Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:42, курсовая работа
Тема моей курсовой работы – «Источники муниципального права». Источниками в любой отрасли права называют правовые акты, в которых находят свое внешнее содержание нормы отрасли права. По – этому цель данной работы – показать, какие есть источники муниципального права и какое место они занимают в муниципально – правовых отношениях.
Под правовыми основами местного самоуправления понимается нормативная база, которую составляют международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, Закон о местном самоуправлении 2003 года, другие федеральные законы; конституции, уставы, законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и другие нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Введение………………………………………………………………………...…..3
Правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления……....5
1.1. Конституционное разграничение правотворческих полномочий……5
1.2. Полномочия федеральных и региональных органов власти…………..9
1.3. Полномочия муниципальных образований …………………………..10
2. Законодательство о местном самоуправлении: понятие и структура……....12
2.1. Иерархическая (вертикальная) структура………………………….…12
2.2. Отраслевая (горизонтальная) и федеративная структуры……..……13
2.3. Комплексная структура законодательства……………………….…...13
2.4. Статусная структура законодательства………………………………..14
2.5. Внутреннее структурирование муниципального законодательства..16
3. Отдельные источники муниципального права……………………….……..18
3.1. Конституция РФ…………………………………………………..….....18
3.2. Международные договоры РФ…………………………………...…….19
3.3. Законодательные источники…………………………………...…........23
3.4. Подзаконные источники………………………………………...…..….25
3.5. Муниципальные правовые акты………………………………….…....26
3.6. Договорные источники…………………………………………..…….27
3.7. Судебные источники………………………………………………........29
4. Систематизация законодательства о местном самоуправлении………..…..32
4.1. Перспективы кодификации муниципального законодательства..….32
4.2. Совершенствование классификатора правовых актов……………..33
4.3. Разграничение компетенции РФ и ее субъектов………………..……36
Заключение……………………………………………………………………..….38
Библиографический список …………………………………………………..….40
Муниципальную
направленность имеют и акты отдельных
федеральных министерств и
3.5.
Муниципальные правовые
акты.
К
числу подзаконных источников муниципального
права относятся акты муниципальных
образований, органов местного самоуправления.
Занятие правотворческой
В
ряду муниципальных нормативных
актов центральное место занимают
уставы муниципальных образований. Устав
представляет собой комплексный, кодификационный
акт. Органы местного самоуправления в
рамках собственных правотворческих полномочий
принимают и иные нормативные правовые
акты. Подробнее о муниципальных правовых
актах будет рассказано в гл. 13 настоящего
учебника.
3.6.
Договорные источники.
Определенное место в системе источников муниципального права занимают нормативные договоры. В 90-е годы XX в. активно заключались договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, предметом которых были и вопросы местного самоуправления. Так, п. 1 ст. 2 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) от 29 июня 1995 г. определялась необходимость разграничения полномочий исполнительных органов власти РФ и Республики Саха (Якутия) в сфере разработки и реализации общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 27 мая 1996 г., в частности, к предметам совместного ведения сторон Договора были отнесены формирование финансовой и экономической основы местного самоуправления в области и в округе (ст. 2), право областных и окружных органов власти устанавливать административную ответственность за нарушение актов органов местного самоуправления (ст. 10). 29
Однако в настоящее время практика заключения таких договоров и соглашений в связи с негативным отношением к ним федерального центра пошла на убыль. Наблюдается процесс расторжения ранее заключенных договоров. В деле разграничения предметов ведения и полномочий федеральный центр делает ныне акцент не на договорном, а на законодательном механизме. В то же время договорная практика разграничения предметов ведения и полномочий крайне важна в так называемых сложноустроенных субъектах Федерации (Иркутская, Тюменская области), в состав которых входят другие субъекты Федерации. И те, и другие имеют равный статус, равные предметы ведения и полномочия, в том числе в сфере местного самоуправления. Представляется, что четко разграничить предметы ведения и полномочия в сложноустроенных субъектах Федерации без заключения договоров и соглашений невозможно.
Договорная форма используется муниципальными образованиями для создания союзов (ассоциаций) муниципальных образований, решения иных вопросов.
3.7.
Судебные источники.
Важный источник муниципального права - правовые позиции Конституционного Суда РФ, который неоднократно обращался к проблематике местного самоуправления.
В Решениях конституционного Суда РФ обосновывались такие важнейшие проблемы муниципального права как:
Правовую основу местного самоуправления могут составлять также акты правосудия, содержащие правовые позиции и нормативное толкование по вопросам организации местного самоуправления. В этой связи следует отметить, что все суды общей юрисдикции, за исключением мировых судей, обладают полномочиями на осуществление надзора за законностью нормативных правовых актов. Это значит, что суд дает оспоренному нормативному акту юридическую оценку его соответствия нормативному акту.
Особое
внимание следует уделить тем
актам органов правосудия, которые
оказали влияние на развитие системы
правовых основ местного самоуправления,
хотя ниже приведенные судебные решения
конкретно касаются организации
местного самоуправления.
4.
