Организация территориального общественного самоуправления в малых сообществах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших форм непосредственной демократии является территориальное общественное самоуправление. Важность данного института обусловлена тем, что территориальное общественное самоуправление наиболее приближено к населению и способствует воспитанию гражданского самосознания населения.

Оглавление

Введение......................................................................................................................................3
Глава 1 Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственного осуществления местного самоуправления поселением муниципального образования…………………………………………..…..……..………7
1.1. Понятие территориального общественного самоуправления и его место в системе форм непосредственного осуществления местного самоуправления…………………………………………………………..…………………...7
1.2. Правовые основы территориального общественного самоуправления......................................................................................................................13
Глава 2 Организация территориального общественного самоуправления в малых сообществах жителей……………..……................................................................18
2.1. Понятие кондоминиума, правовые основы его деятельности……..18
2.2. Правовой статус объединения жителей многоквартирного дома на основе кондоминиума …..……….……………………………………………….….…..21
2.3.Взаимодействие объединения жителей многоквартирного дома на основе кондоминиума с органами местного самоуправления………..………..25
Глава 3 Проблемы организации и деятельности территориального общественного самоуправления в малых сообществах жителей, пути их преодоления и перспективы развития……………………………………….………...29
Заключение……………………………………...……………………………………………35
Список литературы………………………………………………………………...……….40

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации - копия.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Заключение

     Территориальное   общественное   самоуправление  – одна из важнейших составляющих местного самоуправления, призванная содействовать реализации прав и свобод жителей, обеспечивать выполнение ими своих гражданских обязанностей. Это особый институт в системе местного самоуправления Российской Федерации, оно не относится к публичной власти, строится исключительно на началах добровольности и демократизма. Действие на основе принципа территориальности и решения вопросов местного характера отличает территориальное общественное самоуправление от других форм общественных объединений.

     Территориальное общественное самоуправление в малых сообществах, в частности объединение жителей многоквартирного дома на основе кондоминиума, является наиболее приближенным к населению звеном, способным связать органы местного самоуправления с реальными заботами граждан, проживающих на определенной территории, а также обеспечить защиту их совместных интересов. Оно обеспечивает связь между обществом и органами местного самоуправления, а через них и с государством, действует "снизу вверх", является проводником народной инициативы, является фундаментом, первичным образованием местного самоуправления. Именно с этого уровня власти населения может действенно развиваться система местного самоуправления.

     Федеральный закон “Об общих принципах  организации  местного  самоуправления  в Российской Федерации” определяет правовые условия и потенциальную эффективность территориальных институтов самоорганизации граждан и определяет место территориального   общественного   самоуправления  в системе местного самоуправления. Однако определение роли территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления данным законом ограничивается лишь тем, что он включает территориальное общественное самоуправление в систему существующих форм осуществления местного самоуправления. Порядок же организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления отнесен федеральным законодательством к ведению субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В свою очередь, далеко не во всех субъектах Российской Федерации приняты соответствующие законы, а многие муниципальные правовые акты лишь повторяют положения Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В итоге, отсутствие специального «рамочного» федерального закона, определяющего основные принципы организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления привело к неоднозначному пониманию природы данного правового института и его правовой значимости.

     Также в Законе не определены формы взаимоотношений органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, за исключением того, что последние могут вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, а ведь перечень таких возможных форм шире. Например, органы местного самоуправления могут передавать отдельные полномочия органам территориального общественного самоуправления, могут принимать решения по согласованию с органами территориального общественного самоуправления и т.д. Так, на уровне муниципального образования не всегда правильно определены формы взаимодействия органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления. Так, иногда в уставах муниципальных образований. Можно встретить норму, согласно которой органы местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления определяют сферу совместной компетенции. Но никакой совместной компетенции у этих органов быть не может в силу их различного характера. Если органы местного самоуправления обладают властными полномочиями, то такими полномочиями не обладают органы территориального общественного самоуправления. Последние формируются иным, чем органы местного самоуправления, способом и имеют лишь общественный характер. В силу этого органы территориального общественного самоуправления не могут так же, как органы местного самоуправления, принимать властные решения. Отсюда не может быть у этих органов совместной компетенции, которая заключается в том, что по вопросам, входящим в эту компетенцию, властные решения принимают оба субъекта46.

