Особенности местного самоуправления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правовой основы местного самоуправления в России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы местного самоуправления.
Проанализировать современное состояние правового аспекта местного самоуправления и определить основные направления его совершенствования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Формирование и понятие правовой основы местного самоуправления, общая информация о городе.
1.1 Формирование правовой основы местного самоуправления
1.2 Понятие и состав правовой базы местного самоуправления
Глава 2. Основные правовые акты системы местного самоуправления
2.1 Конституционные основы местного самоуправления
2.2 Федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления.
2.3 Система муниципальных правовых актов и устав муниципального образования
Глава 3. Современная правовая основа местного самоуправления и его направления совершенствования
3.1 Современное состояние правовой основы местного самоуправления
3.2 Направления совершенствования местного самоуправления

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Особенности местного самоуправления города.docx

— 138.61 Кб (Скачать)

Федеральный закон 2003г. относит  к полномочиям органов государственной  власти субъектов РФ правовое регулирование  вопросов, связанных с организацией местного самоуправления в субъектах  РФ, правами и обязанностями органов  государственной власти субъектов  РФ и их должностных лиц в области  местного самоуправления, правами и  обязанностями органов и должностных  лиц местного самоуправления по вопросам, регулирование которых отнесено к компетенции субъектов РФ.

2.3 Система муниципальных правовых  актов и устав муниципального  образования

 

По вопросам местного значения населением муниципальных образований  непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Их система представлена в табл.2.

 

Таблица 2. Система муниципальных  правовых актов

Принимающие правовые акты

Типы правовых актов 

Наименование правового акта или  решаемые вопросы 

Население на референдумах и сходах

Решения

Важнейшие вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения 

Представительный орган 

Решения

Устав муниципального образования.

Правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Вопросы организации деятельности представительного органа

Председатель представительного  органа

Постановления и распоряжения

Вопросы организации деятельности представительного органа

Глава местной администрации 

Постановления

Вопросы местного значения.

Вопросы, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий

Распоряжения 

Вопросы организации работы местной  администрации 

Глава муниципального образования 

Постановления и распоряжения

Вопросы председателя представительного  органа или главы администрации (в зависимости от занимаемой должности)

Иные должностные лица

Распоряжения и приказы

Вопросы, отнесенные к их полномочиям


 

Устав муниципального образования  и решения, принятые путем прямого  волеизъявления граждан на местном  референдуме (сходе), обладают высшей юридической  силой на территории муниципального образования.

Нормативные правовые акты представительного органа регулируют важнейшие процессы жизнедеятельности  муниципального образования. Наиболее типичные из них:

  • положение о местных референдумах и местных выборах;
  • положение об организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования;
  • положение о порядке управления собственностью муниципального образования;
  • правила землепользования и застройки;
  • правила торговли;
  • положение о муниципальном заказе;
  • положение о муниципальной службе и т.д.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься органами территориального общественного самоуправления, а также инициативными группами граждан.

Устав муниципального образования - своеобразная местная конституция, основной нормативный акт муниципального образования. В нем, согласно Федеральному закону 2003г., отражаются следующие положения:

  • наименование муниципального образования;
  • перечень вопросов местного значения;
  • формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
  • структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
  • наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, их должностных лиц;
  • виды, порядок принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  • срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
  • виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
  • порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля его исполнения;
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования  регулируются и иные вопросы организации  местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, характер и  пределы правового регулирования  местного самоуправления, определяемые федеральными актами, актами субъектов  РФ и местными актами, тесно связаны  с федеративным устройством государства  и политико-правовой природой местного самоуправления. То есть федеральные  органы устанавливают целесообразные рамки деятельности местного самоуправления, более детально в этих пределах регламентируют данную деятельность органы субъектов  Российской Федерации, а местное  самоуправление свободно прежде всего в пределах своей компетенции. Если при этом возникает необходимость урегулирования каких-либо отношений, местное самоуправление делает это с помощью собственных нормативных актов, руководствуясь принципом "все, что не запрещено - разрешено".

 

Глава 3. Современная  правовая основа местного самоуправления и его направления совершенствования

3.1 Современное состояние правовой  основы местного самоуправления

 

Местное самоуправление в  г. Чебоксары осуществляется населением посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления г. Чебоксары.

Органы местного самоуправления г. Чебоксары осуществляют свою деятельность в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, издаваемыми  в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, Законом Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", другими законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, настоящим Уставом, решениями, принятыми на местных референдумах и сходах граждан, и иными муниципальными правовыми актами города Чебоксары.

Систему муниципальных правовых актов г. Чебоксары образуют:

  1. Устав муниципального образования г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики;
  2. правовые акты, принимаемые на местном референдуме города Чебоксары;
  3. решения Чебоксарского городского Собрания депутатов (ЧГСД);
  4. постановления и распоряжения Главы г. Чебоксары;
  5. постановления и распоряжения главы администрации г. Чебоксары (в случае назначения главы администрации г. Чебоксары по контракту);
  6. постановления Президиума ЧГСД, постановления и распоряжения председателя Чебоксарского городского Собрания депутатов;
  7. распоряжения и приказы иных должностных лиц органов местного самоуправления г. Чебоксары по вопросам, отнесенным к их полномочиям настоящим Уставом.

