Федеральные округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:39, реферат

Краткое описание

А) Особенности ЭГП. Центральный федеральный округ (ЦФО), включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны. Здесь находятся главные административно-управленческие, политические, научные, хозяйственно-экономические, ведущие образовательно-учебные, медицинские и другие значимые центры и структуры России, ее основные и часто мировой значимости объекты культуры, искусства, а также природного наследия (многие из них входят в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия).

Оглавление

1. Центральный …………………………………..2
2. Северо-Западный ФО………………………………….....8
3. Южный ФО………………………………………………14
4. Приволжский ФО………………………………………..18
5. Уральский ФО…………………………………………...22
6. Сибирский ФО……………………………………..…....26
7. Дальневосточный ФО………………………………......

Файлы: 1 файл

округа 1.docx

— 89.91 Кб (Скачать)

Значительный урон лесным богатствам Сибири наносят также  пожары, распространение очагов насекомых-вредителей, болезней леса.

Особо следует отметить экологические  проблемы озера Байкал — Годного  из древнейших озер мира и крупнейшего  хранилища самой высококачественной пресной воды ('/3 ее мировых запасов). Ежегодно в Байкале воспроизводится  около 60 км3 неповторимой по качеству воды. Строительство двух комбинатов — целлюлозно-бумажного и целлюлозно-картонного в городах Байкальске и Селенгинске нанесло Значительный урон озеру.

Г) Внешние связи хозяйства округа. Транспортный комплекс СФО включает различные виды взаимодействующих между собой наземного, водного и авиационного транспорта.

Железнодорожный транспорт  получил наибольшее развитие на юге  Сибири, где приходят широтные Транссибирская и восточные участки Среднесибирской  и Южносибирской  железнодорожных магистралей с ответвлением в сторону Южного Казахстана.

Важнейшие автомобильные  дороги: Омск-Тюмень, Омск-Новосибирск-Красноярск-Иркутск-Чита.

Важное для экономики  Сибири имеет речной транспорт, обеспечивающий сезонное судоходство. Роль авиационного транспорта в СФО также чрезвычайно  велика, так как только благодаря  ему существует связь северных территорий с Большой землей-Красноярском, Москвой. Особое значение он имеет в зимний период для жизнеобеспечения Норильского  промышленного узла.  Территория Сибири привлекает внимание зарубежных авиокомпаний в связи с возможностью организации транзитных сообщений  Западной Европы с Восточной Азией. 

 

Дальневосточный федеральный округ

А) Особенности ЭГП. Дальневосточный федеральный округ (ДФО), включающий 10 субъектов Федерации, имеет среди всех округов РФ самую большую протяженную береговую линию, омывается водами Северного Ледовитого и Тихого океанов. Территория – 6169,3 тыс. км2. Численность – 6460 тыс. чел. Плотность населения - 1,1.

Дальний Восток занимает уникальное географическое положение в России. Он расположен на северо-восточной  оконечности Евразийского материка, протянувшегося почти на 4 тыс. км вдоль  Тихого океана, и в то же время  широким фронтом выходит к  Северному Ледовитому океану.

На большей части территории округа преобладает горный рельеф, но есть и равнины с плодородными почвами — Зейско-Буреинская и  Приханкайская, являющиеся основными  житницами Дальнего Востока.

Климат в округе меняется: его континентальность увеличивается  с юга на север и с востока  на запад.

Резкие климатические  различия и разнообразие природных  условий вызывают следующую закономерность: условия изменяются от благоприятных  для жизни людей на юге до крайне неблагоприятных на севере рассматриваемой  территории.

В растительном покрове Дальнего Востока обычно выделяют три основные зоны: тундру, тайгу и хвойно-широколиственные леса. Главная порода тайги —  лиственница, а в хвойно-широколиственных лесах произрастают кедр, ель, пихта, сосна, дуб, липа, ясень, клен, дикий  орех, бархат и другие ценные древесные  породы. Большое промышленное значение имеет сосна, ель, пихта. В целом  же лесом покрыто до 42% территории Дальнего Востока.

Б) Основные природные ресурсы. Дальний Восток выделяется в Российской Федерации наличием уникальных, имеющих мировое значение минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных и морских биологических ресурсов.