    Территориальное общественное самоуправление представляет собой социальную практику самостоятельного и ответственного осуществления населением собственных инициатив по вопросам местного значения. В ее основе лежат процессы самоорганизации граждан по месту жительства.

    Территориальное общественное самоуправление предполагает самостоятельное и ответственное осуществление населением собственных инициатив, когда территориальные сообщества не находятся в иерархических связях с какими-либо структурами, обеспечивают соответствие своей деятельности только нормам права и должны быть гарантированы от вмешательства извне. На практике эта характеристика часто искажается, — когда органы территориального общественного самоуправления ставятся в иерархическую зависимость от органов местного самоуправления. Еще более распространенным случаем является использование финансовых инструментов влияния на территориальное общественное самоуправление.

    Таким образом, территориальное общественное самоуправление имеет оформление на институциональном уровне, однако социальная практика общественной активности по месту жительства проведение субботников, собраний по месту жительства, участие населения в благоустройстве, организации досуга по месту жительства — остается на достаточно низком уровне в подавляющем большинстве российских муниципальных образований47.

    Территориальное общественное самоуправление на сегодняшний  день представляет собой мощный ресурс социально-экономического развития поселений. Оно вносит существенный вклад в решение вопросов местного значения.

    Сфера деятельности территориального общественного самоуправления ограничена вопросами местного значения — вопросами непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Эти законодательно закрепленные вопросы местного значения представляют собой институциональные рамки деятельности территориального общественного самоуправления. На практике органы территориального общественного самоуправления выполняют разнообразные функции (в рамках законодательно установленной компетенции), удовлетворяя многие потребности и решая широкий круг проблем жителей определенной территории. Это — благоустройство территории, помощь пожилым людям, организация досуга и занятости детей и подростков, проведение дворовых праздников и спортивных соревнований, содействие в проведении паспортизации, охране и поддержании правопорядка, строительство игровых и спортивных площадок, защита прав и интересов жителей и многие другие.

    Выполнение  органами территориального общественного  самоуправления своих функций зависит от множества факторов. Важнейшая роль принадлежит желаниям, побуждениям членов территориальных сообществ, — мотивации участвовать в территориальном общественном самоуправлении. Однако решение проблем зависит не только от активности этих людей, но и от усилий органов власти. В такой ситуации основная задача состоит в повышении эффективности взаимодействия между органами местного самоуправления и объединениями граждан по месту жительства.

     Таким образом, роль территориального общественного  самоуправления не является одинаковой на различных уровнях местного самоуправления. Оно в большей степени может воплощаться на уровне малых сообществ. И здесь территориальное общественное самоуправление играет роль некоего механизма приближения власти к населению в крупных муниципальных образованиях. И в настоящее время необходим поиск и развитие его новых форм, способов взаимодействия с иными элементами местного самоуправления, а также средств защиты интересов жителей на уровне территориального общественного самоуправления в малых сообществах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных нормативных  актов: 
 

  1. Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7 сентября 1998 г. - №36.
  2. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г. № 237// Собрание законодательства РФ.– N 4. – ст. 445; Собрание законодательства РФ; – 2009. – N 1 – ст. 1;  Собрание законодательства РФ. – 2009. – N 1. – ст. 2.             
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации: Официальный текст на 1 января 2009 года. – Новосибирск., 2009. 95 с.
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2010. – N 40. – ст. 3822; Собрание законодательства РФ. – N 15. – ст. 1736.
  5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – N 3. – ст. 145; Собрание законодательства РФ. – 2010. – N 15. – ст. 1736.
  6. Об   организации   местного самоуправления в Нижегородской области: Закон Нижегородской области от 8.04.1996 г. № 47-ОЗ / Информационная база  «Консультант плюс». – 2010. – Электрон. текстовые данные.
  7. Об утверждении типового Устава уличного комитета в городе Барнауле: Решение городской Думы города Барнаула от 22.12.2006 г. №480/ Информационная база  «Консультант плюс». – 2010. – Электрон. текстовые данные.
  8. Об утверждении Положения о порядке регистрации уставов территориального общественного самоуправления в городе Таганроге: Решение Городской Думы города Таганрога от 27.04.2006 г. №234/ Информационная база  «Консультант плюс». – 2010. – Электрон. текстовые данные.
  9. Об утверждении Положения о порядке выплаты бюджетных денежных средств органами территориального общественного самоуправления: Постановление Администрации города Рязани от 18.09.2006 г. №3109/ Информационная база  «Консультант плюс». – 2010. – Электрон. текстовые данные.
  10. Об утверждении Положения о   территориальном    общественном самоуправлении в городе Новокузнецке: Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.03.2006 г. N 9/34 / Информационная база  «Консультант плюс». – 2010. – Электрон. текстовые данные.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы:

  1. Антонова Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – М., 2007, № 4. – С. 37-40.
  2. Бабичев И.В. Постатейный справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  — М., 2008. –368 с.
  3. Башилов В.М. Роль  территориального   общественного   самоуправления  в системе  местного  самоуправления / Местное самоуправление в регионах. Сборник. – М.: 2001. –74 с.
  4. Замотаев А.А. Территориальное общественное самоуправление в контексте реформы местного самоуправления.//Местная власть. - 2000, № 3.
  5. Игнатюк Н.А. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие. – М., 2007.  – 312 с.
  6. Закон РФ от 6 июня 1991 г. №1550-1 О местном самоуправлении в Российской Федерации: (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР", N 29, ст. 1010.
  7. Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 Об основах федеральной жилищной политики: (утратил силу) // Российская газета, N 15.
  8. Киселева. А.М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе // Социологические исследования. - 2008. - № 10. - С. 73-80.
  9. Комарова В.В. Развитие самоуправления в России // Муниципальное право. - 2002. - №1 С.54-64.
  10. Комарова В.В.Формы непосредственной демократии в России: учебно-методическое пособие.– М., 2002. – 217 с.
  11. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2004. – 559 с.
  12. Ларькина А.П. Органы территориального общественного самоуправления. – М., 1993. - 67 с.
  13. Маркарян Г. Г. Территориальное общественное самоуправление как институт муниципального права: Автореф. дис. …канд. юр. наук: 12.00.02; Волгоградский институт экономики, социологии и права. – М.,2005. – 16 с.
  14. Ратькова.Ю.В. Территориальное общественное самоуправление в современной России: социологический анализ: Автореф. дис. …канд. соц. наук: 22.00.04; Российский государственный социальный университет. – М., 2007. – 24с.
  15. Савранская О. Л. Территориальное общественное самоуправление // Местное самоуправление: проблемы и пути их решения: Сб. научн. трудов / Под ред. С.Н. Юрковой. – СПб., 2000. – 312 с.
  16. Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 431 О новом этапе реализации государственной целевой программы: «Жилище»: (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1431.
  17. Указ Президента РФ от 23 декабря 1993 г. № 2275  Об утверждении временного положения о кондоминиуме: (утратил силу) // Российская газета", N 5.
  18. Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление – М. – 2001. – с.17.
  19. Шипов С.В. Теоретико-правовые основы территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис. …канд. соц. наук: 12.00.02; Институт государства и права Российской Академии Наук. – М., 2005. – 23 с.

Информация о работе Организация территориального общественного самоуправления в малых сообществах