Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:39, реферат
А) Особенности ЭГП. Центральный федеральный округ (ЦФО), включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны. Здесь находятся главные административно-управленческие, политические, научные, хозяйственно-экономические, ведущие образовательно-учебные, медицинские и другие значимые центры и структуры России, ее основные и часто мировой значимости объекты культуры, искусства, а также природного наследия (многие из них входят в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия).
1. Центральный …………………………………..2
2. Северо-Западный ФО………………………………….....8
3. Южный ФО………………………………………………14
4. Приволжский ФО………………………………………..18
5. Уральский ФО…………………………………………...22
6. Сибирский ФО……………………………………..…....26
7. Дальневосточный ФО………………………………......
Значительный урон лесным богатствам Сибири наносят также пожары, распространение очагов насекомых-вредителей, болезней леса.
Особо следует отметить экологические
проблемы озера Байкал — Годного
из древнейших озер мира и крупнейшего
хранилища самой
Г)
Внешние связи хозяйства
Железнодорожный транспорт
получил наибольшее развитие на юге
Сибири, где приходят широтные Транссибирская
и восточные участки
Важнейшие автомобильные
дороги: Омск-Тюмень, Омск-Новосибирск-Красноярск-
Важное для экономики
Сибири имеет речной транспорт, обеспечивающий
сезонное судоходство. Роль авиационного
транспорта в СФО также чрезвычайно
велика, так как только благодаря
ему существует связь северных территорий
с Большой землей-Красноярском, Москвой.
Особое значение он имеет в зимний
период для жизнеобеспечения Норильского
промышленного узла.
Дальневосточный федеральный округ
А) Особенности ЭГП. Дальневосточный федеральный округ (ДФО), включающий 10 субъектов Федерации, имеет среди всех округов РФ самую большую протяженную береговую линию, омывается водами Северного Ледовитого и Тихого океанов. Территория – 6169,3 тыс. км2. Численность – 6460 тыс. чел. Плотность населения - 1,1.
Дальний Восток занимает уникальное географическое положение в России. Он расположен на северо-восточной оконечности Евразийского материка, протянувшегося почти на 4 тыс. км вдоль Тихого океана, и в то же время широким фронтом выходит к Северному Ледовитому океану.
На большей части территории округа преобладает горный рельеф, но есть и равнины с плодородными почвами — Зейско-Буреинская и Приханкайская, являющиеся основными житницами Дальнего Востока.
Климат в округе меняется:
его континентальность
Резкие климатические различия и разнообразие природных условий вызывают следующую закономерность: условия изменяются от благоприятных для жизни людей на юге до крайне неблагоприятных на севере рассматриваемой территории.
В растительном покрове Дальнего
Востока обычно выделяют три основные
зоны: тундру, тайгу и хвойно-
Б) Основные природные ресурсы. Дальний Восток выделяется в Российской Федерации наличием уникальных, имеющих мировое значение минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных и морских биологических ресурсов.
Здесь сосредоточено около 81% запасов и почти 100% добычи российский алмазов, 95% олова, 90% борного сырья, 80% сурьмы, 63% ртути, 41% плавикового шпата, 24% вольфрама, крупные запасы цинка, свинца, 33% запасов и 50% добычи золота, серебра, редкоземельных элементов и др. В округе имеются крупные запасы железной руды, угля (40% учтенных в России запасов), нефти и природного газа. Многие месторождения полезных ископаемых расположены в труднодоступных местах и малонаселенных районах, где практически нет транспортных коммуникаций.
В федеральном округе сосредоточено 26% общероссийских запасов древесины, 42% гидроэнергетического потенциала России, добывается около 70% рыбы и морепродуктов страны. Здесь расположено 60% всех промысловых мощностей флота России, в том числе добывающих — 61%, обрабатывающих — 85% и транспортных — 55%.
Б) Население. В ДФО наблюдается тенденция к увеличению естественного прироста: с -3,5 человек на 1000 населения в 2001 г. до - 1,0 человек на 1000 населения в 2008 г.
Сокращается как общая
численность населения, так и
численность активного
Национальная структура
населения характеризуется
Традиционная особенность ДФО — острый дефицит рабочей силы.
В) Основные отрасли специализации хозяйства округа. Основными отраслями рыночной специализации здесь являются в промышленности — цветная металлургия (добыча и обработка цветных и драгоценных металлов, а также алмазов), машиностроение (судостроение и судоремонт), лесная промышленность, рыбная промышленность; в сельском хозяйстве — производство риса и сои, а также пушной промысел, из других отраслей — морской транспорт.
Валовой региональный продукт в Дальневосточном федеральном округе удвоился с 2000 г., хотя был дифференцированным по отдельным субъектам.
Промышленное производство ДФО включает несколько отраслей специализации — рыбную промышленность, лесную промышленность и цветную металлургию.
Рыбная промышленность. Основной промысел рыбы и морепродуктов ведется в Беринговом, Охотском и Японском морях.
Лесная и деревообрабатывающая
промышленность. Предприятия лесного
комплекса ДФО заготавливают
примерно '/3 расчетной лесосеки, что
свидетельствует о больших
Цветная металлургия представлена добычей золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцовых и других руд, а также производством свинца. Золотодобыча относится к старейшим отраслям в ДФО. Она давно ведется в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Бурей, Амгуни, горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Две трети всего золота России дают Магаданская область и Республика Саха (Якутия). Причем основная проблема в отрасли — переход от россыпной к рудной добычи золота. Добыча алмазов осуществляется на западе Республики Саха (Якутия).
Вольфрамовая промышленность
сосредоточена в Магаданской
области и Приморском крае; перспективны
месторождения вольфрама в
Важное значение для округа имеет черная металлургия. Увеличиваются мощности завода «Амурсталь», но потребность в металле растет довольно быстро, а завоз в район металла требует высоких транспортных издержек.
В составе комплекса
В округе представлены также отрасли машиностроения по производству и ремонту сельскохозяйственных машин, средств транспорта, техники для горной и лесной промышленности. Развито военное судостроение.
Топливно-энергетический комплекс ДФО развивается опережающими темпами. Если в 2000 г. здесь добывалось 28,4 млн т угля, то 12005 г. его добыча составила 32,5 млн т. Производство электроэнергии на ДФО возросло с 38,8 млрд кВт-ч в 2000 г. до 40,6 млрд кВт-ч в 2005 г. В южной зоне Дальнего Востока сосредоточены основные электроэнергетические мощности, объединенные в единую энергосистему.
В вопросах социально-экономического развития ДФО важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95% посевной площади Дальнего Востока.
Большое значение имеет дальнейшее развитие тех отраслей сельского хозяйства, по которым Дальний Восток специализируется в общероссийском разделении труда: выращивание сои, риса, клеточное звероводство, пантовое оленеводство, культивирование и сбор лекарственных трав.
Уязвимое место региона
— слабая транспортная связь с
основной территорией России. Практически
отсутствует надежное автомобильное
сообщение с другими районами
России, внутренние связи между отдельными
субъектами весьма слабы. Железнодорожных
магистралей две —
Морской транспорт играет
ключевую роль в северных поставках
грузов и в связях с о. Сахалином
(17% всех грузовых перевозок на Дальнем
Востоке). На Дальнем Востоке находится
большой участок Северного
Воздушный транспорт ДФО используется для перевозки на дальние расстояния авиапассажиров, а также наиболее ценных и дорогостоящих грузов.
Дальневосточный федеральный
округ располагает довольно мощным
экспортно-импортным
Основными экспортируемыми
товарами ДФО являются лес, нефтегрузы,
морепродукты. В импорте региона
преобладают грузы
Около 55% вывозимого из ДФО
леса (главным образом из Хабаровского
края) идет на экспорт в страны Азии.
В 2005 г. 53% экспорта и 14% российского
импорта приходилось на Хабаровский
край. В Приморском крае китайский
импорт формирует около 85% розничной
торговли овощами, 99% — фруктами, примерно
80% — одеждой и обувью. более 41%
внешнеторгового оборота
Большая часть территории Дальневосточного региона, на долю которого приходится почти 2/5 территории страны, еще не подвергалась сильному антропогенному воздействию, главным образом из-за экстремальных для обитания человека условий и значительной удаленности от промышленно развитых районов. Однако в местах постоянной или даже временной жизнедеятельности населения состояние природной среды, как правило, критическое.
В регионе к экологически неблагополучным относятся в первую очередь Хабаровск, Южно-Сахалинск, Благовещенск и Магадан, включенные в список городов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой, а также Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Якутск и др.
Значительных величин достигают сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты региона: в Хабаровском и Приморском краях, Амурской области их суммарный объем превышает 800 млн м3 в год.
Основными источниками загрязнения воды р. Лены и ее бассейна являются суда речного флота, портовые сооружения, судоверфи, предприятия золото- и алмазодобывающей промышленности, также объекты ЖКХ.
Крупнейшими источниками поступления загрязняющих веществ реки бассейна Колымы служат сточные воды предприятий золото добывающей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, также в периоды паводков — поверхностный сток с территорий населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий.
Урон природе Камчатки наносится также интенсивной вырубкой лесов по берегам водоемов, в том числе в водоохранных зонах, а также сплав древесины, что заметно ухудшает состояние воды, приводит уничтожению нерестилищ ценных пород рыбы в реках.
Резкое падение улова наиболее ценных лососевых рыб отмечается во всем Дальневосточном регионе.
Г)
Внешние связи хозяйства
Морской транспорт играет
ключевую роль в северных поставках
грузов и в связях с о. Сахалином.
На Дальнем Востоке находится
большой участок Северного
Отечественный морской транспортный флот обеспечивает экспортно-импортные перевозки примерно на одну треть. Россия почти лишилась на Дальнем Востоке современного контейнерного, танкерного, пассажирского флота. Доля обрабатываемых в портах Дальнего Востока иностранных судов достигает 75%. На территории ЦФО находится 332 порта и портовых пункта.
Воздушный транспорт ДФО используется для перевозки на дальние расстояния авиапассажиров, а также наиболее ценных и дорогостоящих грузов. Из числа аэропортов Дальнего Востока, имеющих статус международных, можно отметить Владивосток. Хабаровск, Южно-Сахалинск, Благовещенск.