Причины коррупции в системе государственности и муниципальной власти и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается развитие и распространение коррупции в России, раскрытие генезиса коррупции как антисоциального явления, основные приемы, способы и методы борьбы с коррупцией. Изучение коррупции в государственном м муниципальном управлении носит на сегодняшний день важный, актуальный и всеобъемлющий характер, она затрагивает абсолютно все сферы общественной жизни. Кроме того, работа заключает в себе проведенный краткий анализ коррупционной преступности, раскрытие различных ее характеристик, сравнительные характеристики ученых материалистов о данном антиобщественном метастазирующем явлении, а также, основанные на данных положениях умозаключения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие и некоторые исторические аспекты возникновения коррупционной преступности……………………………………………………..4
История коррупционной преступности……………………………..………...4
Российское законодательство об уголовной ответственности за коррупционные преступления……………………………………..…………10

Глава 2. Характеристика коррупционного явления в системе
государственной и муниципальной власти в Российской Федерации………..14
2.1 Причины и условия возникновения коррупционного явления……………15
2.2 Личность коррупциониста…………………………………………………...18
Глава 3. Предупреждение коррупционной преступности……………………..22
3.1 Общесоциальные вопросы предупреждения коррупционной преступности……………………………………………………………………..23
3.2 Основные методы борьбы с коррупционной преступностью в
современных условиях…………………………………………………………..26
Заключение………………………………………….……………………………29
Список использованной литературы……………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 178.00 Кб (Скачать)
  1. Психологические причины и условия коррупционной преступности включают в себя:

а) многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России;

б) традиционно  низкий уровень солидарности населения  с нормами об ответственности  за подкуп;

в) относительно низкий уровень правовых знаний взрослого  населения, ставящий его в условие повышенной зависимости от лиц, занимающих государственные должности, государственных и муниципальных служащих;

г) психологическая  готовность значительной части населения  к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и незаконных интересов;

д) укоренившийся  в сознании крайне незначительный риск быть привлеченным к ответственности  за совершение коррумпированного деяния;

е) феномен  обоюдной вины подкупаемого и подкупающего.

     3. Причины, имеющие организационный  характер. К таковым можно отнести незначительную практику применения правовых норм, предназначенных для борьбы с коррупцией; отсутствие достаточно полной и объективной административной и уголовной статистики коррупционных правонарушений; отсутствие федеральных и региональных учреждений, осуществляющих регистрацию и учет лиц, которым запрещено занимать государственные должности и должности по государственной и муниципальной службе; низкий уровень учебно-методической обеспеченности подготовки специалистов в сфере борьбы с коррупционной преступности; малоэффективный механизм взаимодействия правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупционной преступностью.      

     4. Экономические причины. К их  числу следует отнести экономическую 

нестабильность, проявляющуюся прежде всего в бессистемных изменениях инфляции, и, следовательно, в сверхвысоких темпах обесценивания денежного содержания государственных и муниципальных служащих, что провоцирует поиск последними любых источников доходов.

   5. Политические причины коррупционной преступности. К ним следует отнести отчуждение большей части населения от власти, в частности от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника; отсутствие эффективного парламентского контроля за состоянием коррумпированности высших должностных лиц государства; расширяющееся проникновение в государственные органы власти представителей организованных преступных групп, в том числе преступных сообществ; необоснованно высокая численность государственных и муниципальных служащих, объективно ухудшающая условия оплаты труда таких служащих и качество контроля за их работой; ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц. Кроме того, политическая нестабильность формирует чувство неуверенности и среди чиновников самого разного уровня. Не имея в этих условиях никаких гарантий самосохранения, они также легче поддаются соблазну коррупции.

   В условиях экономического кризиса государство  часто пытается усилить налоговый  пресс. Это расширяет зону теневой  экономики, и, как следствие, сферу  коррупции.

     7. К числу правовых причин и  условий коррупционной преступности  можно отнести отсутствие законодательного определения конкретных коррупционных преступлений; почти полное игнорирование административно-правовых запретов на различные виды коррумпированного поведения; существование многочисленных пробелов в законодательстве, регламентирующем налогообложение лиц, занимающих государственные должности, государственных и муниципальных служащих; объективное бессилие законов в условиях кризиса правоприменения.