Систематизация
Местное
самоуправление, будучи одной из основ
конституционного строя страны (ст.
12 Конституции РФ), требует развернутого
правового регулирования, прежде всего
законодательного. На сегодняшний день
имеется довольно значительное число
законодательных актов федерального и
регионального уровней, определяющих
разные стороны самоуправленческой активности
жителей. Однако они пока не сложились
в развитую, хорошо организованную систему.
В Основных положениях государственной
политики в области развития местного
самоуправления в Российской Федерации,
утвержденных Указом Президента РФ от
15 октября 1999 г.34, отмечается, что
имеет место несогласованность и несистематизированность
законодательства о местном самоуправлении.
Нормы, регулирующие отдельные вопросы
осуществления местного самоуправления,
содержатся в значительном количестве
отраслевых законодательных и иных нормативных
правовых актов, чем обусловлена актуальность
их систематизации.
4.1.
Перспективы кодификации
муниципального законодательства.
Поскольку
муниципальное законодательство объединяет
разнородные акты множества разных
отраслей права, его систематизация
путем кодификации
Принятие
муниципального кодекса нереально
и на федеральном уровне. Дело в
том, что в силу п. "н" ч. 1 ст.
72 Конституции РФ к ведению Российской
Федерации отнесено лишь закрепление
общих принципов организации местного
самоуправления, да и то в режиме совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Кодекс же, как особый вид законодательных
актов, отличает детальное и по многим
позициям исчерпывающее правовое регулирование
в отдельных сферах общественной жизни.
Исходя из вышесказанного систематизация
муниципального законодательства должна
осуществляться путем инкорпорации, а
не кодификации. Определенная основа названной
инкорпорации заложена в анализировавшемся
выше классификаторе правовых актов.
4.2.
Совершенствование
классификатора правовых
актов.
Классификатор
правовых актов как наиболее общее
отражение российского
Если общеправовой классификатор служит для распределения по своим разделам, рубрикам, подрубрикам правовых актов как самостоятельных элементов законодательной системы, то его приложения могли бы настраиваться на тематическое выделение наряду с такими актами и их структурных фрагментов, а может быть, и их отдельных норм. Общеправовой классификатор дает целостную структуру российского права и законодательства, обеспечивает оперативный поиск любых нормативных правовых актов по предметно-функциональным критериям, поэтому его приложения должны нацеливаться на связное представление актов (частей актов), закрепляющих правовой статус отдельных субъектов. Предлагаемые приложения к общеправовому классификатору (не только в их электронной версии) могли бы обеспечивать поиск нормативных правовых актов (их фрагментов) по терминологии, элементам правового статуса соответствующих субъектов, другим показателям.
В качестве одного из таких приложений следует выделить законодательство о местном самоуправлении (муниципальное законодательство). Структура данного приложения, во-первых, должна учитывать структуру общеправового классификатора, в частности, необходимость отражения в нем вопросов местного самоуправления; во-вторых, отражать особенности статуса муниципальных образований и правового регулирования местного самоуправления в целом.
Представляется, что муниципальное законодательство логично подразделять на общую и особенную части35, что отражает существующее разделение нормативных правовых актов на те, что посвящены исключительно регулированию вопросов местного самоуправления, и на те, что регулируют и иные отношения.
Выделение
общей части может быть аналогично
выделению раздела о
Однако содержание упомянутой рубрики требует уточнения. Она вполне обоснованно отражает структуру Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, но делает это лишь отчасти. Так, в этой рубрике в качестве ее дополнительных подрубрик следовало бы выделить территориальные основы местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан, основы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, конституционно-правовую ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (отзыв, досрочное прекращение полномочий и т.п.).
Особенная часть вмещала бы акты о статусе муниципальных образований, их органов, иных субъектов местного самоуправления в отдельных сферах правового регулирования, выделяемых по традиционной схеме отраслей права и законодательства. В связи с этим заслуживает внимания структура особенной части муниципального законодательства, предложенная А.Н. Костюковым. Он включает в особенную часть рубрики о муниципальной собственности, приватизации муниципальных предприятий, взаимоотношениях органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, местном бюджете, местных налогах и сборах, системе налогообложения, учета и отчетности, муниципальном кредите, жилищных субсидиях, земле и земельных отношениях, социальной защите населения, здравоохранении, образовании, культуре, молодежной политике, физической культуре и спорте, жилищно-коммунальном хозяйстве, приватизации муниципального жилищного фонда, градостроительстве и благоустройстве, торговле, охране природы, охране общественного порядка, гражданской обороне, чрезвычайных ситуациях36. Однако после введения в действие классификатора правовых актов изложенный подход должен быть приведен в соответствие с рубрикацией классификатора. В предлагаемом приложении целесообразно повторить структуру классификатора в полном объеме. Пусть лучше отдельные разделы и рубрики приложения останутся до поры до времени незаполненными, чем после возможного расширения полномочий органов местного самоуправления окажется невозможным найти в приложении к классификатору место для новых нормативных правовых актов о местном самоуправлении.