Институт адвокатуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:16, дипломная работа

Краткое описание

Происходящая в России демократизация политической и экономической системы, конституционное провозглашение правового социального государства вызывает необходимость коренной реорганизации форм и методов деятельности правовых институтов и добровольных объединений, связанных с защитой прав и законных интересов граждан. Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование правового статуса и деятельности адвокатуры. Этим обуславливается актуальность выбранной темы.

Оглавление

Введение

Глава 1. Адвокатура в России на современном этапе

1.1 Понятие, задачи и значение адвокатуры в РФ

1.2 Независимость- как основной принцип деятельности адвокатуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ

1.3 Государственно-правовое регулирование адвокатской деятельности в РФ

Глава 2. Организация адвокатуры в Российской Федерации

2.1 Формы адвокатских образований

2.2 Имущество и финансы адвокатских объединений

2.3 Современные проблемы адвокатуры в РФ

Заключение

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

принимать устав  Федеральной палаты адвокатов и  Кодекс профессиональной этики адвоката;

устанавливать нормы представительства на съезд;

формировать Совет  Федеральной палаты адвокатов и  принимать решение о досрочном  прекращении полномочий его членов;

избирать ревизионную  комиссию;

определять  размеры отчислений адвокатских  палат на общие нужды Федеральной  палаты адвокатов;

утверждать  смету расходов на содержание палаты и отчеты о расходовании средств.

Кроме Всероссийского съезда адвокатов, никто не может утверждать: регламенты Всероссийского съезда адвокатов и Совета Федеральной палаты адвокатов; штатное расписание аппарата органов Федеральной палаты адвокатов.

Таким образом, независимость адвокатуры включает одновременно и независимость адвокатских образований, и независимость самих адвокатов при осуществлении адвокатской деятельности. В своем организационном построении адвокатские образования и в целом само адвокатское сообщество ни на федеральном, ни на местном уровне не подчиняются органам законодательной, исполнительной или судебной власти.

Что касается независимости  адвокатов, то она обеспечивается законодательным  запретом вмешательства государственных  органов и организаций в осуществление  адвокатской деятельности, запретом допрашивать адвоката по вопросам, ставшим ему известными в связи с оказанием юридической помощи; установлением специальной процедуры привлечения адвоката к уголовной ответственности и другими нормами, направленными на возможность наиболее эффективной и профессиональной реализации адвокатом своей профессиональной деятельности.

 

 

1.3 Государственно-правовое  регулирование адвокатской деятельности  в РФ

 

В качестве правовых основ организации и  деятельности адвокатуры признаются международные акты, касающиеся, адвокатов и внутреннее российское законодательство, регламентирующее адвокатскую деятельность.

Законодательство  об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации представлено следующими нормативными правовыми  актами.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Таким образом, любой закон, затрагивающий деятельность адвокатуры, непременно должен соответствовать основным положениям Конституции РФ.

Гарантированные Конституцией РФ основные права и  свободы при осуществлении адвокатской  деятельности: - возможность защищать свои права и свободы всеми  способами, не запрещенными законом (ст. 45); - право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); - право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23); - право на получение квалифицированной юридической помощи, в случаях, предусмотренных законом, - бесплатно (ст. 48); - право на объединение, создание адвокатских образований, общественных объединений адвокатов (ст. 30);9

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, например Областной закон Ленинградской области от 18.05.2006 № 33-оз «О порядке компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации».

Адвокатская деятельность регулируется федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также иными федеральными законами, например ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве, подзаконными нормативно-правовыми актами, в том числе наиболее часто применяемым относительно деятельности адвоката совместным Приказом Минюста и Минфина России от 6 октября 2003 г. «Об утверждении Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела».

Помимо федеральных  законов, деятельность адвокатуры регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, регламентирующими основные вопросы деятельности адвоката в рамках рассмотрения дела его доверителя, по вопросам представительства, перечня прав и их реализации при судебной защите, действия адвоката при исполнении судебного решения или приговора суда.

Организационно-правовые основы деятельности адвокатов в настоящее время устанавливает Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Закон  предоставляет адвокатам возможность выбора между различными организационными формами деятельности, раскрывает формы и методы её деятельности.10

На федеральном уровне высшим органом управления адвокатского сообщества является Всероссийский съезд адвокатов, а в субъектах Российской Федерации - собрание (конференция) адвокатов. Кодекс профессиональной этики адвоката был принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. в целях поддержания адвокатурой профессиональной чести и осознания нравственной ответственности перед обществом. Данный нормативный правовой акт содержит два раздела: «Принципы и нормы профессионального поведения адвоката», «Процедурные основы дисциплинарного производства».

Этика адвокатской  деятельности - свод основных нравственных правил, которые следует учитывать  адвокату в его деятельности. Эти  правила восходят к традициям  адвокатуры, они соотносятся с  условиями и характером задач, выполняемых членами данной организации в рамках судебных и административных процедур, и с государственным законодательство.11

Все вопросы  организационной стороны деятельности адвокатских палат и адвокатских  образований (численный состав, смета  доходов и расходов, избрание руководящего состава и т.д.) решаются в рамках самой адвокатуры. Кроме того, говоря о независимости адвокатуры и ее самоуправлении, следует также отметить, что гарантией здесь выступает так называемая автономность бюджета адвокатуры, в целом не зависящего ни от государства или органов местного самоуправления, ни от каких бы то ни было других коммерческих и некоммерческих организаций.

Федеральный закон  от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в РФ»  был призван обеспечить в ходе осуществления в России судебной реформы правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами. Таким образом, целью данного Федерального закона является расширение правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.12

Как считает  Г.Б. Мирзоев, одним из главных достижений Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» необходимо признать фиксацию независимости адвокатуры от государства (изначально предлагалось поставить адвокатуру под контроль Министерства юстиции РФ).13 Так, в ст. 3 данного Федерального закона указано, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов. А на государство возложена обязанность не контролировать и надзирать за деятельностью адвокатуры, как это было раньше, а «обеспечивать гарантии независимости адвокатуры». Подобная формулировка является значительной победой всего адвокатского сообщества в борьбе с государством за свою независимость. В этой формулировке сконцентрировалась в сжатой форме вся концептуальная основа деятельности адвокатуры, ее место в сложной системе общественно-государственных отношений, характер взаимоотношений с государством.14

Адвокатские полномочия в сфере оказания юридической  помощи и защиты конституционных  прав и свобод человека и гражданина в России, предусмотренные ч. 2 ст. 2 Закона об адвокатуре, можно классифицировать на три группы:

1) консультативно-претензионная  деятельность: - дача консультаций  и справок по правовым вопросам  в устной и письменной форме; - составление заявлений, жалоб,  ходатайств и других документов  правового характера; 

2) представительская деятельность в суде (представительство интересов доверителя в судебных органах): - в конституционном судопроизводстве; - в гражданском и административном судопроизводстве; - в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; - в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

3) представительская  деятельность в иных государственных  и негосударственных органах: - в  органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; - в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ; - в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; - в налоговых правоотношениях.

При этом адвокат  вправе оказывать иную юридическую  помощь, не запрещенную федеральным  законом.15

Таким образом, за последние годы роль и место адвокатуры в Российской Федерации, а также круг её задач по осуществлению защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц существенным образом изменились. Принятие новых кодексов, прежде всего, УПК РФ 2002 г., существенно изменило статус адвоката, расширило его процессуальные права. Однако до последнего времени отсутствие должного правового регулирования влекло за собой значительные недостатки в деятельности адвокатуры. Появились даже так называемые «параллельные» коллегии, которые в отличие от традиционных коллегий, вообще не осуществляли бесплатную юридическую помощь, ставили цели извлечения прибыли.

Принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»2002 г. (далее - ФЗ «Об адвокатуре») юридически оформило принадлежность адвокатуры к  институтам гражданского общества и  возложило на неё отдельные публично-правовые функции. С принятием ФЗ «Об адвокатуре» появился главный субъект реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи - адвокатура, что представляет, помимо практического, научный интерес, делая настоящее исследование актуальным.

Произошедшие коренные преобразования в политической и  экономической системе страны повлекли за собой глобальные изменения во всех сферах жизни государства и  общества, а, следовательно, создалась  принципиально новая правовая ситуация, требующая коренного пересмотра организационных принципов и законодательных основ деятельности адвокатуры как одного из основных механизмов защиты прав человека.

 

 

 

 

Глава 2. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры

 

2.1 Формы  адвокатских образований

 

Организационное построение современной российской адвокатуры представляет собой сочетание двух начал: наличие ряда непосредственных адвокатских образований, в которых осуществляется деятельность адвокатов с населением, с теми гражданами, которые обращаются к ним за юридической помощью, и руководящие адвокатские структуры, осуществляющие руководство, управление адвокатурой.

Непосредственными адвокатскими образованиями, или «формами адвокатских образований», согласно ст. 20 закона об адвокатской деятельности являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Многообразие  организационно-правовых форм адвокатской  деятельности вызвано изменившимися  экономическими отношениями в России.

Согласно Положению об адвокатуре РСФСР 1980 года16 единственной формой осуществления адвокатской деятельности были коллегии адвокатов, а их структурными подразделениями – юридические консультации, не являющимися юридическими лицами. В 90-х годах с разрешения Министерства юстиции РФ в рамках коллегий адвокатов стали проявляться индивидуальные кабинеты, адвокатские бюро, фирмы.17

Закон «Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в РФ»18 предусматривает, что адвокаты могут работать как индивидуально (в адвокатских кабинетах), так и коллективно (в коллегиях адвокатов, в адвокатских бюро, в юридических консультациях). При этом обязательным условием является то, что все они должны быть членами единой адвокатской палаты субъекта РФ.

Адвокату самому предоставляется право избрать  форму адвокатского образования и место осуществления своей деятельности. В течении шести месяцев он должен уведомить совет адвокатской палаты об избранной деятельности и предоставить всю необходимую информацию.

Итак, перейдем к рассмотрению форм адвокатских  образований.

Адвокатский кабинет. Это новая, ранее не известная форма адвокатского образования. Отличительным признаком его является то, что это организационная форма работы «адвоката-одиночки», т.е. адвоката, решившего работать в индивидуально, и это его собственное решение.19

Информация о работе Институт адвокатуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина