Особенности местного самоуправления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правовой основы местного самоуправления в России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы местного самоуправления.
Проанализировать современное состояние правового аспекта местного самоуправления и определить основные направления его совершенствования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Формирование и понятие правовой основы местного самоуправления, общая информация о городе.
1.1 Формирование правовой основы местного самоуправления
1.2 Понятие и состав правовой базы местного самоуправления
Глава 2. Основные правовые акты системы местного самоуправления
2.1 Конституционные основы местного самоуправления
2.2 Федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления.
2.3 Система муниципальных правовых актов и устав муниципального образования
Глава 3. Современная правовая основа местного самоуправления и его направления совершенствования
3.1 Современное состояние правовой основы местного самоуправления
3.2 Направления совершенствования местного самоуправления

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Особенности местного самоуправления города.docx

— 138.61 Кб (Скачать)

Важнейшим фактором развития местного самоуправления города Чебоксары  становится максимальное включение  в процесс управления территорией  непосредственно населения муниципальных  образований. Сравнительный анализ показывает довольно четкую корреляцию между степенью муниципальной активности жителей и ресурсными возможностями  местной власти на той или иной территории. Пробуждение жителей  к участию в местном самоуправлении во многом лежит в плоскости организационного и экономического укрепления муниципалитетов. Действия в этом направлении - первое и главное условие повышения  уровня и качества народного представительства  во власти.

Поэтому одним из приоритетов  должно стать донесение до людей  объективных сведений о возможностях местного самоуправления в рамках самых  разных коммуникационных площадок - от образовательных учреждений до средств  массовой информации. Необходимо подготовить  и реализовать комплекс мер по муниципальному просвещению граждан. Только таким путем можно сформировать в обществе подлинную культуру самоуправления.

Именно от муниципальной  власти напрямую зависят и возможности  инновационного развития территории, и качество реализации национальных проектов, и эффективность оказания многих услуг жителям. Поэтому и  местное самоуправление, и муниципальный  класс (люди, профессионально занятые  в его осуществлении) нуждается  в самом серьезном внимании и  поддержке со стороны государства. Муниципальные элиты должны быть включены в систему принятия решений  на федеральном уровне.

Необходимо создать максимально  благоприятные условия для работы муниципальных органов, в том  числе за счет ограничения избыточного  государственного контроля их деятельности.

Необходим качественно иной подход к дифференциации политики в  отношении различных типов муниципальных  образовании. Муниципальные образования, являющиеся точками роста (прежде всего  города), должны получить действенные  стимулы для развития, а отстающие  в развитии территории (прежде всего  сельские) - гарантии государственной  поддержки. Города должны получить большую  свободу маневра, в том числе  путем предоставления им права расширять  перечень решаемых ими вопросов местного значения, развивать налогооблагаемую базу местных бюджетов, развивать  потенциал своего территориального роста. Напротив, в неурбанизированных зонах государство в большей степени должно взять на себя ответственность за строительство и работу крупных инфраструктурных объектов, соблюдение базовых стандартов оказания услуг и финансового обеспечения.

Одновременно нужно адаптировать законодательство к многообразию условий  местного самоуправления, признавая  при этом сложившиеся реалии как  данность. В этой связи целесообразно  открыть дорогу для совершенствования  территориальной организации публичной  власти на местах, в частности - регламентировать преобразование муниципальных образований  одних типов в другие (например, районов в городские округа и наоборот) при четком закреплении возможных случаев и процедур, чтобы исключить возможность злоупотреблений; предоставить регионам возможность отказа от районного звена местного самоуправления, ставшего по факту элементом государственной системы управления, путем создания в районах территориальных органов государственной власти.

В части разграничения  предметов ведения необходимо уйти от размытых формулировок в определении  вопросов местного значения. В тех  сферах, где компетенция различных  уровней публичной власти тесно  переплетена, необходимо четко и  недвусмысленно определить полномочия органов власти и самоуправления. Кроме того, муниципальные органы должны быть освобождены от участия  в решении несвойственных им административных задач без финансовых гарантий со стороны государства. Возложение на муниципальные образования части  функций в таких сферах, как  предотвращение терроризма, чрезвычайных ситуаций, мобилизационная подготовка, без должного обеспечения и конкретизации  создает недопустимые риски снижения уровня безопасности граждан.

Одновременно имеет смысл  усилить гибкость в определении  вопросов местного значения путем разделения их на обязательный и факультативный списки. В обязательный список должны быть включены только базовые вопросы, являющиеся предметом жизнеобеспечения населения всех муниципалитетов соответствующего типа. Некоторые другие вопросы, потребность в решении которых возникает у муниципального сообщества, могут определяться в качестве вопросов местного значения в уставе муниципального образования.

Обеспечение баланса свободы  муниципалитетов и соблюдения государственного интереса невозможно без определения  институциональных рамок государственного контроля местного самоуправления (и  шире - форм взаимодействия государственных  и муниципальных органов) с четким законодательным регулированием процедур запроса государством и предоставления муниципальными образованиями необходимой информации, перечня форм их отчетности, процедур проведения проверок муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления.

Этим же целям должно послужить  и совершенствование механизмов судебной зашиты местного самоуправления, в том числе через упорядочение судебной практики и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления.

Заключение

 

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя  и является важной формой народовластия  в Российской Федерации. Оно согласно Конституции РФ не входит в систему  органов государственной власти и является первичным уровнем  публичной власти, действующее самостоятельно от государственных организаций  в пределах установленных законом  полномочий.

Законодательно закрепилось  самоуправление на местах после приятия  Конституции РФ, где в третьей  статье закона оно было закреплено. После принятия в 1995г. Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" началось становление  местного самоуправления в современной  России.

Федеральная законодательная  регламентация местного самоуправления оказалась слишком жесткой. Многие нормы федерального закона являются избыточными, не учитывают территориальных  особенностей, излишне ограничивают свободу действий региональных и  местных властей, "закрывают двери" на пути к развитию муниципальных  образований. Подтверждением тому стали  многочисленные точечные поправки в  федеральное законодательство, свидетельствующие  о попытках адаптировать единообразное  регулирование к многообразию реальных условий.

Местное самоуправление как  организация власти на местах предполагает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые  в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной  из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные  конституционные законы, Федеральные  законы об общих принципах организации  местного самоуправления, иные федеральные  законы, а также принимаемые в  соответствии с ними нормативные  правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ), конституции (уставы), законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, иные муниципальные правовые акты.

Одной из ключевых проблем  местного самоуправления, по мнению муниципального сообщества, является гипертрофированный государственный контроль. В большинстве регионов отмечают, что ответы на запросы информации государственными органами отнимают львиную долю времени, еще больше трудностей вызывают бесконечные проверки муниципалитетов [13, c.27].

Сегодня налицо две противоречивые тенденции: с одной стороны, степень  давления различных государственных  структур на муниципалов крайне высока, с другой - формы государственного контроля в одних случаях не прописаны (т.е. отсутствуют и, в принципе, юридически невозможны), в других - не регламентированы (что вызывает произвол контролирующих органов).

Местное самоуправление в  России на данном этапе находится  на стадии развития, так как имеет  множество проблем с реализацией  ее на местах. Тому пример закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", который вступил в  силу только с 2009 года.

Таким образом, местное самоуправление в РФ составляет важнейшую часть  механизма управления, позволяющую  оптимально сочетать права человека и местные, региональные, общегосударственные  интересы, требующие дальнейшего  развития и совершенствования.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с  учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках  к Конституции Российской Федерации  от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2009 г.).
  3. Устав муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики от 30.11.2005 г. (с изменениями, внесенными решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов от 11 июля 2006 г. № 257, 27 сентября 2007 г. № 766, 28 октября 2008 г. № 1138, 23 декабря 2008 г. № 1207).
  4. Исаев, И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. - М.: Юристъ, 2005. - 768 с.
  5. История государственного управления в России / отв. ред.В.Г. Игнатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 640 с.
  6. Кошевников, Е.М. Муниципальное право / Е.М. Кошевников. - М.: Издательство НОРМА, 2007. - 284 с.
  7. Кнорринг, В.И. Государственное и муниципальное управление / В.И. Кнорринг. - Издательство "Экзамен", 2007. - 477 с.
  8. Куликов, В.И. История государственного управления в России / В.И. Куликов. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 368 с.
  9. Курочкин, А.А. Правовые основы местного самоуправления / А.А. Курочкин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 9. - С.15-19.
  10. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М.: Юристъ, 2008. - 559 с.

Информация о работе Особенности местного самоуправления в России