Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:39, реферат
А) Особенности ЭГП. Центральный федеральный округ (ЦФО), включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны. Здесь находятся главные административно-управленческие, политические, научные, хозяйственно-экономические, ведущие образовательно-учебные, медицинские и другие значимые центры и структуры России, ее основные и часто мировой значимости объекты культуры, искусства, а также природного наследия (многие из них входят в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия).
1.                   Центральный …………………………………..2
2.                   Северо-Западный ФО………………………………….....8
3.                   Южный ФО………………………………………………14
4.                   Приволжский ФО………………………………………..18
5.                   Уральский ФО…………………………………………...22
6.                   Сибирский ФО……………………………………..…....26
7.                   Дальневосточный ФО………………………………......
За период 2000—2006 гг. в округе 
отмечено увеличение численности населения 
на 0,12% (по России — спад на 2,43%). Увеличилась 
ожидаемая продолжительность 
Для ЮФО характерны довольно разнонаправленные миграционные процессы, связанные с военными и межэтническими конфликтами, а также со значительными объемами переселения сюда жителей из других регионов с неблагоприятным климатом.
ЮФО — самый многонациональный 
регион России. В одном только Дагестане 
проживает 30 народностей (аварцы, даргинцы, 
кумыки, лезгины, лакцы и др.). Наиболее 
многочисленны русские и 
Округ является районом с 
высокой трудообеспеченностью, однако 
в последние годы с переходом 
к рыночным отношениям и массовым 
прекращением деятельности предприятий 
произошло высвобождение 
В) Основные отрасли специализации округа. Специфика природных и исторических условий определяет сложившиеся отличительные черты хозяйства ЮФО. В нем отраслями рыночной специализации являются в промышленности — топливная (угольная, газовая), цветная металлургия, машиностроение, пищевая промышленность, в сельском хозяйстве — выращивание зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, овощеводство, мясо-молочное скотоводство, овцеводство. Округ обладает уникальным курортно-рекреационным комплексом.
По данным Росстата, по объему валового регионального продукта (ВРП) в Российской Федерации в 2005 г. доля округа составляла 7,22% среди федеральных округов. Основу структуры ВРП составляют промышленность, сельское и лесное хозяйство, торговля коммерческая деятельность. Производство ВРП в регионе в расчете на одного жителя в 2005 г. составило 57 тыс. руб, что вдвое ниже среднего показателя по стране.
Экономическая ситуация в субъектах Российской Федерации, входящих в ЮФО, в целом хуже среднероссийского уровня. Душевое производство ВРП в Краснодарском крае в 2005 г. по сравнению со среднероссийским уровнем составило 67,7%, в Волгоградской области — 65,2%, Астраханской — 59,9%, в Ростовской — 59,2%.
Основной промышленный потенциал 
ЮФО сконцентрирован в 
Основой промышленности Краснодарского края являются пищевая промышленность (винодельческая, плодоовощеконсервная, маслобойная, мясная), машиностроение (приборостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение), нефтеперерабатывающая и легкая промышленности.
Ведущими структурообразующими 
отраслями в современном 
Нефтяная промышленность 
— старейшая отрасль 
Электроэнергетика региона представлена тремя типами электростанций — тепловыми, гидравлическими и атомными. Производство электроэнергии в 2005 г. составило 70,0 млрд кВт-ч.
Высокоразвитое 
Важная отрасль специализации машиностроительного комплекса, имеющая общероссийское значение, — энергетическое машинострочие.
Широко представлено в регионе транспортное машиностроение. Крупнейшим среди предприятий является Новочеркасский электровозостроительный завод, специализирующийся на производстве магистральных электровозов.
Структура пищевой промышленности 
региона предоставлена 
Металлургический комплекс Южного федерального округа включает предприятия как черной, так и цветной металлургии.
Промышленность строительных 
материалов специализируется на товарном 
выпуске цемента (наиболее крупный 
завод — в г. Новороссийске 
Краснодарского края), стекла (заводы в 
Осетии, Дагестане, Ростовской области). 
Отрасль полностью 
В 2005 г. на долю ЮФО приходилось 
21,8% объема сельскохозяйственного 
Г) 
Внешние связи хозяйства 
Морской транспорт обслуживает 
экспортно-импортные перевозки 
Газопроводный транспорт 
работает в режиме Единой системы 
газоснабжения России, регулируя 
потоки газа, следующие на Юг со стороны 
Урало-Поволжья и Западной Сибири, и 
подключая к ним местные 
Грузооборот автотранспортных 
предприятий ЮФО ставит округ 
на пятое место в России по объему 
грузовых перевозок. Автомобильный 
транспорт служит для внутрирайонных 
перевозок и имеет 
Из отраслей непроизводственной сферы всероссийское значение в ЮФО имеет курортное хозяйство.
Приволжский федеральный округ
А) Особенности ЭГП. Состав: 14 субъектов РФ. Имеет выгодное экономико-географическое положение.
Ускоренное экономическое 
развитие может обеспечить рост инвестиций. 
В 2005 г. объем инвестиций в ПФО 
составил 16,2% всех инвестиций России (третье 
место среди федеральных 
На большей части территории ПФО (южнее линии Нижний Новгород — Пермь) природные условия благоприятны для жизни людей и ведения хозяйственной деятельности. Эта часть округа расположена в зонах степи, лесостепи, смешанных и широколиственных лесов. Лето здесь продолжительное и теплое (средняя температура июля +22,5 °С), зима — сравнительно мягкая (средняя температура января -12,5 °С), количество осадков примерно равно испаряемости (коэффициент увлажнения около 1,0). Преобладают плодородные черноземы и серые лесные почвы, расположенные на слаборасчлененной равнине. В северной части округа, расположенной в зоне тайги, преобладают неплодородные подзолистые почвы, высока степень заболоченности территории из-за избыточного увлажнения, зимы более продолжительные и холодные (средняя температура января ниже -15 °С), имеются участки со сложным горным рельефом (западные склоны Уральских гор в Пермском крае). В итоге развитие многих отраслей экономики здесь существенно затрудняется природными условиями.
Б) Основные природные ресурсы округа. Из природных ресурсов наибольшее значение в ПФО имеют месторождения топливных полезных ископаемых. Разнообразными рудными и нерудными полезными ископаемыми отличается восточная часть округа (западные склоны Уральских гор в Пермском крае, Республике Башкортостан, Оренбургской области). Здесь расположены крупные месторождения калийных и поваренных солей, редких строительных материалов (гранита, мрамора и др.) а также небольшие месторождения меди, никеля, хрома, свинца, железных руд, титана, алмазов, фосфоритов (Кировская область), самородной серы (Самарская область), известняков (Самарская и Саратовская области) и других часто встречающихся строительных материалов (глин, песков, гравия и др.)
Водные ресурсы — это Волга и ее притоки, р. Урал. Лесные ресурсы сконцентрированы на севере округа (Пермский край и Кировская область), где лесами покрыто более половины территории. В южной части округа (Саратовская область, юг Оренбургской области) лесов практически нет.
Б) Население. В ПФО проживает более 1/5 населения России, что соответствует второму месту среди федеральных округов. Самым многонаселенным регионом в этом округе является Республика Башкортостан, где проживает более 4 млн человек. По показателю плотности населения ПФО принадлежит третье место в стране после Центрального и Южного округов.
Удельный вес городского 
населения в ПФО меньше, чем 
средний показатель по стране (пятое 
место среди федеральных 
Возрастная структура 
населения в ПФО более старая, 
чем по России в целом. Коэффициент 
естественного прироста отрицательный 
и в 2006 г. составил -5,5 человек на 1000 
жителей. Особенно значительной естественной 
убылью населения отличаются Нижегородская, 
Кировская и Пензенская области 
— менее -8,0 человек на 1000 жителей. 
Коэффициент миграционного 
В) Основные отрасли специализации хозяйства округа. В наши дни в ПФО основными отраслями рыночной специализации являются в промышленности — нефтяная и газовая промышленность, электроэнергетика, машиностроение (особенно автомобилестроение), черная и цветная металлургия, химическая промышленность, пищевая промышленность, а в сельском хозяйстве — производство зерна и подсолнечника, овощеводство, мясомолочное скотоводство.
Произведенный в ПФО валовой региональный продукт составляет примерно 1/6 часть всего продукта Российской Федерации.Основной производственный потенциал сосредоточен в республиках Татарстан и Башкортостан, Пермском крае, Самарской и Нижегородской областях.
В 2005 г. на долю ПФО приходилось 
22,3% объема промышленного производства 
страны (второе место среди федеральных 
округов). Структуру промышленности 
составили: обрабатывающие производства 
— 71,6%, добыча полезных ископаемых — 16,9%, 
производство и распределение 
Машиностроение и 
В округе действуют 
Топливная промышленность. В этой отрасли производится более •/4 промышленной продукции округа (26%,), приблизительно такая же ее доля в общероссийском производстве продукции — 27,4%.
Химическая и нефтехимическая 
промышленность. Удельный вес химической 
и нефтехимической 
Электроэнергетика. Доля отрасли в объеме промышленной продукции составляет 9,8%.
Пищевая промышленность. В объеме промышленной продукции удельный вес отрасли составляет менее 10% (8,4%), однако это соответствует 15,3% общероссийского объема производства продукции пищевой промышленности (третье место среди федеральных округов).
Лесная промышленность. Крупными 
объемами лесозаготовки и 
Суммарная площадь сельскохозяйственных 
угодий ПФО в 2005 г. составила 51,8 млн 
га, из них пашня — 35,3 млн га. По 
объему сельскохозяйственной продукции 
во всех категориях хозяйств Приволжский 
федеральный округ занимает первое 
место среди федеральных 
В посевных площадях доминирует пшеница, выращиваются также рожь, овес, ячмень, крупяные культуры, сахарная свекла, подсолнечник. Развито производство картофеля и овощных культур.
Регионы ПФО имеют довольно развитую транспортную инфраструктуру, представленную практически всеми видами наземного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта. Ключевую роль в перевозках играет железнодорожный транспорт.