Источники муниципального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы – «Источники муниципального права». Источниками в любой отрасли права называют правовые акты, в которых находят свое внешнее содержание нормы отрасли права. По – этому цель данной работы – показать, какие есть источники муниципального права и какое место они занимают в муниципально – правовых отношениях.

Под правовыми основами местного самоуправления понимается нормативная база, которую составляют международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, Закон о местном самоуправлении 2003 года, другие федеральные законы; конституции, уставы, законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и другие нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…..3
Правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления……....5

1.1. Конституционное разграничение правотворческих полномочий……5

1.2. Полномочия федеральных и региональных органов власти…………..9

1.3. Полномочия муниципальных образований …………………………..10

2. Законодательство о местном самоуправлении: понятие и структура……....12

2.1. Иерархическая (вертикальная) структура………………………….…12

2.2. Отраслевая (горизонтальная) и федеративная структуры……..……13

2.3. Комплексная структура законодательства……………………….…...13

2.4. Статусная структура законодательства………………………………..14

2.5. Внутреннее структурирование муниципального законодательства..16

3. Отдельные источники муниципального права……………………….……..18

3.1. Конституция РФ…………………………………………………..….....18

3.2. Международные договоры РФ…………………………………...…….19

3.3. Законодательные источники…………………………………...…........23

3.4. Подзаконные источники………………………………………...…..….25

3.5. Муниципальные правовые акты………………………………….…....26

3.6. Договорные источники…………………………………………..…….27

3.7. Судебные источники………………………………………………........29

4. Систематизация законодательства о местном самоуправлении………..…..32

4.1. Перспективы кодификации муниципального законодательства..….32

4.2. Совершенствование классификатора правовых актов……………..33

4.3. Разграничение компетенции РФ и ее субъектов………………..……36

Заключение……………………………………………………………………..….38

Библиографический список …………………………………………………..….40

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

    В общей и особенной частях рассматриваемого нами приложения важно ввести внутреннюю для каждой рубрики иерархию актов по их юридической силе. Следовало бы также обособить акты (фрагменты актов) Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований. Однако проблематика выстраивания актов муниципального законодательства по их юридической силе не сводится только к обеспечению подобной иерархии. 

    4.3.Разграничение компетенции Российской Федерации и

      ее субъектов. 

    Усилению  системности муниципального законодательства должно способствовать более четкое соотнесение законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере местного самоуправления. Одна из проблем связана в условиях расширения сферы федерального регулирования с определением предметной рамки комплексных региональных законов о местном самоуправлении. Очевидно, последние должны детализировать положения федерального законодательства, например, в части определения вопросов местного значения, определять компетенцию органов местного самоуправления. Однако часто такая детализация толкуется, в том числе судами, как вторжение в федеральную компетенцию. Региональные законодатели вынуждены попросту переписывать Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления или делать множество отсылок к нему. Это принижает значимость комплексных региональных законов о местном самоуправлении. Однако по смыслу Конституции РФ именно субъекты Федерации осуществляют комплексное развернутое регулирование местного самоуправления.

    Особенно  затруднено региональное нормотворчество по вопросам, входящим в сферу исключительной нормотворческой компетенции Российской Федерации и касающимся прав и свобод граждан, участия муниципальных образований в гражданском обороте. В обозначенной сфере, как и во многих других, важно, оставаясь в рамках принципиальных федеральных норм, отразить в законодательстве объективно существующие региональные особенности. Ведь муниципальное право - это во многом право регионов.

    Одно  из направлений решения указанной  проблемы видится в расширении сферы  делегирования нормотворческих полномочий от Федерации ее субъектам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    \ 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В заключении хотелось бы сделать выводы по данной работе и рассмотрении поставленных в ней задач.

    Муниципальное право регулируется в Российской Федерации  современной, молодой системой законодательства.

    Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых содержатся муниципально-правовые нормы, т.е. та форма, в которой они  получают свою жизнеспособность. 

         Существует три уровня источников муниципального права - федеральный, региональный, местный. 

    На  федеральном уровне главным источником муниципального права служит Конституция  Российской Федерации. В ней впервые  в российском конституционном строительстве  закрепляется местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, относящийся к основам конституционного строя, устанавливается принципиальное положение о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, фиксируются исходные начала и принципы местного самоуправления, гарантии его прав. Важным источником муниципального права выступают федеральные законы. 

    На  региональном уровне источниками муниципального права являются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Это их конституции и уставы, законы о местном самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, о местном референдуме, о статусе депутата, выборного должностного лица, о муниципальной службе, о материальной и финансовой основах местного самоуправления, о полномочиях органов местного самоуправления, о собраниях (сходах) граждан, о территориальном общественном самоуправлении, об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. 

    В группу источников муниципального права на этом уровне входят также акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также решения конституционных, уставных судов субъектов Российской - Федерации. 

    На  местном уровне источниками муниципального права выступают уставы муниципальных  образований, нормативные правовые акты, принятые местным референдумом, органами, главами и другими должностными лицами местного самоуправления. 

    Федеральный Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления»  от 6 октября 2003 г. № 131 предусматривает  наличие такого источника муниципального права, как договоры и соглашения в области местного самоуправления.

    Правовые  основы местного самоуправления составляют также решения и правовые позиции  Конституционного Суда Российской Федерации, акты правосудия, содержащие правовые позиции и нормативное толкование по вопросам организации местного самоуправления.

    И еще нужно отметить, что Российская Федерация исполняет нормы, предписанные международными актами, регулирующими  муниципально – правовые отношения. Это является одним из составных элементов законодательной базы в России, т.к. сотрудничество с мировым сообществом является очень важной составляющей российского законодательства.

     Библиографический список

     Нормативные и иные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993// Рос. газ. – 1993. – 25 дек.;
  2. Земельный Кодекс Российской Федерации: от 25.10.2001 № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 19.07.2011);
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.04.2011);
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)  от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 19.07.2011);
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 06.04.2011);
  6. ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 03.05.2011 №92-ФЗ);
  7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ РФ от 12 июня 2002 г. № 67 – ФЗ (с изменениями на 25 июля 2011 года);
  8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131 – ФЗ (ред. от 20.03.2011);
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 65 "О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 4, ст. 486).

    Акты  судебной практики

  1. Постановления Конституционного Суда РФ: от 30 мая 1996 г. "По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля 1996 г.);
  2. Постановления Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. "По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" // СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 708;
  3. Постановления Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. "По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4002;
  4. Постановления Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 г. "По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда" // СЗ РФ. 1997. N 45. Ст. 5241;
  5. Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. "По делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, пп. "а" п. 3 и п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. N 5;
  6. Постановления Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области" // Российская газета. 2000. 19 дек.;
  7. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 236-О «По запросу Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики о проверке конституционности пункта «е» ст. 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ст. 2 и п. 3 ст. 17 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике».

    Дополнительная  литература

  1. Романов А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации как предмет законодательного регулирования // Российский юридический журнал. 2001. N 3. С. 32; Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства. Значение опыта ФРГ для России. Иркутск, 2001. С. 299 - 313.;
  2. Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979; она же. Новое в системе законодательства Российской Федерации // Государство и право. 1994. N 12. С. 27; Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2000. С. 328.;
  3. Российская газета. 2000. 21 - 23 марта.;
  4. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. Автореф. дис... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 23 - 26.;
  5. Дмитриев Ю., Тарасов О. Европейская хартия местного самоуправления и российское законодательство // Право и жизнь. 1997. N 12. С. 162 - 172.;
  6. Основы Европейской хартии местного самоуправления. М., 2000. С. 8 - 10.;
  7. Шугрина Е.С. Указ. соч. С. 7.;
  8. Кулушева М.А. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации. Автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 27.;
  9. Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий / Сост. И.В. Гранкин, М.В. Деменков, В.Б. Исаков и др. М., 1997. С. 124.;
  10. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 1999. С. 23, 24; Шугрина Е.С. Указ. соч. С. 28 - 31.;
  11. Муниципальное право Омской области. Сборник нормативных правовых актов и документов / Сост. А.Н. Костюков. Омск, 1998.

Информация о работе Источники муниципального права