Федеральные округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:39, реферат

Краткое описание

А) Особенности ЭГП. Центральный федеральный округ (ЦФО), включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны. Здесь находятся главные административно-управленческие, политические, научные, хозяйственно-экономические, ведущие образовательно-учебные, медицинские и другие значимые центры и структуры России, ее основные и часто мировой значимости объекты культуры, искусства, а также природного наследия (многие из них входят в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия).

Оглавление

1. Центральный …………………………………..2
2. Северо-Западный ФО………………………………….....8
3. Южный ФО………………………………………………14
4. Приволжский ФО………………………………………..18
5. Уральский ФО…………………………………………...22
6. Сибирский ФО……………………………………..…....26
7. Дальневосточный ФО………………………………......

Файлы: 1 файл

округа 1.docx

— 89.91 Кб (Скачать)

Важное транспортное значение имеет Волга с разветвленными судоходными притоками. Нижегородский  транспортный узел является крупнейшим в России по грузообороту речного  транспорта.

Крупнейшие города ПФО  — Нижний Новгород, Казань, Самара, Пермь, Саратов — являются центрами непроизводственной сферы всероссийского значения. В них сосредоточены  многочисленные научно-исследовательские  организации, учреждения высшего образования, культурные и исторические достопримечательности.

Регионы, входящие в состав ПФО, занимают четвертое место среди  федеральных округов по объему внешнеторгового  оборота. В 2005 г внешнеторговый оборот макрорегиона достиг 27,4 млрд. дол. США, что составляет 10,6% от общероссийского  оборота товаров и услуг.

На долю экспорта приходится 84,9% внешнеторгового оборота регионов округа. Основные продукты экспорта —  топливно-энергетические товары (61% от общего объема экспорта регионов округа), продукция химической промышленности (17,9%), машины, оборудование и транспортные средства (9,9%), металлы и изделия  из них (6,1%). Экспорт осуществляется преимущественно в страны дальнего зарубежья (83,4% от объема вывозимой  продукции).

Основные продукты импорта  — машины, оборудование и транспортные средства (48,9% от общего объема импорта  регионов округа), продукция химической промышленности (13,6%), топливно-энергетические товары (11,8%), продовольственные товары и сырье для продовольственных  товаров (10,8%), металлы и изделия  из них (7,7%).

В Приволжском федеральном  округе можно выделить три части, различающиеся в социально-экономическом  отношении: 1) Волго-Вятский подрайон; 2) подрайон Среднего Поволжья; 3) Предуральский  подрайон;

Волго-Вятский подрайон —  самый малонаселенный и бедный природными ресурсами, со сравнительно неблагоприятными природными условиями в своей  заволжской части. Безусловным лидером  в развитии хозяйства является Нижегородская  область, выделяющаяся особенно высоким  уровнем развития машиностроения.

Самый слаборазвитый в  социально-экономическом отношении  регион не только в Волго-Вятском  подрайоне, но и во всем Приволжском  федеральном округе — Республика Марий Эл.

Машиностроение (электротехника, станкостроение, точное машиностроение и др.) является главной отраслью промышленности и в остальных  регионах Волго-Вятского подрайона.

Особенно благоприятным  экономико-географическим положением, способствующим развитию хозяйства, отличаются регионы, расположенные на пересечении  главных сухопутных транспортных магистралей  и Волги, — Республика Татарстан  и Самарская область.

По ежегодному объему выбросов загрязняющих атмосферу веществ  от стационарных источников Приволжский  федеральный округ находится  в равной ситуации с Центральным. Наибольший вклад в загрязнение  атмосферы вносят объекты теплоэнергетики, химического и нефтехимического, машиностроительного и транспортного  комплексов. Показатель улова загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников в Поволжье составляет в  среднем 55% (в том числе в Республике Татарстан — 42%, в Пензенской области  — менее 40%), что значительно ниже, чем в среднем по России (77%). Доля передвижных источников загрязнения  воздушной среды в суммарном  объеме выбросов в атмосферу колеблется от 40% в Волгоградской, Пензенской и  Самарской областях до 70% в Саратовской  и Ульяновской областях.

Следует отметить сложную  гидрохимическую обстановку на акватории  Куйбышевского и Саратовского водохранилищ. Особо опасным загрязнителем водной среды является агропромышленный комплекс. Тревогу вызывает и состояние подземных вод, особенно в районах нефтедобычи.

В Поволжье остро стоит  проблема безопасного уничтожения  химического оружия, хранящегося  на территории ряда областей, и ликвидации последствий уничтожения аналогичного оружия в 1950— I960 гг.

Экологические проблемы Волги  особенно проявляются именно в Поволжском районе. Сильнейшее негативное воздействие  на жизнедеятельность Волги оказало  гидротехническое строительство. Создание водохранилищ на Волге вызвало усиление негативных береговых процессов.

Г) Внешние связи хозяйства округа. Регионы ПФО имеют довольно развитую транспортную инфраструктуру, представленную практически всеми видами наземного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта. Помимо обеспечения потребностей округа железнодорожный транспорт имеет транзитное значение, связывая восточные и западные регионы России, а так же центральноазиатские и европейские страны.

Важное транспортное значение имеет Волга с разветвленными судоходными притоками. Нижегородский  транспортный узел является крупнейшим в России по грузообороту речного  транспорта.

По территории округа  проходит ряд крупных нефте- и газопроводов российского и международного значения. Это система нефтепроводов «Дружба», идущая от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря (Белоруссия) и далее в европейские страны; две нитки нефтепровода  Сургут-Полоцк; пять ниток магистрального газопровода Уренгой-Центр и одна экспортная Уренгой-Ужгород. 

 

Уральский федеральный  округ

А) Особенности ЭГП. Уральский федеральный округ состоит из шести субъектов Федерации. Индустриальный комплекс УФО остается одним из самых мощных в стране.

УФО занимает по площади третье место среди федеральных округов  России после Дальневосточного и  Сибирского. Он размещается на стыке  европейской и азиатской частей России.

Главными его преимуществами являются: положение на транзитных сухопутных транспортных путях между  европейскими и азиатскими государствами; значительный промышленный и научно-технический  потенциал, накопленный за годы Долгого  хозяйственного развития; разнообразные  природные ресурсы, по запасам многих из них УФО занимает ведущие места  в России. Самые значительные недостатки экономико-географического положения  — удаленность главных экономических  центров округа от основных морских  портов России (по существующим железнодорожным  магистралям от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга и Архангельска —  около 3000 км, до Владивостока — около 6000 км); суровые природные условия  на большей части территории округа, существенно затрудняющие хозяйственное  развитие; слабая транспортная освоенность  северо-восточной части округа, где  даже административные центры субъектов  РФ Салехард и Ханты-Мансийск не имеют  связи с сетью железных дорог  страны. Доля округа в валовом региональном продукте (ВРП) страны вдвое больше, чем доля в населении.

Б) Природные ресурсы округа. Природные условия Уральского округа по сравнению с другими частями России можно считать средними. Они существенно затрудняют многие виды хозяйственной деятельности. В первую очередь это относится к климатическим условиям: на большей части территории круга климат умеренный континентальный со сравнительно теплым летом (средняя температура самого теплого месяца июля +18 °С), о зимы длинные и холодные (средняя температура января составля-22 °С). На севере УФО климат субарктический и арктический, прохладным летом (средняя температура июля +8 °С) и очень хоодной зимой (средняя температура января -30 °С).

На большей части территории УФО природные условия не благоприятны для хозяйственной деятельности. Самые хорошие условия - на равнинных  участках в южной части округа (некоторые районы Челябинской и  Курганской областей), но и здесь  частые засухи препятствуют развитию сельского хозяйства.

На территории округа размещаются  около 2/3 разведанных запасов российской нефти — в основном в среднем  Приобье (месторождения Самотлорское, Приобское, Усть-Балыкское и др.). Еще выше доля округа в разведанных  запасах природного газа — преимущественно  в нижнем Приобье и на полуострове  Ямал (Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское и другие месторождения). Газовые  месторождения округа — крупнейшие в мире. Очень велики также запасы торфа (заболоченные районы Западно-Сибирской  низменности), значительны запасы угля (но уголь низкого качества —  Челябинский, Богословский и другие бассейны).

Численность населения УФО  сравнительно невелика — несколько  более 12 млн человек. Динамика численности  населения УФО в целом схожа  с общероссийской: с начала 1990-х  гг. началось сокращение численности  жителей. При этом показатели в Уральском  федеральном округе все-таки лучше, чем по России в целом: рождаемость  чуть выше, смертность ниже и естественная убыль соответственно меньше. При  этом следует отметить, что и в  автономных округах в каждом следующем  поколении людей меньше, чем в  предыдущем. Значительный вклад в  динамику населения УФО вносят миграции. В начале 1990-х гг. на всей территории округа наблюдался миграционный отток  населения. Положительное сальдо миграций в Уральском федеральном округе достигается за счет притока населения  из зарубежных государств.

Б) Население. Население УФО в целом отличается от населения России более молодым возрастным составом жителей. Такая ситуация образуется в основном за счет населения северных автономных округов, в которые интенсивные миграции, в основном молодежи, начались с 1970-х гг. после открытия крупных месторождений нефти и газа.

В Свердловской и Челябинской  областях, а также на юге Тюменской  области возрастная структура населения  близка к среднероссийской. Самой  старой возрастной структурой в УФО  отличается население Курганской области.

В расселенческой структуре  УФО значительно (около 4/5) преобладает  городское население, так что  округ является одним из самых  урбанизированных в России (вместе с Центральным и Северо-Западном федеральными округами). В целом  для УФО характерно преобладание крупногородского расселения. Екатеринбург среди всех городов России по численности  населения занимает четвертое место (1315,1 тыс. жителей на 1 января 2007 г.), Челябинск  — девятое (1091,5 тыс. жителей). Более 500 тыс. человек проживает в Тюмени. Плотность населения в северных автономных округах с течением времени  растет, но остается очень низкой. Этнический состав населения УФО довольно однороден. Вследствие многолетних миграций во всех регионах преобладают русские (80% населения и более).

В) Основные отрасли специализации  хозяйства округа. Произведенный в округе валовой региональный продукт составлял, по данным 2005 г., около % всего продукта Российской Федерации и распределялся со значительным перевесом в пользу отраслей товарного производства.

Отрасли промышленности: топливная  промышленность, черная металлургия, цветная  металлургия, машиностроение, химическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Ведущее место в экономике  округа в настоящее время занимает топливная промышленность, которая  представлена нефтяной, газовой и  угольной подотраслями. Добыча нефти  в УФО составляет около 2/3 от общероссийского  объема (68% в 2005 г.). Примерно такая же картина складывается с добычей  природного газа. В небольших объемах  в УФО добывается также уголь  — 4,6 млн т в 2005 г. 

Вторая по значению отрасль  промышленности в УФО — черная металлургия. Округ дает около 40% продукции  отрасли в стране, но по отдельным  видам продукции (стальные трубы  и др.) его доля превышает 50%.

Третья по значению отрасль  промышленности в УФО — цветная  металлургия. По выпуску многих видов  цветных металлов округ занимает второе-третье место в стране.

Важной отраслью специализации  округа остается машиностроение, хотя объемы производства-многих видов продукции  этой отрасли многократно снизились  по сравнению с уровнем начала 1990-х гг.

Производство большинства  видов химической продукции в  УФО по сравнению с началом 1990-х  гг. также сократилось очень сильно.

Еще одна отрасль специализации  промышленности УФО — лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, которая представлена в основном лесозаготовками и деревообработкой при слабом развитии производства бумаги (несколько небольших фабрик в  Свердловской области).

Важное значение для экономики  УФО имеет промышленность строительных материалов.

В УФО сравнительно слабо  развиты отрасли, непосредственно  обслуживающие население, — пищевая  и легкая промышленность.

Сельское хозяйство в  УФО развито сравнительно слабо, оно не обеспечивает потребности  населения в основных видах продуктов  пития. Основные посевные площади зерновых культур в УФО сосредоточены  в степных и лесостепных районах  — в Курганской области, на юге  Тюменской и Челябинской областей. В более северных районах на севере Челябинской области и на юге  Свердловской области (юг лесной зоны) выращиваются в основном рожь и овес. В северных автономных округах зерновые культуры не произрастают.

Выращивание картофеля широко распространено в пригородных зонах  многочисленных крупных городов  округа, а также в лесостепных  районах с наиболее благоприятными для картофеля природными условиями. Аналогичная ситуация (как с картофелеводством) складывается в УФО с выращиванием овощей.

Среди подотраслей животноводства наибольшее значение в УФО имеет  скотоводство. Производство мяса в  округе постоянно сокращается. Еще  сложнее в округе ситуация с производством  молока. Из-за нехватки местных и  дороговизны привозных кормов производство молока становится нерентабельным, особенно вдали от крупных городов, являющихся центрами переработки и потребления  молочной продукции.

На территории УФО развиваются  и некоторые другие подотрасли сельского  хозяйства — выращивание подсолнечника (юг Челябинской области), садоводство (пригороды Екатеринбурга, Челябинска и Магнитогорска), рыболовство (вдоль  течения Оби), охота на пушного  зверя и дичь.

Отрасли социальной инфраструктуры, как и сельское хозяйство, в Уральском  округе развиты сравнительно слабо. По многим показателям (в расчете  на одного жителя) округ отстает  от среднероссийских значений, которые  и так невелики по сравнению с  аналогичными цифрами в развитых странах мира.

Г) Внешние связи хозяйства округа. Наиболее развитой инфраструктурной отраслью в УФО является транспорт, который обслуживает не только население (социальная инфраструктура), но и другие отрасли хозяйства (производственная инфраструктура). Хозяйственные связи предприятий округа обеспечивают в основном железнодорожный и трубопроводный транспорт.

Железнодорожное строительство  в юго-западной части округа началось в конце XIX в., когда появились  широтные железные дороги. В конце XIX в. появились железные дороги, связывающие  между собой районы Урала в  меридиональном направлении (некоторые  участки даже раньше широтных дорог), но в магистрали они были преобразованы  уже во второй половине XX в.

Информация о работе Федеральные округа