Основные модели муниципального управления на примере Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть основные модели муниципального управления, а так же модель местного самоуправления на примере Германии.
Модель местного самоуправления Германии, как и модель ее политического устройства в целом, считается одной из самых эффективных в мире. Местное самоуправление Германии, является одним из базовых элементов общества и государства и успешно справляется с возлагаемыми на него задачами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Основные модели муниципального управления на примере Германии…………….4
1.1 Англосаксонская модель…………………………………………………….…4
1.2 Континентальная модель………………………………………………………5
1.3 Смешанная (коммунальная) модель в Германии……………………….……6
Контрольные вопросы…………………………………………………………...............19
Тестовые задания………………………………………………………………...............21
2 Эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления………………………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………………….....27
Список использованных источников…………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Весь РАСЧЕТНЫЙ!!!.docx

— 55.09 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Основные модели муниципального управления на примере Германии…………….4

1.1 Англосаксонская  модель…………………………………………………….…4

1.2 Континентальная модель………………………………………………………5

1.3 Смешанная  (коммунальная) модель в Германии……………………….……6

Контрольные вопросы…………………………………………………………...............19

Тестовые задания………………………………………………………………...............21

2 Эффективность организационно-технического  уровня системы муниципального  управления………………………………………………………………………...23

Заключение…………………………………………………………………………….....27

Список использованных источников…………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических  решений в области местного самоуправления. Это разнообразие принципиально  важно. Если ряд органов местного самоуправления примет неверные решения, в условиях демократии и свободного обмена опытом общая «цена ошибки»  все равно меньше, а устойчивость системы выше, чем если государство, пытаясь централизованно решать вопросы местного значения, допускает одну маленькую ошибку.

Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает становление  местного самоуправления как важнейшего института в сложившихся демократических  обществах. Россия не первое и не последнее  государство в мире, ведущее поиск  форм и методов разумного соединения интересов государства и его  территориальных сообществ.

Цель работы: рассмотреть основные модели муниципального управления, а так же модель местного самоуправления на примере Германии.

Модель  местного самоуправления Германии, как  и модель ее политического устройства в целом, считается одной из самых  эффективных в мире. Местное самоуправление Германии, является одним из базовых элементов общества и государства и успешно справляется с возлагаемыми на него задачами.

Местное самоуправление в Германии – это  вопрос компетенции субъекта федерации. Каждая федеральная земля вправе решать этот вопрос по-своему, а федеральный  центр не вправе вмешиваться в  вопросы организации местного самоуправления. Таким образом, правовая база для  функционирования местного самоуправления – это законы федеральных земель.

Несмотря  на широкие законодательные возможности  для разнообразия организации местного самоуправления, почти во всех федеральных  землях местное самоуправление организовано одинаково. Оно осуществляется на уровне отдельных общин, поселений, на уровне муниципальных районов. Существует также ряд крупных городов, в  которых управление самостоятельное. В немецкой терминологии такая модель называется двухуровневой.

 

1 Основные модели муниципального управления на примере Германии

1.1 Англосаксонская  модель 

 

Англосаксонская модель распространена в странах, где  местные представительные органы формально  выступают автономно в пределах своих полномочий, без прямого  подчинения вышестоящим органам. Для  этой модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц.

Наряду  с представительными органами в  этих странах, особенно в США, непосредственно  населением избираются и некоторые  должностные лица администрации. Большими полномочиями здесь наделяются комиссии (или комитеты) местных представительных органов, играющие значительную роль в  подготовке и принятие отдельных  решений.

Контроль  за деятельностью местных органов управления в этих странах осуществляется через центральные министерства и через суд. По месту и роли местных органов в политической системе этих стран можно сделать вывод, что они фактически являются составной частью государственного механизма.

Термин  же "местное управление" служит для обозначения организации  и деятельности местных органов  и обычно указывает лишь на один из критериев их отличия от других государственных органов - на их местный (локальный) характер.

В странах  континентальной Европы, франкоязычной  Африке, Латинской Америке, на Ближнем  Востоке получила распространение  так называемая континентальная (или  французская) модель управления. Ее отличия от англосаксонской базируются на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Эта модель зародилась во Франции. Англосаксонская модель распространена преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др.

Ее черты:

  • высокая степень автономии местного самоуправления, выборность, контроль, прежде всего со стороны населения; отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;
  • отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).

Основной  принцип здесь “действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий” (в Великобритании полномочия предоставляются  парламентом страны, т.е. из «центра», в США – штатами, т.е. на региональном уровне). Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Государственное регулирование может осуществляться в косвенной форме, например, за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления могут вводить на своей территории с изменениями. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в форме судебного контроля. Средство влияния – государственные дотации.

 

1.2 Континентальная модель

 

Распространена  в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и  в большинстве стран Латинской  Америки, Ближнего Востока, франкоязычной  Африки.

Является  иерархической структурой, где происходит сверху передача различных директив, а снизу поступает информация, и где на государственные органы работают представители на местах. Данная модель характеризуется также  некоторой подчиненностью нижестоящих  местных органов самоуправления вышестоящим по структуре.

Ее черты:

  • сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня), выборности и назначаемости; определенная иерархия системы управления, в которой местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным;
  • ограниченная автономия местного самоуправления; наличие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.

Ярким примером является Франция, где предусмотрено  местное самоуправление на уровне коммун, более крупные кантоны и округа являются местными уровнями государственной  власти, элементы самоуправления вновь  появляются на уровне департамента, чтобы  полностью смениться государственной  властью на уровне региона. Основным звеном местного самоуправления являются коммуны, каждая коммуна имеет свой представительный орган - совет и  мэра, избираемого из числа депутатов  совета. Мэр и депутаты муниципального совета, работающие на постоянной основе, образуют муниципалитет. В то же время  мэр является государственным служащим.