     8. Неэффективность институтов власти. Бюрократические структуры хорошо приспосабливаются к выживанию при самых тяжелых потрясениях. Причем чем энергичнее преобразования, тем больше энергии и изобретательности тратиться аппаратом на собственное сохранение. Ряд чиновников содержит немало лиц, не ставящих себе в авторитет стабильность государственного поста, а идущих на государственную службу с заранее обдуманными намерениями использования своего служебного положения в целях, весьма далеких от благородных.

     8. Неукорененность демократических политических традиций.

     Проникновению коррупции в политику способствуют:

а) несформированность политической культуры, что отражается, в частности, на процессе выборов, когда  избиратели отдают свои голоса за дешевые  подачки или поддавшись заведомой  демагогии;

б) несовершенство выборного законодательства, чрезмерно защищающего депутатский статус, не обеспечивающего реальной зависимости выборных лиц от избирателей, провоцирующего нарушения при финансировании избирательных компаний. Тем самым последующая коррумпированность представительных органов власти закладывается еще на этапе выборов.

     Реальная  политическая конкуренция служит противовесом и ограничителем для коррупции  в политической сфере, с одной  стороны, и для политического  экстремизма – с другой. В результате снижаются шансы политической нестабильности. 

    1. Личность коррупциониста.
 

      Важная  особенность коррупции – своеобразие  субъектов коррупционных деяний, которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные  и негосударственные служащие, а  с другой – любые физические и  юридические лица.

      Указанные субъекты в своей совокупности образуют своеобразную коррупционную сеть, включающую три составляющие:

   - коммерческие, финансовые структуры,  их представители, реализующие  полученные в результате коррупционных  деяний выгоды и льготы и  превращающие их в дополнительный доход;

   - группу государственных и негосударственных  чиновников, предоставляющих за  плату указанные выгоды и льготы  и обеспечивающие прикрытие корруптеров  при принятии различных решений;

   - группу защиты коррупции, включающую  должностных лиц правоохранительных и контрольных органов.

      При этом необходимо иметь в виду, что  коррупция преимущественно развивается  на основе существующих государственных  и муниципальных структур. Анализ распределения коррупционных потоков  по разным уровням власти свидетельствует о лидерстве в этом отношении муниципального уровня, держащего три четверти рынка коррупционных услуг. 20% этого рынка приходится на региональный и 5% - на федеральный уровни власти.

     Постоянный  рост в стране численности государственного аппарата неизбежно приводит к увеличению числа фактов проявления коррупции. Не случайно абсолютное большинство опрошенных руководителей коммерческих структур (98%) сталкивались с вымогательством чиновников, а 96% были вынуждены идти на дачу взяток19.

      Характеристика лиц, совершивших коррупционные преступления, включает два относительно самостоятельных и существенно различающихся криминологических портрета:

  1. Лица, уполномоченные на выполнение публичных функций, незаконно получившие преимущества по государственной должности, государственной или муниципальной службе, службе в коммерческих или иных организациях вопреки интересам публичной службы. То есть являются взяточниками.
  2. Лица, представившие такие преимущества последним. То есть взяткодатели.

   Критерием для подобной дифференциации служит уголовно-правовой признак наличия особого публичного статуса. В соответствии с особенностями этого статуса структура первой группы лиц (коррупционеры) выглядит таким образом, что на первое место можно поставить работников министерств, комитетов и их структур на территории субъектов Российской Федерации, затем – сотрудников правоохранительных органов20, работников таможенной службы и депутатов. В 2008 году, согласно статистическим данным, следственными органами Следственного комитета при Прокуратуре РФ расследовано 5143 уголовных дела, связанных с коррупцией в органах государственной власти и местного самоуправления. До суда дошло около 4,5 тысячи дел. В 2009г. число расследованных дел выросло до 7799. 757 таких дел были возбуждены в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом: 107 дел против следователей, 13 — прокуроров, 30 — членов избиркомов, 90 — депутатов законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления,  18 — судей различных уровней и 3 кандидата в депутаты Государственной Думы РФ21.

