Институт адвокатуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:16, дипломная работа

Краткое описание

Происходящая в России демократизация политической и экономической системы, конституционное провозглашение правового социального государства вызывает необходимость коренной реорганизации форм и методов деятельности правовых институтов и добровольных объединений, связанных с защитой прав и законных интересов граждан. Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование правового статуса и деятельности адвокатуры. Этим обуславливается актуальность выбранной темы.

Оглавление

Введение

Глава 1. Адвокатура в России на современном этапе

1.1 Понятие, задачи и значение адвокатуры в РФ

1.2 Независимость- как основной принцип деятельности адвокатуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ

1.3 Государственно-правовое регулирование адвокатской деятельности в РФ

Глава 2. Организация адвокатуры в Российской Федерации

2.1 Формы адвокатских образований

2.2 Имущество и финансы адвокатских объединений

2.3 Современные проблемы адвокатуры в РФ

Заключение

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

Источником формирования имущества адвокатской палаты не может быть адвокатская или предпринимательская деятельность, поскольку п. 10 ст. 29 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ»30 адвокатской палате запрещено осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Отчисления  на общие нужды представляют собой  установленный законом порядок  прекращения права собственности  на имущество у одного лица (адвоката) в силу акта отчуждения и возникновения тождественного права на это имущество у другого лица (адвокатской палаты). Юридическая природа отчислений на общие нужды в адвокатской палате аналогична юридической природе регулярных поступлений участников некоммерческой организации. Адвокатская палата является юридическим лицом корпоративного типа. Обязанность уплаты специальных взносов, к каковым относятся и отчисления на общие нужды, основана на членстве в адвокатской палате.

Основанием  возникновения права собственности  на денежные средства, переданные в порядке отчислений, служит не договор, а иная сделка по отчуждению имущества (ч. 2 ст. 218 ГК РФ), которая представляет собой поручение перечислять обусловленную денежную сумму в порядке отчисления на общие нужды.

Грант (англ. grant) представляет собой вид прямой единовременной субсидии (денежного либо натурального пособия), предоставляемой (чаще всего присуждаемой по результатом открытого конкурса либо специального отбора) организацией или частным лицом другой организации или частному лицу (как правило, в результате конкурсного отбора) для осуществления конкретных проектов в области науки, культуры, образования.

Легальное определение  гранта содержится в Федеральном  законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О  науке и государственной научно-технической политике". В статье 2 для целей данного Закона гранты определяются как "денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями".31

С точки зрения гражданского права грант представляет собой особый вариант пожертвования  с условием использования передаваемого  имущества по специальному назначению. Подтверждается это не только семантическим, логическим и сравнительным анализом нормативного содержания двух этих юридических конструкций, но и сложившейся практикой. Официальную поддержку это мнение получило в позиции Пенсионного фонда России (ПФР). Согласно письму ПФР от 27 мая 1999 г. N ЕВ-16-26/4987, грант является предметом гражданско-правового договора пожертвования, и отношения, возникающие с его заключением, регулируются нормами ст. 582 ГК РФ.32

Адвокатская палата, будучи юридическим лицом, обязана  вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного  в порядке выделения гранта имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Для налогового законодательства гранты представляют собой суммы, получаемые налогоплательщиками  в порядке поддержки науки  и образования, культуры и искусства  в Российской Федерации от международных, иностранных и (или) российских организаций по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 217 НК РФ). Указанный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2001 г. N 165 (в ред. от 19 ноября 2003 г.)33 и содержит 79 организаций. Лишь такие гранты освобождаются от налогообложения.

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ34 при определении налоговой базы налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования в форме полученных грантов. В целях уплаты налога на прибыль грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим требованиям:

а) гранты предоставляются  на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на выполнение программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;

б) гранты предоставляются  на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением последнему отчета о целевом использовании гранта.

Действующее российское законодательство неоднократно упоминает  о грантах в различных нормативных  актах. Только федеральных законов  сегодня насчитывается 35. Кроме вышеупомянутого Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"35 можно назвать Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 октября 1999 г.36 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";37 Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";38 Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".39

Благотворительная помощь по смыслу статьи 34 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ» представляет собой все иные виды пожертвований, принятие которых совместимо со статусом адвокатской палаты. Благотворительная помощь (пожертвования) может оказываться адвокатской палате в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Согласно ст. 1 данного Закона, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Эти виды имущества подпадают под гражданско-правовой режим пожертвования, предусмотренного в ст. 582 ГК РФ.

В отличие от грантов, благотворительная помощь на первый взгляд также может иметь  режим простого дарения, не обусловленного конкретной целью использования  жертвуемого имущества. Однако в  соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи и пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, признаются внереализационными доходами и включаются в налогооблагаемую базу. Поэтому благотворительную помощь юридическим лицам целесообразно получать для использования на благотворительные, а не собственные нужды. В противном случае пожертвование адвокатской палате имущества не будет подпадать под режим благотворительной деятельности, установленный Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", относящим к таковой только деятельность с установленными в ст. 2 данного Закона целями.