Деятельность  мэра осуществляется под контролем  муниципального совета и под административным контролем комиссара республики. Последний также наблюдает за законностью принимаемых коммуной решений и в случае необходимости  обращается в суд за их отменой (т.е. в отношении муниципального совета принцип административного контроля уже не действует).

 

1.3 Смешанная (коммунальная) модель в Германии

 

Самоуправление, согласно современной германской доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Государство делегирует часть  своих функций органам самоуправления.

Статус  общин в Германии характеризуют  следующие положения:

-  община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления;

-   община регулирует сферу своей деятельности посредством Устава, который не должен противоречить закону;

-    община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами.

В Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистических и развивающихся странах действуют  смешанные модели, вобравшие в  себя разные черты англосаксонской  и континентальной.

«Сравнивая  англосаксонскую и континентальную  модели местного самоуправления, следует  иметь в виду, что в демократически развитых странах различия между  этими двумя моделями не носят  принципиального характера. Их современная  форма, во многом являющаяся результатом  проведенных реформ местного самоуправления, позволяет говорить об определенном сближении некогда весьма отличных муниципальных систем».

Основные  черты для всех муниципальных систем, развивающихся в условиях демократии, – сохранение и развитие разнообразия форм местного самоуправления. Это справедливо и для тех стран, которые уделяют особое внимание соблюдению единых стандартов уровня жизни для жителей разных территорий. Например, в Германии, где коммунальное право – исключительная компетенция земель, существует множество различий между земельными Коммунальными конституциями. В стране действуют четыре модели организации местного самоуправления:

1. Модель магистрата действует в земле Гессен, в городах земли Шлезвиг-Гольштейн, в некоторых городах Рейнланд-Пфальца и в Бременхафене (округе Бремена). 

Избираемый  путем всеобщего голосования  совет выбирает из своего состава  председателя совета. Председатель совета председательствует на заседаниях, готовит  порядок дня. Одновременно совет  назначает путем голосования  коллегиальный исполнительный орган - Магистрат - из числа профессиональных управленцев. В земле Гессен член магистрата не может быть членом совета; в других землях, наоборот, магистрат  избирается из состава совета. Магистрат  назначается на период от 6 до 12 лет  в разных общинах. Магистрат является коллегиальным органом исполнительной власти: он представляет общину в отношениях с гражданами, другими органами власти, в суде, готовит и исполняет решения совета (в том числе бюджет), руководит администрацией общины. Все решения магистрата принимаются путем голосования. Совет назначает (как правило, по представлению членов магистрата) бургомистра, который возглавляет магистрат. Однако его роль сравнительно невелика: он председательствует на заседаниях магистрата, представляет магистрат в совете, обладает правом решающего голоса в магистрате (при равном количестве голосов). Он не является начальником для членов магистрата. Наконец, совет может распределить между членами магистрата сферы деятельности, поручив каждому индивидуальный участок работы, соответствующий компетенциям общины и структуре административных служб; бургомистр также может распределить сферы деятельности между членами магистрата, но не имеет права вмешиваться в распределение, сделанное советом. 

Внутри  данной системы существует последовательный контроль за законностью принимаемых решений: магистрат может опротестовать и отказаться выполнять противоправное решение совета; бургомистр может опротестовать противоправное решение магистрата, причем последней инстанцией в споре является совет. 

2. Северогерманская система совета действует в землях Северный Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония. 

Совет общины избирает из своего состава бургомистра  или обер-бургомистра. Бургомистр председательствует на заседаниях общины и выполняет  представительские функции. Одновременно совет назначает - на срок от 6 до 12 лет - профессионального управленца на должность директора общины или  городского директора. В крупных  городах совет назначает также  помощников директора, за которыми может  закрепить определенные сферы деятельности; они являются иерархическими подчиненными директора. Директор общины единолично руководит администрацией, готовит  и исполняет решения совета. 

Здесь также  существует строгая система контроля за законностью принимаемых решений: совет имеет право опротестовать  и отменить решение директора (кроме  делегированных ему государственных  полномочий), бургомистр имеет право как опротестовать решение директора (с обращением в совет), так и опротестовать решение совета (с отлагательным вето). Наконец, директор общины может опротестовать незаконное решение совета. 

В Нижней Саксонии создается еще один орган  управления: административный комитет, в который входят директор общины с помощниками (с правом совещательного голоса) и избранные члены совета. Комитет готовит решения совета по специально оговоренным вопросам, по ряду вопросов сам принимает постановления, исполняемые как решения совета. 

3. Модель бургомистра распространена в землях Рейнланд-Пфальц, Саар и в сельских общинах Шлезвиг-Гольштейна. 

Совет избирает из своего состава бургомистра (обер-бургомистра), который одновременно является председателем  совета и главой исполнительной власти общины. Параллельно совет назначает  из числа профессиональных управленцев  и из собственного состава управу, в которую входит и бургомистр. Задачей управы является подготовка решений совета, руководство - под  началом бургомистра - общинной администрацией. Бургомистр и совет могут опротестовывать  решения друг друга, причем бургомистр обладает правом отлагательного вето. 

4. Южногерманская модель принятая в Баварии, Саксонии, Баден-Вюртемберге и в большинстве земель бывшей ГДР. 

Информация о работе Основные модели муниципального управления на примере Германии