Устав муниципального образования  г. Чебоксары принимается Чебоксарским городским Собранием депутатов. Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме города Чебоксары, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов города Чебоксары, имеют прямое действие и применяются на всей территории города Чебоксары [3].

С 1 января 2006г. на территории некоторых субъектов РФ, в том  числе и в Чувашской Республике, вступил в силу новый закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" (№131-ФЗ от 6 октября 2003г). Основной целью Федерального закона является устранение неопределённостей  в разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти и органами местного самоуправления. Именно с этой целью вводится единая структура территориальной организации  местного самоуправления. Полномочия Российской Федерации и субъектов  Федерации в сфере регулирования  местного самоуправления устанавливаются  на основе иных принципов, чем это  осуществлено в предыдущей редакции Федерального закона, а также более  подробно регулируется деятельность органов  местного самоуправления.

При всех неизбежных издержках  и оговорках, нельзя отрицать главного: муниципальная реформа в России состоялась. Произошедшие изменения  носят необратимый характер - они  приняты всеми заинтересованными  лицами и рассматриваются, в основном, как дающие потенциал для дальнейшего  развития.

Ее реализация предполагала отход от традиционной для России моноцентрической модели организации  власти, характеризовавшейся организационным единством, вертикально интегрированными структурами, приоритетом государственных функций над началами самоуправления.

Отход от этой модели предполагал  внедрение европейских континентальных  стандартов (в частности, германского  опыта). В России создавалась двухуровневая  система местного самоуправления (муниципальные  районы и поселения). Поставленные задачи реформы местного самоуправления не удалось реализовать в полном объеме, ни в коем случае нельзя считать  провалом реформы. За минувшее пятилетие  удалось добиться того, что было достижимо в реальных российских условиях начала нынешнего века.

Концептуальная основа реформы  подразумевала автономизацию местного самоуправления от органов государственной власти. Однако это вошло в противоречие с процессами централизации власти в стране. Такая централизация была необходимым процессом, связанным с укреплением государственности, повышением управляемости и эффективности государственной власти. Однако централизация властной системы потребовала сохранения, воспроизводства и усиления соподчиненности органов местного самоуправления, с одной стороны, и постепенной консолидации ресурсов влияния на более высоких эшелонах власти (регион, крупный город, сельский район). В регионах ресурсы и властные рычаги оказались по факту сконцентрированы в руках региональных властей, а также зависимых от них руководителей районов. Местные (прежде всего городские) элиты были во многом лишены стимулов и возможностей для эффективного управления и включения в процессы модернизации страны, а население практически лишено мотивации активно участвовать в самоуправлении.

Серьезное влияние, создавшее  дополнительные проблемы для реализации реформы, оказала сложившаяся культура местного самоуправления, которая во многом была сформирована советской  политической традицией. На значительной части территорий страны по факту  почти воспроизвела себя советская  система взаимоотношений по линии "регион - район (город) - сельсовет (поселение)" (хотя об этом и нельзя говорить как  об общей закономерности).

Таким образом, за рамками  внимания внедренного закона оказались  не только специфические черты и  проблемы городских поселений (например, формирование городских агломераций), а также и более значимые вопросы - оптимизация самоуправления в городах  как точках роста и основной ресурсной  и кадровой базы модернизационных процессов в стране.

Подходы к тому, какие  вопросы должны решаться муниципалитетами у населения и муниципалов  практически совпадают. В целом  соглашаясь с их законодательно установленным  списком, многие часто поддерживают идею включения в него всех вопросов жизнеобеспечения граждан (в т. ч. социальной зашиты, охраны правопорядка) и исключения из данного перечня вопросов безопасности которые они считают сугубо государственными. В качестве по сути государственных  сфер часть муниципального сообщества воспринимает также образование  и здравоохранение, однако сами жители не склонны высказывать подобную позицию.

Одной из ключевых проблем  местного самоуправления, по мнению муниципального сообщества, является гипертрофированный государственный контроль. В большинстве регионов отмечают, что ответы на запросы информации государственными органами отнимают львиную долю времени, еще больше трудностей вызывают бесконечные проверки муниципалитетов [13, c.27].

Сегодня налицо две противоречивые тенденции: с одной стороны, степень  давления различных государственных  структур на муниципалов крайне высока, с другой - формы государственного контроля в одних случаях не прописаны (т.е. отсутствуют и, в принципе, юридически невозможны), в других - не регламентированы (что вызывает произвол контролирующих органов).

3.2 Направления совершенствования  местного самоуправления

 

Местное самоуправление, как  и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного  института и в то же время требует  дальнейшего развития и совершенствования.

Пройдя муниципальную  реформу, сегодня необходимо четко  определить основные векторы развития местного самоуправления в среднесрочной  и долгосрочной перспективе. В настоящее  время уже утверждена в целом  Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020г., подготовлена Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. Целенаправленное движение вперед вызывает потребность  в разработке и нормативном закреплении  также и концепции новой российской муниципальной политики.

Информация о работе Особенности местного самоуправления в России