Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:49, реферат
Основной целью настоящей работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как муниципальная служба.
В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:
в первую очередь следует рассмотреть понятие, цели и задачи муниципальной службы;
во - вторых, дать определение функциям и правовым источникиам муниципальной службы
Введение 3
Глава 1. Муниципальная служба
1.1 Понятие, цели и задачи муниципальной службы
1.2 Принципы муниципальной службы
Глава 2. Правовые основы муниципальных служащих
2.1 Муниципальный служащий. Классификация должностей
2.2 Аттестация муниципальных служащих
2.3 Прием на муниципальную службу и ее прекращение
Заключение
Список нормативных актов и использованной литературы
Принципы муниципальной службы должны объективно отражать сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.
С другой стороны, принципы муниципальной службы - это субъективное понятие. Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.
Каждый в отдельности принцип муниципальной службы отражает не все объективные закономерности деятельности муниципальных служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов.
Федеральный закон “Об
основах муниципальной службы в
РФ” дает нам список основных принципов
муниципальной службы ФЗ от 06.10.2003г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах
Верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами;
принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
самостоятельности органов местного самоуправления а пределах их полномочий;
профессионализма и
ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей
принцип равного доступа гражданина к муниципальной службе в соответствии со способностями и уровнем профессиональной подготовки и другие не менее важные
единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ, а также учета исторических и иных местных традиций
правовой и социальной защищенности муниципальных служащих
внепартийности муниципальной службы
принцип законности
гласности
подконтрольности
стабильности кадров муниципальной службы
Иными словами, этот список можно продолжать очень долго, это зависит исторических, культурных особенностей той или иной местности, а также от фантазии законодателя, но самые важные, на мой взгляд, были помещены в федеральный закон, на основании которых стоится законодательство субъектов, а главное сама муниципальная служба.
Глава 2. Правовые основы муниципальных служащих
2.1 Муниципальный служащий. Классификация должностей
Муниципальное право включает в себя нормы, устанавливающие правовые основы муниципальной службы, которая не является государственной. Более общим для государственной и муниципальной службы является термин “публичная служба” Выдрин И.В. Муниципальное право России: Учебник. - М.: Норма, 2008. - С.211..
Публичная служба - это служба в органе публичной власти. С этой точки зрения можно говорить о том, что нормы муниципального права являются источником публичной службы, то есть службы государственной. Так как органы местного самоуправления не признаются государственными органами, то и работники в этих учреждениях не могут называться государственными служащими.
Значит важным отличительным признаком, которым обладает муниципальная служба, является то, что это деятельность по исполнению полномочий органов местного самоуправления, то есть деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования, а муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета. Отсюда следует, что муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации порядке, включенным в штат должностей, в структуре муниципальной администрации, и имеющий квалификационный разряд (специальное звание, ранг, чин, степень, класс), заключивший с государственным органом трудовой договор, осуществляющий предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное содержание и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.
Необходимость правового
регулирования отношений в
Представляется, что муниципальные
служащие по своему правовому статусу
не могут отличаться от государственных
служащих, так как права, обязанности,
ответственность, круг полномочий, виды
службы, поступление на службу и
прекращение служебных
Классификация должностей согласно областному законодательству построена на разведении понятий “муниципальная должность” и “должность муниципальной службы”.
Муниципальная должность - должность,
предусмотренная уставом
Должность муниципальной
службы - штатная должность
Эти должности классифицируются в рамках трех категорий: “А”, “Б”, “В”. Критерий разделения должностей на три категории -- степень близости полномочий отдельных должностей к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований.
Должности категории “А”
(именуются муниципальными должностями)
устанавливаются для
Также в категорию “А” входит должность депутата представительного органа, но о ней необходимо говорить отдельно, так как статус муниципального служащего несовместим с любым депутатским мандатом,-- это правило не распространяется только на глав муниципальных образований. Системное толкование норм законодательства о муниципальной службе позволяет снять противоречие двух вышеизложенных правил: на первый взгляд парадоксального, вывода: муниципальные служащие не могут быть депутатами в силу несовместимости их должностей с депутатским мандатом, а депутаты местных представительных органов могут быть при определенных условиях муниципальными служащими. Однако это касается лишь тех должностей в рамках представительного органа, которые, во-первых, замещаются на постоянной основе, а во-вторых, обеспечивают непосредственное осуществление полномочий представительного органа (освобожденные депутаты, работающие в должностях председателя Думы, его заместителей, председателей ее постоянных комитетов и т. п.). При этом обязательно должно быть закреплено в уставе муниципального образования, регламенте Думы и прочих документах правило о необходимости замещения данных думских должностей только депутатами.
Категории “Б” и “В”
составляют должности муниципальной
службы. В категории “Б”
Должности и категории
“В” устанавливаются для
высшие должности -- заместитель главы муниципального образования, управляющий делами администрации, глава администрации района в городе;
главные должности -- начальник управления, отдела, службы, председатель комитета, глава администрации поселка, сельсовета, поселения;
ведущие должности -- заместитель начальника управления, отдела, службы, заместитель председателя комитета, начальник (заведующий) отдела (сектора) в составе управления, комитета, отдела, советник (консультант), пресс-секретарь;
старшие должности -- помощник, главный специалист, ведущий специалист;
младшие должности -- специалисты 1, 2 категории, просто специалисты.
Должности категории “В” отличаются от должностей категории “Б” еще и тем, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок, или срочного трудового договора на срок не более 5 лет. В случае если договор был заключен на более длительный период, то он с юридической точки зрения считается бессрочным.
2.2 Аттестация муниципальных служащих
Аттестация служащих имеет важнейшее значение практической деятельности служащих. Совершенствование прохождения муниципальной службы невозможно без периодической аттестации служащих. Аттестация проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной службы. А также для решения вопросов о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда. Аттестация решает и другие задачи, связанные с соблюдением принципов муниципальной службы; выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения его по службе; поддержание стабильности муниципальной службы и т.д. Данные задачи являются общими.
Аттестацию можно
Продвижение по муниципальной
службе осуществляется путем назначения
на высшую должность, объявления конкурса
на замещение вакантной должности
муниципальной службы, а также
присвоения более высокого квалификационного
разряда (классного чина). Право на
продвижение по муниципальной службе
реализуется при условии
Аттестация служащих является
правовым средством расширения демократических
начал в кадровой политике и в
управлении муниципальной службой,
средством обеспечения
Содержание и сущность аттестации раскрывается в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой органов местного самоуправления. Аттестация муниципальных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность, всеобщность, гласность, периодичность, объективность, коллективность, обязательность.
Механизм аттестации представляет собой способ организации и осуществления аттестационной деятельности, содействующий реализации функций аттестации, достижению ее эффективного воздействия на совершенствование кадровой функции муниципального управления. Механизм аттестации муниципальных служащих является комплексным организационным образованием и состоит из следующих четырех элементов:
1. Субъект аттестации
2. Объект аттестации
3. Непосредственная деятельность по оценке и контролю за работой служащих
4. Правовые нормы, регулирующие порядок проведения аттестации
Право - важнейший компонент механизма аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость, общеобязательность, устойчивость и эффективность. Правовая регламентация аттестации муниципальных служащих осуществляется с помощью системы нормативных актов, решений по этим вопросам органов местного самоуправления.
Следует отметить, что в
отдельных органах могут