Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:42, курсовая работа
Тема моей курсовой работы – «Источники муниципального права». Источниками в любой отрасли права называют правовые акты, в которых находят свое внешнее содержание нормы отрасли права. По – этому цель данной работы – показать, какие есть источники муниципального права и какое место они занимают в муниципально – правовых отношениях.
Под правовыми основами местного самоуправления понимается нормативная база, которую составляют международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, Закон о местном самоуправлении 2003 года, другие федеральные законы; конституции, уставы, законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и другие нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Введение………………………………………………………………………...…..3
Правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления……....5
1.1. Конституционное разграничение правотворческих полномочий……5
1.2. Полномочия федеральных и региональных органов власти…………..9
1.3. Полномочия муниципальных образований …………………………..10
2. Законодательство о местном самоуправлении: понятие и структура……....12
2.1. Иерархическая (вертикальная) структура………………………….…12
2.2. Отраслевая (горизонтальная) и федеративная структуры……..……13
2.3. Комплексная структура законодательства……………………….…...13
2.4. Статусная структура законодательства………………………………..14
2.5. Внутреннее структурирование муниципального законодательства..16
3. Отдельные источники муниципального права……………………….……..18
3.1. Конституция РФ…………………………………………………..….....18
3.2. Международные договоры РФ…………………………………...…….19
3.3. Законодательные источники…………………………………...…........23
3.4. Подзаконные источники………………………………………...…..….25
3.5. Муниципальные правовые акты………………………………….…....26
3.6. Договорные источники…………………………………………..…….27
3.7. Судебные источники………………………………………………........29
4. Систематизация законодательства о местном самоуправлении………..…..32
4.1. Перспективы кодификации муниципального законодательства..….32
4.2. Совершенствование классификатора правовых актов……………..33
4.3. Разграничение компетенции РФ и ее субъектов………………..……36
Заключение……………………………………………………………………..….38
Библиографический список …………………………………………………..….40
В
общей и особенной частях рассматриваемого
нами приложения важно ввести внутреннюю
для каждой рубрики иерархию актов по
их юридической силе. Следовало бы также
обособить акты (фрагменты актов) Федерации,
субъектов Федерации, муниципальных образований.
Однако проблематика выстраивания актов
муниципального законодательства по их
юридической силе не сводится только к
обеспечению подобной иерархии.
4.3.Разграничение компетенции Российской Федерации и
ее субъектов.
Усилению системности муниципального законодательства должно способствовать более четкое соотнесение законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере местного самоуправления. Одна из проблем связана в условиях расширения сферы федерального регулирования с определением предметной рамки комплексных региональных законов о местном самоуправлении. Очевидно, последние должны детализировать положения федерального законодательства, например, в части определения вопросов местного значения, определять компетенцию органов местного самоуправления. Однако часто такая детализация толкуется, в том числе судами, как вторжение в федеральную компетенцию. Региональные законодатели вынуждены попросту переписывать Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления или делать множество отсылок к нему. Это принижает значимость комплексных региональных законов о местном самоуправлении. Однако по смыслу Конституции РФ именно субъекты Федерации осуществляют комплексное развернутое регулирование местного самоуправления.
Особенно затруднено региональное нормотворчество по вопросам, входящим в сферу исключительной нормотворческой компетенции Российской Федерации и касающимся прав и свобод граждан, участия муниципальных образований в гражданском обороте. В обозначенной сфере, как и во многих других, важно, оставаясь в рамках принципиальных федеральных норм, отразить в законодательстве объективно существующие региональные особенности. Ведь муниципальное право - это во многом право регионов.
Одно
из направлений решения указанной
проблемы видится в расширении сферы
делегирования нормотворческих полномочий
от Федерации ее субъектам.
\
Заключение
В заключении хотелось бы сделать выводы по данной работе и рассмотрении поставленных в ней задач.
Муниципальное право регулируется в Российской Федерации современной, молодой системой законодательства.
Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых содержатся муниципально-правовые нормы, т.е. та форма, в которой они получают свою жизнеспособность.
Существует три уровня источников муниципального права - федеральный, региональный, местный.
На федеральном уровне главным источником муниципального права служит Конституция Российской Федерации. В ней впервые в российском конституционном строительстве закрепляется местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, относящийся к основам конституционного строя, устанавливается принципиальное положение о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, фиксируются исходные начала и принципы местного самоуправления, гарантии его прав. Важным источником муниципального права выступают федеральные законы.
На региональном уровне источниками муниципального права являются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Это их конституции и уставы, законы о местном самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, о местном референдуме, о статусе депутата, выборного должностного лица, о муниципальной службе, о материальной и финансовой основах местного самоуправления, о полномочиях органов местного самоуправления, о собраниях (сходах) граждан, о территориальном общественном самоуправлении, об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
В группу источников муниципального права на этом уровне входят также акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также решения конституционных, уставных судов субъектов Российской - Федерации.
На местном уровне источниками муниципального права выступают уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты, принятые местным референдумом, органами, главами и другими должностными лицами местного самоуправления.
Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. № 131 предусматривает наличие такого источника муниципального права, как договоры и соглашения в области местного самоуправления.
Правовые основы местного самоуправления составляют также решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, акты правосудия, содержащие правовые позиции и нормативное толкование по вопросам организации местного самоуправления.
И еще нужно отметить, что Российская Федерация исполняет нормы, предписанные международными актами, регулирующими муниципально – правовые отношения. Это является одним из составных элементов законодательной базы в России, т.к. сотрудничество с мировым сообществом является очень важной составляющей российского законодательства.
Акты судебной практики
Дополнительная литература