Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:42, курсовая работа
Тема моей курсовой работы – «Источники муниципального права». Источниками в любой отрасли права называют правовые акты, в которых находят свое внешнее содержание нормы отрасли права. По – этому цель данной работы – показать, какие есть источники муниципального права и какое место они занимают в муниципально – правовых отношениях.
Под правовыми основами местного самоуправления понимается нормативная база, которую составляют международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, Закон о местном самоуправлении 2003 года, другие федеральные законы; конституции, уставы, законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и другие нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Введение………………………………………………………………………...…..3
Правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления……....5
1.1. Конституционное разграничение правотворческих полномочий……5
1.2. Полномочия федеральных и региональных органов власти…………..9
1.3. Полномочия муниципальных образований …………………………..10
2. Законодательство о местном самоуправлении: понятие и структура……....12
2.1. Иерархическая (вертикальная) структура………………………….…12
2.2. Отраслевая (горизонтальная) и федеративная структуры……..……13
2.3. Комплексная структура законодательства……………………….…...13
2.4. Статусная структура законодательства………………………………..14
2.5. Внутреннее структурирование муниципального законодательства..16
3. Отдельные источники муниципального права……………………….……..18
3.1. Конституция РФ…………………………………………………..….....18
3.2. Международные договоры РФ…………………………………...…….19
3.3. Законодательные источники…………………………………...…........23
3.4. Подзаконные источники………………………………………...…..….25
3.5. Муниципальные правовые акты………………………………….…....26
3.6. Договорные источники…………………………………………..…….27
3.7. Судебные источники………………………………………………........29
4. Систематизация законодательства о местном самоуправлении………..…..32
4.1. Перспективы кодификации муниципального законодательства..….32
4.2. Совершенствование классификатора правовых актов……………..33
4.3. Разграничение компетенции РФ и ее субъектов………………..……36
Заключение……………………………………………………………………..….38
Библиографический список …………………………………………………..….40
Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ закрепляет федеральные и региональные правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления (ст. ст. 5, 6).
К
полномочиям федеральных
К
полномочиям органов государственной
власти субъектов Федерации относятся:
правовое регулирование вопросов организации
местного самоуправления в субъектах
РФ в случаях и порядке, установленных
Законом от 6 октября 2003 г.; правовое регулирование
прав, обязанностей и ответственности
органов государственной власти субъектов
Федерации и их должностных лиц в области
местного самоуправления в случаях и порядке,
установленных федеральными законами;
правовое регулирование прав, обязанностей
и ответственности органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления
по предметам ведения субъектов РФ, а также
в пределах полномочий органов государственной
власти субъектов по предметам совместного
ведения; правовое регулирование прав,
обязанностей и ответственности органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления при осуществлении
отдельных государственных полномочий,
которыми органы местного самоуправления
наделены законами субъектов РФ.
1.3.
Полномочия муниципальных
образований.
Правотворческими полномочиями в сфере местного самоуправления обладают и муниципальные образования в лице местного населения или органов местного самоуправления. На основе и в соответствии с федеральными и региональными законами они устанавливают для себя конкретную модель местного самоуправления.
Правотворческие
полномочия муниципальных образований
распространяются на установление их
границ и состава территории, собственной
компетенции, форм, порядка и гарантий
непосредственного участия
К
числу правотворческих
понятие и структура
Законодательство
- совокупность связанных между собой
законов, иных нормативных правовых
актов, нормативных договоров (международных
и внутригосударственных), правовых
позиций конституционных (уставных) судов.
Связи между составляющими законодательство
актами сложны и многообразны. С их учетом
в законодательстве выделяют ряд его внутренних
структур, в частности, иерархическую
(вертикальную), отраслевую (горизонтальную),
федеративную, комплексную и статусную.8
2.1. Иерархическая (вертикальная) структура.
В ней правовые акты размещаются в зависимости от их юридической силы. Наивысшей юридической силой обладает Конституция РФ. За ней идут законы РФ о поправках к Конституции РФ, международные (межгосударственные) договоры РФ. Далее, по принципу убывания юридической силы, следуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы РФ, РСФСР, законы Союза ССР, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции, уставы субъектов Федерации, законы субъектов Федерации, подзаконные акты исполнительных органов власти субъектов РФ, уставы муниципальных образований, акты органов местного самоуправления.