Имущество принадлежит  адвокатской палате на праве собственности. Распоряжается имуществом президент  адвокатской палаты, который, будучи ее единоличным исполнительным органом, представляет адвокатскую палату в  отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, действует от имени адвокатской палаты без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени адвокатской палаты, осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата адвокатской палаты, созывает заседания совета, обеспечивает исполнение решений совета и собрания (конференции) адвокатов. Полномочия на распоряжение имуществом палаты президенту предоставляются по решению совета адвокатской палаты, являющегося ее коллегиальным исполнительным органом, в соответствии со сметой и с назначением имущества.

В пункте 2 статьи 34 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ» раскрывается содержание понятия затрат на общие нужды адвокатской палаты, которые должны покрываться за счет отчислений адвокатов.

Размер и  порядок обязательных отчислений адвокатов  на общие нужды адвокатской палаты определяются общим собранием (конференцией) адвокатов. Адвокат включает указанные отчисления в свои профессиональные расходы.

Затраты на общие  нужды адвокатской палаты являются основным источником ее имущества и включают в себя:

а) расходы на вознаграждение адвокатов, работающих в органах адвокатской палаты (совете и ревизионной комиссии), а также в квалификационной комиссии;

б) компенсацию  адвокатам, состоящим в органах  адвокатской палаты, расходов, связанных  с их работой в указанных органах;

в) расходы на заработную плату работников аппарата адвокатской палаты в соответствии с утвержденным штатным расписанием;

г) расходы на материальное обеспечение деятельности адвокатской палаты (покупка бумаги, канцелярских принадлежностей, оргтехники и т.п.);

д) расходы на вознаграждение адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также оказывающих гражданам Российской Федерации бесплатную юридическую помощь;

е) иные расходы, предусмотренные сметой адвокатской палаты (например, затраты на текущий ремонт помещений, занимаемых органами адвокатской палаты).

Закон допускает  включение в общие нужды адвокатской  палаты любых расходов, которые будут  приняты общим собранием (конференцией). Вместе с тем из смысла комментируемого Закона следует, что к общим нуждам могут быть отнесены только те затраты, которые непосредственно связаны с реализацией адвокатской палатой своих целей, предусмотренных в ст. 29 Закона. Поэтому решения собраний (конференций) о включении в общие нужды адвокатской палаты каких-либо иных расходов, не относящихся к общим нуждам палаты (например, участие в публичных акциях, не связанных с адвокатурой, благотворительная помощь каким-либо организациям), могут быть обжалованы адвокатами в связи с тем, что на них возложено дополнительное обременение, не связанное с покрытием общих нужд адвокатской палаты и не предусмотренное законом.40

Порядок формирования имущества Федеральной палаты адвокатов  и перечень затрат на общие нужды, фактически ничем не отличаются от порядка формирования имущества и затрат на нужды адвокатской палаты субъекта РФ.

Единственным  отличием является то, что имущество  Федеральной палаты адвокатов формируется  за счет отчислений, осуществляемых адвокатскими палатами. В то время как имущество адвокатских палат субъектов РФ формируется за счет отчислений, осуществляемых самими адвокатами.

Перечень затрат на общие нужды Федеральной палаты также совпадает с перечнем затрат, установленных для адвокатских  палат субъектов РФ.41

Нельзя обойти вниманием вопросы оплаты труда адвокатов. Адвокат пользуется правом на отпуск, на пособие по государственному социальному страхованию и на пенсионноеобеспечение. Труд адвокатов оплачивается из средств, поступивших в адвокатское образование от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь. Гонорары, полученные адвокатами за оказание юридической помощи гражданам и организациям, подлежат налогообложению в установленном законом порядке. В ст. 26 Закона об адвокатуре установлено правило, согласно которому юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, оказывается бесплатно в следующих случаях:

1) истцам —  по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам  Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам  Российской Федерации — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам  Российской Федерации, пострадавшим  от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией.

Государство в  определенных случаях и для определенных лиц устанавливает возможность получения бесплатной юридической помощи, но это не означает, что адвокат за ее оказание не должен получать оплату. Правительство РФ поручило Министерству финансов РФ предусматривать в проекте бюджета Российской Федерации выделение Министерству юстиции РФ средств на оплату труда адвокатов по защите лиц, освобожденных полностью или частично органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором или судом, в производстве которых находится уголовное дело, от несения расходов по оплате юридической помощи.42

 

2.3 Современные проблемы адвокатуры в РФ

 

Как уже отмечалось в работе, 1 июля 2002 года вступил в  силу Федеральный закон от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее в анализе Закон), дополнительно отметим вступление в действие так давно ожидаемого «Кодекса профессиональной этики адвоката», принятого Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года.

Информация о работе Институт адвокатуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина