Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:39, реферат
А) Особенности ЭГП. Центральный федеральный округ (ЦФО), включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны. Здесь находятся главные административно-управленческие, политические, научные, хозяйственно-экономические, ведущие образовательно-учебные, медицинские и другие значимые центры и структуры России, ее основные и часто мировой значимости объекты культуры, искусства, а также природного наследия (многие из них входят в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия).
1.                   Центральный …………………………………..2
2.                   Северо-Западный ФО………………………………….....8
3.                   Южный ФО………………………………………………14
4.                   Приволжский ФО………………………………………..18
5.                   Уральский ФО…………………………………………...22
6.                   Сибирский ФО……………………………………..…....26
7.                   Дальневосточный ФО………………………………......
Важное транспортное значение имеет Волга с разветвленными судоходными притоками. Нижегородский транспортный узел является крупнейшим в России по грузообороту речного транспорта.
Крупнейшие города ПФО — Нижний Новгород, Казань, Самара, Пермь, Саратов — являются центрами непроизводственной сферы всероссийского значения. В них сосредоточены многочисленные научно-исследовательские организации, учреждения высшего образования, культурные и исторические достопримечательности.
Регионы, входящие в состав ПФО, занимают четвертое место среди федеральных округов по объему внешнеторгового оборота. В 2005 г внешнеторговый оборот макрорегиона достиг 27,4 млрд. дол. США, что составляет 10,6% от общероссийского оборота товаров и услуг.
На долю экспорта приходится 
84,9% внешнеторгового оборота 
Основные продукты импорта — машины, оборудование и транспортные средства (48,9% от общего объема импорта регионов округа), продукция химической промышленности (13,6%), топливно-энергетические товары (11,8%), продовольственные товары и сырье для продовольственных товаров (10,8%), металлы и изделия из них (7,7%).
В Приволжском федеральном 
округе можно выделить три части, 
различающиеся в социально-
Волго-Вятский подрайон — самый малонаселенный и бедный природными ресурсами, со сравнительно неблагоприятными природными условиями в своей заволжской части. Безусловным лидером в развитии хозяйства является Нижегородская область, выделяющаяся особенно высоким уровнем развития машиностроения.
Самый слаборазвитый в 
социально-экономическом 
Машиностроение (электротехника, станкостроение, точное машиностроение и др.) является главной отраслью промышленности и в остальных регионах Волго-Вятского подрайона.
Особенно благоприятным экономико-географическим положением, способствующим развитию хозяйства, отличаются регионы, расположенные на пересечении главных сухопутных транспортных магистралей и Волги, — Республика Татарстан и Самарская область.
По ежегодному объему выбросов 
загрязняющих атмосферу веществ 
от стационарных источников Приволжский 
федеральный округ находится 
в равной ситуации с Центральным. 
Наибольший вклад в загрязнение 
атмосферы вносят объекты теплоэнергетики, 
химического и 
Следует отметить сложную гидрохимическую обстановку на акватории Куйбышевского и Саратовского водохранилищ. Особо опасным загрязнителем водной среды является агропромышленный комплекс. Тревогу вызывает и состояние подземных вод, особенно в районах нефтедобычи.
В Поволжье остро стоит 
проблема безопасного уничтожения 
химического оружия, хранящегося 
на территории ряда областей, и ликвидации 
последствий уничтожения 
Экологические проблемы Волги 
особенно проявляются именно в Поволжском 
районе. Сильнейшее негативное воздействие 
на жизнедеятельность Волги 
Г) 
Внешние связи хозяйства 
Важное транспортное значение имеет Волга с разветвленными судоходными притоками. Нижегородский транспортный узел является крупнейшим в России по грузообороту речного транспорта.
По территории округа проходит ряд крупных нефте- и газопроводов российского и международного значения. Это система нефтепроводов «Дружба», идущая от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря (Белоруссия) и далее в европейские страны; две нитки нефтепровода Сургут-Полоцк; пять ниток магистрального газопровода Уренгой-Центр и одна экспортная Уренгой-Ужгород.
Уральский федеральный округ
А) Особенности ЭГП. Уральский федеральный округ состоит из шести субъектов Федерации. Индустриальный комплекс УФО остается одним из самых мощных в стране.
УФО занимает по площади третье 
место среди федеральных 
Главными его преимуществами 
являются: положение на транзитных 
сухопутных транспортных путях между 
европейскими и азиатскими государствами; 
значительный промышленный и научно-технический 
потенциал, накопленный за годы Долгого 
хозяйственного развития; разнообразные 
природные ресурсы, по запасам многих 
из них УФО занимает ведущие места 
в России. Самые значительные недостатки 
экономико-географического 
Б) 
Природные ресурсы округа. Прир
На большей части территории 
УФО природные условия не благоприятны 
для хозяйственной 
На территории округа размещаются около 2/3 разведанных запасов российской нефти — в основном в среднем Приобье (месторождения Самотлорское, Приобское, Усть-Балыкское и др.). Еще выше доля округа в разведанных запасах природного газа — преимущественно в нижнем Приобье и на полуострове Ямал (Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское и другие месторождения). Газовые месторождения округа — крупнейшие в мире. Очень велики также запасы торфа (заболоченные районы Западно-Сибирской низменности), значительны запасы угля (но уголь низкого качества — Челябинский, Богословский и другие бассейны).
Численность населения УФО сравнительно невелика — несколько более 12 млн человек. Динамика численности населения УФО в целом схожа с общероссийской: с начала 1990-х гг. началось сокращение численности жителей. При этом показатели в Уральском федеральном округе все-таки лучше, чем по России в целом: рождаемость чуть выше, смертность ниже и естественная убыль соответственно меньше. При этом следует отметить, что и в автономных округах в каждом следующем поколении людей меньше, чем в предыдущем. Значительный вклад в динамику населения УФО вносят миграции. В начале 1990-х гг. на всей территории округа наблюдался миграционный отток населения. Положительное сальдо миграций в Уральском федеральном округе достигается за счет притока населения из зарубежных государств.
Б) Население. Население УФО в целом отличается от населения России более молодым возрастным составом жителей. Такая ситуация образуется в основном за счет населения северных автономных округов, в которые интенсивные миграции, в основном молодежи, начались с 1970-х гг. после открытия крупных месторождений нефти и газа.
В Свердловской и Челябинской областях, а также на юге Тюменской области возрастная структура населения близка к среднероссийской. Самой старой возрастной структурой в УФО отличается население Курганской области.
В расселенческой структуре 
УФО значительно (около 4/5) преобладает 
городское население, так что 
округ является одним из самых 
урбанизированных в России (вместе 
с Центральным и Северо-
В) 
Основные отрасли специализации 
хозяйства округа. Произведенны
Отрасли промышленности: топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Ведущее место в экономике округа в настоящее время занимает топливная промышленность, которая представлена нефтяной, газовой и угольной подотраслями. Добыча нефти в УФО составляет около 2/3 от общероссийского объема (68% в 2005 г.). Примерно такая же картина складывается с добычей природного газа. В небольших объемах в УФО добывается также уголь — 4,6 млн т в 2005 г.
Вторая по значению отрасль промышленности в УФО — черная металлургия. Округ дает около 40% продукции отрасли в стране, но по отдельным видам продукции (стальные трубы и др.) его доля превышает 50%.
Третья по значению отрасль промышленности в УФО — цветная металлургия. По выпуску многих видов цветных металлов округ занимает второе-третье место в стране.
Важной отраслью специализации округа остается машиностроение, хотя объемы производства-многих видов продукции этой отрасли многократно снизились по сравнению с уровнем начала 1990-х гг.
Производство большинства 
видов химической продукции в 
УФО по сравнению с началом 1990-х 
гг. также сократилось очень 
Еще одна отрасль специализации 
промышленности УФО — лесная, деревообрабатывающая 
и целлюлозно-бумажная промышленность, 
которая представлена в основном 
лесозаготовками и 
Важное значение для экономики УФО имеет промышленность строительных материалов.
В УФО сравнительно слабо развиты отрасли, непосредственно обслуживающие население, — пищевая и легкая промышленность.
Сельское хозяйство в 
УФО развито сравнительно слабо, 
оно не обеспечивает потребности 
населения в основных видах продуктов 
пития. Основные посевные площади зерновых 
культур в УФО сосредоточены 
в степных и лесостепных 
Выращивание картофеля широко распространено в пригородных зонах многочисленных крупных городов округа, а также в лесостепных районах с наиболее благоприятными для картофеля природными условиями. Аналогичная ситуация (как с картофелеводством) складывается в УФО с выращиванием овощей.
Среди подотраслей животноводства наибольшее значение в УФО имеет скотоводство. Производство мяса в округе постоянно сокращается. Еще сложнее в округе ситуация с производством молока. Из-за нехватки местных и дороговизны привозных кормов производство молока становится нерентабельным, особенно вдали от крупных городов, являющихся центрами переработки и потребления молочной продукции.
На территории УФО развиваются 
и некоторые другие подотрасли сельского 
хозяйства — выращивание 
Отрасли социальной инфраструктуры, как и сельское хозяйство, в Уральском округе развиты сравнительно слабо. По многим показателям (в расчете на одного жителя) округ отстает от среднероссийских значений, которые и так невелики по сравнению с аналогичными цифрами в развитых странах мира.
Г) 
Внешние связи хозяйства 
Железнодорожное строительство в юго-западной части округа началось в конце XIX в., когда появились широтные железные дороги. В конце XIX в. появились железные дороги, связывающие между собой районы Урала в меридиональном направлении (некоторые участки даже раньше широтных дорог), но в магистрали они были преобразованы уже во второй половине XX в.