   Положение осложняется весьма тяжелой ситуацией  с коррупцией в правоохранительных органах страны, особенно МВД, где  содержание способствует выходу сотрудников  и целых подразделений на рынок  в качестве субъектов экономических отношений и ведут к широкой криминализации и коррумпированности органов внутренних дел. По данным различных источников, в том числе и зарубежных, почти 30 процентов сотрудников милиции обеспечивают оперативное прикрытие коммерческим структурам (так называемые «крыши») – от ларьков до банков22.

   В негосударственном секторе регистрируемая коррупция в наибольшей степени  распространена среди директоров государственных  и муниципальных предприятий, руководителей  и преподавателей негосударственных  высших учебных заведений, выполняющих государственный заказ на подготовку специалистов, руководителей банков, обслуживающих бюджетные средства.

   Как показывает статистика, среднестатистический коррупцинер характеризует характеризуется как гражданин  среднего возраста – около 37 лет, а также уровнем феминизации (27% коррупционеров – женщины) и образования (52% - лица с высшим и неоконченным высшим образованием). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Предупреждение коррупционной преступности 

      Предупреждение коррупции – главное направление борьбы с этим социальным злом. Выдвижение профилактики коррупционных правонарушений на передний план обусловлено основополагающими положениями Конституции России, определяющими необходимость предотвращения коррупции, как явления несовместимого с природой правового государства23.

      Первым  правителем, о котором сохранилось  упоминание как о борьбе с коррупцией, был Урукагина – шумерский  царь города-государства Лагаша. Эти  исторические документы датируются второй половиной XXIV века до н.э. Первый достаточно подробный трактат с осуждением коррупции под названием «Артхашастра» написал один из министров Бхарты (древнее название Индии). Документ сохранился под псевдонимом Каутилья и относится к IV веку до н.э. В трактате сделан пессимистический вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом»24.  

      Как показывает исторический опыт и современная  практика, ни одному государству, не удалось  полностью решить проблему коррупции. До сих пор многие скептически относятся к возможности победить коррупцию. Во многих странах антикоррупционные компании неизменно начинались с всеобщего энтузиазма и заканчивались всеобщим цинизмом. Сейчас многие страны ввели в практику экономической политики широкий арсенал мер по противодействию коррупции, которые заслуживают самого пристального внимания и изучения. Как считает Цагикян С., для правильного понимания проблемы предупреждения коррупции основополагающим является учение об определяющей роли базисных (экономических) отношений в жизни общества. Это означает, что предупреждение преступности, постепенное преодоление ее тесно связано с преобразованиями в экономике, идеологии, в социальной политике и в других областях общественных отношений. Надо отметить, что последовательное проведение широкого комплекса мероприятий по предупреждению коррупции основывается на знании общих закономерностей развития капиталистического общества переходного периода и использовании конкретных форм экономического, идеологического, социально-культурного и правового воздействия, направленных на преодоление противоречий и недостатков, на развитие и совершенствование общественных отношений, возникающих в процессе построения правового демократического, социального государства. Кроме того, для борьбы с коррупционной преступностью как с социальным явлением необходимо сосредоточить усилия всей системы государственных органов, политических и общественных организаций, реализацией широких экономических, культурно-воспитательных и других мероприятий, активной и сильной социальной политикой.

      Итак, рассмотрим общесоциальные и специальные  меры по предупреждению и борьбе с  коррупцией. 

3.1 Общесоциальные  вопросы предупреждения коррупционной  преступности 

     В плане общего предупреждения коррупционной преступности необходимо, прежде всего, исключать использование коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создание социальной опоры новых отношений, а также пресекать отмывание, преумножение криминальных капиталов.

     Социальная  система предупреждения коррупции  представляет собой сложную иерархию предупредительных мер, отражающую структуру причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений. В этой иерархии выделяются общесоциальные меры, специально-криминологические меры, индивидуальное предупреждение.

Информация о работе Причины коррупции в системе государственности и муниципальной власти и методы борьбы с ней