Правовые
позиции конституционных (уставных)
судов по своей юридической силе, видимо,
должны приравниваться к нормам конституций,
уставов, смысл которых в них раскрывается.
Действующее законодательство пока не
содержит четких критериев определения
юридической силы публичных нормативных
договоров, заключаемых органами государственной
власти от своего имени как на международной
арене, так и внутри страны. Этот вывод
не распространяется на договоры между
органами государственной власти РФ и
субъектов Федерации. Они должны утверждаться
федеральными законами и имеют силу последних.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что
разной юридической силой могут обладать
и акты одного вида. Например, ГК РФ имеет
статус федерального закона, однако применительно
к гражданско-правовым отношениям он обладает
большей юридической силой, чем иные федеральные
законы. Разной юридической силой могут
обладать нормы одного и того же акта.
Так, нормы гл. 1 Конституции Российской
Федерации обладают большей юридической
силой, чем нормы иных ее глав.
2.2.
Отраслевая (горизонтальная)
и федеративная структуры.
В отраслевой структуре правовые акты объединяются в зависимости от особенностей предмета и метода правового регулирования.
Федеративная
структура отражает форму государственного
устройства страны и делит между
собой акты разных уровней власти (федеральные
акты, акты субъектов Федерации, муниципальные
акты). Именно федеративная структура
отражает разграничение предметов ведения
и полномочий между Российской Федерацией,
субъектами РФ, муниципальными образованиями.
2.3. Комплексная структура законодательства.
Главный критерий ее формирования - наличие разнородных, но единых предметов правового регулирования, требующих целостного воздействия на них актов разной юридической силы, разных отраслей законодательства, разных уровней власти. В комплексной структуре законодательства выделяют, например, природоохранительное, транспортное законодательство, законодательство о молодежи, ветеранах, женщинах.
Классификатор
правовых актов (утвержден Указом Президента
РФ от 15 марта 2000 г.9) отражает по
преимуществу отраслевую и комплексную
структуру законодательства. Его рубрики
выделяются на основе особенностей отдельных
сфер жизни (хозяйственная деятельность,
образование, наука, здравоохранение,
оборона), средств регулирования (информация,
финансы, индивидуальные правовые акты),
объектов правового регулирования (природные
ресурсы), правовых режимов (гражданское,
административное, уголовное право).
2.4.
Статусная структура
законодательства.
Наряду с иерархической, отраслевой, федеративной, комплексной структурами необходимо выделить статусную структуру. Она строится на обособлении нормативных правовых актов (их структурных фрагментов), нацеленных на закрепление статуса отдельных субъектов права. Статусное членение не предполагает разделение всего массива актов национального законодательства на отдельные группы без остатка, когда конкретный нормативный правовой акт входит только в какую-то одну группу. Оно дополняет иные способы структурирования, позволяющие решить эту задачу. Статусная структура акцентирует внимание на правовом положении разных субъектов права.
Именно в рамках статусной структуры законодательства выделяется законодательство о местном самоуправлении (муниципальное законодательство).
Муниципальное законодательство не вписывается в федеративную структуру законодательства, поскольку включает множество видов актов, исходящих от разных правотворческих органов. Нормативные акты в сфере местного самоуправления вправе принимать и Российская Федерация, и ее субъекты, и муниципальные образования. Акты муниципального законодательства не вписываются в иерархическую структуру в качестве какого-то одного ее звена, поскольку разнородны по своей юридической силе. Муниципальное законодательство затруднительно рассматривать и как элемент отраслевой структуры законодательства. Оно призвано обеспечить самостоятельный публично-правовой статус местных сообществ жителей во всех сферах их жизнедеятельности. Следовательно, муниципальное законодательство должно вбирать в себя акты большинства традиционно выделяемых отраслей российского законодательства.
Одни
из указанных актов посвящены
статусу территориальных
Муниципальное
законодательство можно было бы рассматривать
в качестве элемента комплексной
структуры законодательства, если бы
не разнородность регулируемых им отношений
и не значительное число федеральных и
региональных законодательных актов,
выступающих системообразующими для статуса
муниципальных образований. Муниципальное
законодательство вбирает нормы большинства
отраслей российского права.
2.5.
Внутреннее структурирование
муниципального законодательства.
Его
целесообразно проводить с