приходовать, цены при реализации завышались в три-четыре раза. И разница вновь раскладывалась по карманам. За возможность работать в золотом месте руководители универмага брали взятки со своих сотрудников деньгами, шелковым мужским бельем, сервизами, коврами, и т.д.

    В эпоху же Брежнева коррупция совершенно перестала быть чем-то предосудительным. По воспоминаниям следователей того времени, есть факт о том, что зять Брежнева первый замминистра внутренних дел Юрий Чурбанов, арестованный за получение взяток, не мог точно вспомнить, сколько раз он брал деньги у того или иного просителя.

    Настоящая оперативная работа с высокопоставленными взяточниками началась лишь тогда, когда Андропов решил сменить Брежнева на вершине его власти. В первую очередь было обращено внимание на родственников генсека. Но на радикальное решение проблемы переизбытка руководящих кадров Андропову не хватило смелости и здоровья. Часть уголовных дел по намеченным фигурам расследовались уже после его смерти. Их использовал для укрепления своей власти уже Горбачев6. Уже в 1980 году ЦК КПСС принимает меры, направленные на борьбу с коррупцией, и в 1981 – 1982 гг. проходят несколько громких судебных процессов7.                                       

    Формируя  выводы об образовании коррупции  и ее развитии можно определить, что, во-первых, советские власти не признавали само слово «коррупция» (имелось такое понятие как «взяточничество», «попустительство»). Тем самым, не было и анализа такого явления и, соответственно, борьбы с ним.

    Во-вторых, в советские времена существовали иные составы преступлений, чем напрямую борьба с коррупцией (отпуск дефицитной продукции, сокрытие махинаций, грубые нарушения финансовой дисциплины и т.д.). в качестве причин коррупции имели место недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь в области воспитания трудящихся. Отсюда следует слабое понимание коррупционных явлений и неадекватные средства борьбы с ними.

    В-третьих, существовала власть, способствовавшая укреплению коррупции, имеющей и без того глубокие «эволюционно-традиционные» корни. Это выражалось в неприкосновенности высших советских и партийных работников.

     В процессе ущербной перестройки и  криминального реформирования России при переходе к капиталистической  системе появился ряд характерных особенностей и тенденций. Главная из них – коррупцией пронизана вся вертикаль исполнительной власти. Практически во всех сферах государственной деятельности, где распределяются финансовые или иные материальные ресурсы, налицо злоупотребление должностными лицами своим служебным положением. По данным проверок одной только Счетной палаты РФ, в 1991 году не дошел до назначения 51 млрд рублей бюджетных средств, что сопоставимо с годовыми расходами на оборону или на образование, здравоохранение, культуру и социальные выплаты вместе взятые.

Информация о работе Причины коррупции в системе государственности и муниципальной власти и методы борьбы с ней