Здесь сосредоточено около 81% запасов и почти 100% добычи российский алмазов, 95% олова, 90% борного сырья, 80% сурьмы, 63% ртути, 41% плавикового шпата, 24% вольфрама, крупные запасы цинка, свинца, 33% запасов и 50% добычи золота, серебра, редкоземельных элементов  и др. В округе имеются крупные  запасы железной руды, угля (40% учтенных в России запасов), нефти и природного газа. Многие месторождения полезных ископаемых расположены в труднодоступных  местах и малонаселенных районах, где  практически нет транспортных коммуникаций.

В федеральном округе сосредоточено 26% общероссийских запасов древесины, 42% гидроэнергетического потенциала России, добывается около 70% рыбы и морепродуктов  страны. Здесь расположено 60% всех промысловых  мощностей флота России, в том  числе добывающих — 61%, обрабатывающих — 85% и транспортных — 55%.

Б) Население. В ДФО наблюдается тенденция к увеличению естественного прироста: с -3,5 человек на 1000 населения в 2001 г. до - 1,0 человек на 1000 населения в 2008 г.

Сокращается как общая  численность населения, так и  численность активного населения, в том числе занятого в экономике. При этом уменьшаются число безработных  и уровень безработицы.

Национальная структура  населения характеризуется преобладаем  русских — 83%, народов Севера — 7,3%; проживают также корейцы— 1,5%, китайцы  — 1,4% и др, народности.

Традиционная особенность  ДФО — острый дефицит рабочей  силы.

В) Основные отрасли специализации  хозяйства округа. Основными отраслями рыночной специализации здесь являются в промышленности — цветная металлургия (добыча и обработка цветных и драгоценных металлов, а также алмазов), машиностроение (судостроение и судоремонт), лесная промышленность, рыбная промышленность; в сельском хозяйстве — производство риса и сои, а также пушной промысел, из других отраслей — морской транспорт.

Валовой региональный продукт  в Дальневосточном федеральном  округе удвоился с 2000 г., хотя был дифференцированным по отдельным субъектам.

Промышленное производство ДФО включает несколько отраслей специализации — рыбную промышленность, лесную промышленность и цветную  металлургию.

Рыбная промышленность. Основной промысел рыбы и морепродуктов ведется  в Беринговом, Охотском и Японском морях.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Предприятия лесного  комплекса ДФО заготавливают  примерно '/3 расчетной лесосеки, что  свидетельствует о больших резервах для увеличения лесозаготовок.

Цветная металлургия представлена добычей золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцовых и других руд, а также производством свинца. Золотодобыча относится к старейшим  отраслям в ДФО. Она давно ведется  в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Бурей, Амгуни, горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Две трети  всего золота России дают Магаданская  область и Республика Саха (Якутия). Причем основная проблема в отрасли  — переход от россыпной к рудной добычи золота. Добыча алмазов осуществляется на западе Республики Саха (Якутия).

Вольфрамовая промышленность сосредоточена в Магаданской  области и Приморском крае; перспективны месторождения вольфрама в Якутии. Добыча сурьмы осуществляется в Якутии.

Важное значение для округа имеет черная металлургия. Увеличиваются  мощности завода «Амурсталь», но потребность в металле растет довольно быстро, а завоз в район металла требует высоких транспортных издержек.

В составе комплекса машиностроения и металлообработки представлены многочисленные предприятия различных подотраслей. Наибольшее развитие получили предприятия  судостроения и судоремонта, связанные  с рыбной промышленностью, а также  морским и речным транспортом.

В округе представлены также  отрасли машиностроения по производству и ремонту сельскохозяйственных машин, средств транспорта, техники  для горной и лесной промышленности. Развито военное судостроение.

Топливно-энергетический комплекс ДФО развивается опережающими темпами. Если в 2000 г. здесь добывалось 28,4 млн  т угля, то 12005 г. его добыча составила 32,5 млн т. Производство электроэнергии на ДФО возросло с 38,8 млрд кВт-ч  в 2000 г. до 40,6 млрд кВт-ч в 2005 г. В южной зоне Дальнего Востока сосредоточены основные электроэнергетические мощности, объединенные в единую энергосистему.

В вопросах социально-экономического развития ДФО важная роль принадлежит  сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем  Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской  равнине, на их долю приходится 95% посевной площади Дальнего Востока.

Большое значение имеет дальнейшее развитие тех отраслей сельского  хозяйства, по которым Дальний Восток специализируется в общероссийском разделении труда: выращивание сои, риса, клеточное звероводство, пантовое оленеводство, культивирование и  сбор лекарственных трав.

Уязвимое место региона  — слабая транспортная связь с  основной территорией России. Практически  отсутствует надежное автомобильное  сообщение с другими районами России, внутренние связи между отдельными субъектами весьма слабы. Железнодорожных  магистралей две — Транссибирская и Байкало-Амурская (Транссиб и БАМ), повсеместно функционируют лишь воздушный транспорт.

Морской транспорт играет ключевую роль в северных поставках  грузов и в связях с о. Сахалином (17% всех грузовых перевозок на Дальнем  Востоке). На Дальнем Востоке находится  большой участок Северного морского пути — главной магистрали России в Арктике (5600 км Карских ворот  до бухты Провидения).

Воздушный транспорт ДФО  используется для перевозки на дальние  расстояния авиапассажиров, а также  наиболее ценных и дорогостоящих  грузов.

Дальневосточный федеральный  округ располагает довольно мощным экспортно-импортным потенциалом  и представляет собой один из основных грузообразующих регионов России в  ее связях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основными экспортируемыми  товарами ДФО являются лес, нефтегрузы, морепродукты. В импорте региона  преобладают грузы потребительной направленности. Основные внешнеторговые грузы, вывозимые через ДФО, —  это топливно-энергетические товары из Сибири и металлургические —  из Сибири и с Урала.

Около 55% вывозимого из ДФО  леса (главным образом из Хабаровского края) идет на экспорт в страны Азии. В 2005 г. 53% экспорта и 14% российского  импорта приходилось на Хабаровский  край. В Приморском крае китайский  импорт формирует около 85% розничной  торговли овощами, 99% — фруктами, примерно 80% — одеждой и обувью. более 41% внешнеторгового оборота Приморского  края приходится на Китай.

Большая часть территории Дальневосточного региона, на долю которого приходится почти 2/5 территории страны, еще не подвергалась сильному антропогенному воздействию, главным образом из-за экстремальных для обитания человека условий и значительной удаленности от промышленно развитых районов. Однако в местах постоянной или даже временной жизнедеятельности населения состояние природной среды, как правило, критическое.

В регионе к экологически неблагополучным относятся в  первую очередь Хабаровск, Южно-Сахалинск, Благовещенск и Магадан, включенные в список городов с наиболее неблагоприятной  экологической обстановкой, а также  Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Якутск и др.

Значительных величин  достигают сбросы загрязненных сточных  вод в поверхностные водные объекты  региона: в Хабаровском и Приморском краях, Амурской области их суммарный  объем превышает 800 млн мв год.

Основными источниками загрязнения  воды р. Лены и ее бассейна являются суда речного флота, портовые сооружения, судоверфи, предприятия золото- и  алмазодобывающей промышленности, также  объекты ЖКХ.

Крупнейшими источниками  поступления загрязняющих веществ  реки бассейна Колымы служат сточные  воды предприятий золото добывающей промышленности и жилищно-коммунального  хозяйства, также в периоды паводков — поверхностный сток с территорий населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий.

Урон природе Камчатки наносится также интенсивной  вырубкой лесов по берегам водоемов, в том числе в водоохранных зонах, а также сплав древесины, что заметно ухудшает состояние  воды, приводит уничтожению нерестилищ ценных пород рыбы в реках.

Резкое падение улова  наиболее ценных лососевых рыб отмечается во всем Дальневосточном регионе.

Г) Внешние связи хозяйства округа. Уязвимое место региона – слабая транспортная связь с основной территорией России. Практически отсутствует надежное автомобильное  сообщение с другими районами России, внутренние связи между отдельными субъектами весьма слабы. Железнодорожных магистралей две – Транссибирская и Байкало-амурская, повсеместно функционирует лишь воздушный транспорт.

Морской транспорт играет ключевую роль в северных поставках  грузов и в связях с о. Сахалином. На Дальнем Востоке находится  большой участок Северного морского пути – главной магистрали России в Арктике.

Отечественный морской транспортный флот обеспечивает экспортно-импортные  перевозки примерно на одну треть. Россия почти лишилась на Дальнем Востоке  современного контейнерного, танкерного, пассажирского флота. Доля обрабатываемых в портах Дальнего Востока иностранных  судов достигает 75%. На территории ЦФО  находится 332 порта и портовых пункта.

Воздушный транспорт ДФО  используется для перевозки на дальние  расстояния авиапассажиров, а также  наиболее ценных и дорогостоящих  грузов. Из числа аэропортов Дальнего Востока, имеющих статус международных, можно отметить Владивосток. Хабаровск, Южно-Сахалинск, Благовещенск. 

 


Информация о работе Федеральные округа