Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:39, реферат
А) Особенности ЭГП. Центральный федеральный округ (ЦФО), включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны. Здесь находятся главные административно-управленческие, политические, научные, хозяйственно-экономические, ведущие образовательно-учебные, медицинские и другие значимые центры и структуры России, ее основные и часто мировой значимости объекты культуры, искусства, а также природного наследия (многие из них входят в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия).
1. Центральный …………………………………..2
2. Северо-Западный ФО………………………………….....8
3. Южный ФО………………………………………………14
4. Приволжский ФО………………………………………..18
5. Уральский ФО…………………………………………...22
6. Сибирский ФО……………………………………..…....26
7. Дальневосточный ФО………………………………......
Важное транспортное значение имеет Волга с разветвленными судоходными притоками. Нижегородский транспортный узел является крупнейшим в России по грузообороту речного транспорта.
Крупнейшие города ПФО — Нижний Новгород, Казань, Самара, Пермь, Саратов — являются центрами непроизводственной сферы всероссийского значения. В них сосредоточены многочисленные научно-исследовательские организации, учреждения высшего образования, культурные и исторические достопримечательности.
Регионы, входящие в состав ПФО, занимают четвертое место среди федеральных округов по объему внешнеторгового оборота. В 2005 г внешнеторговый оборот макрорегиона достиг 27,4 млрд. дол. США, что составляет 10,6% от общероссийского оборота товаров и услуг.
На долю экспорта приходится
84,9% внешнеторгового оборота
Основные продукты импорта — машины, оборудование и транспортные средства (48,9% от общего объема импорта регионов округа), продукция химической промышленности (13,6%), топливно-энергетические товары (11,8%), продовольственные товары и сырье для продовольственных товаров (10,8%), металлы и изделия из них (7,7%).
В Приволжском федеральном
округе можно выделить три части,
различающиеся в социально-
Волго-Вятский подрайон — самый малонаселенный и бедный природными ресурсами, со сравнительно неблагоприятными природными условиями в своей заволжской части. Безусловным лидером в развитии хозяйства является Нижегородская область, выделяющаяся особенно высоким уровнем развития машиностроения.
Самый слаборазвитый в
социально-экономическом
Машиностроение (электротехника, станкостроение, точное машиностроение и др.) является главной отраслью промышленности и в остальных регионах Волго-Вятского подрайона.
Особенно благоприятным экономико-географическим положением, способствующим развитию хозяйства, отличаются регионы, расположенные на пересечении главных сухопутных транспортных магистралей и Волги, — Республика Татарстан и Самарская область.
По ежегодному объему выбросов
загрязняющих атмосферу веществ
от стационарных источников Приволжский
федеральный округ находится
в равной ситуации с Центральным.
Наибольший вклад в загрязнение
атмосферы вносят объекты теплоэнергетики,
химического и
Следует отметить сложную гидрохимическую обстановку на акватории Куйбышевского и Саратовского водохранилищ. Особо опасным загрязнителем водной среды является агропромышленный комплекс. Тревогу вызывает и состояние подземных вод, особенно в районах нефтедобычи.
В Поволжье остро стоит
проблема безопасного уничтожения
химического оружия, хранящегося
на территории ряда областей, и ликвидации
последствий уничтожения
Экологические проблемы Волги
особенно проявляются именно в Поволжском
районе. Сильнейшее негативное воздействие
на жизнедеятельность Волги
Г)
Внешние связи хозяйства
Важное транспортное значение имеет Волга с разветвленными судоходными притоками. Нижегородский транспортный узел является крупнейшим в России по грузообороту речного транспорта.
По территории округа проходит ряд крупных нефте- и газопроводов российского и международного значения. Это система нефтепроводов «Дружба», идущая от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря (Белоруссия) и далее в европейские страны; две нитки нефтепровода Сургут-Полоцк; пять ниток магистрального газопровода Уренгой-Центр и одна экспортная Уренгой-Ужгород.
Уральский федеральный округ
А) Особенности ЭГП. Уральский федеральный округ состоит из шести субъектов Федерации. Индустриальный комплекс УФО остается одним из самых мощных в стране.
УФО занимает по площади третье
место среди федеральных
Главными его преимуществами
являются: положение на транзитных
сухопутных транспортных путях между
европейскими и азиатскими государствами;
значительный промышленный и научно-технический
потенциал, накопленный за годы Долгого
хозяйственного развития; разнообразные
природные ресурсы, по запасам многих
из них УФО занимает ведущие места
в России. Самые значительные недостатки
экономико-географического
Б)
Природные ресурсы округа. Прир
На большей части территории
УФО природные условия не благоприятны
для хозяйственной
На территории округа размещаются около 2/3 разведанных запасов российской нефти — в основном в среднем Приобье (месторождения Самотлорское, Приобское, Усть-Балыкское и др.). Еще выше доля округа в разведанных запасах природного газа — преимущественно в нижнем Приобье и на полуострове Ямал (Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское и другие месторождения). Газовые месторождения округа — крупнейшие в мире. Очень велики также запасы торфа (заболоченные районы Западно-Сибирской низменности), значительны запасы угля (но уголь низкого качества — Челябинский, Богословский и другие бассейны).
Численность населения УФО сравнительно невелика — несколько более 12 млн человек. Динамика численности населения УФО в целом схожа с общероссийской: с начала 1990-х гг. началось сокращение численности жителей. При этом показатели в Уральском федеральном округе все-таки лучше, чем по России в целом: рождаемость чуть выше, смертность ниже и естественная убыль соответственно меньше. При этом следует отметить, что и в автономных округах в каждом следующем поколении людей меньше, чем в предыдущем. Значительный вклад в динамику населения УФО вносят миграции. В начале 1990-х гг. на всей территории округа наблюдался миграционный отток населения. Положительное сальдо миграций в Уральском федеральном округе достигается за счет притока населения из зарубежных государств.
Б) Население. Население УФО в целом отличается от населения России более молодым возрастным составом жителей. Такая ситуация образуется в основном за счет населения северных автономных округов, в которые интенсивные миграции, в основном молодежи, начались с 1970-х гг. после открытия крупных месторождений нефти и газа.
В Свердловской и Челябинской областях, а также на юге Тюменской области возрастная структура населения близка к среднероссийской. Самой старой возрастной структурой в УФО отличается население Курганской области.
В расселенческой структуре
УФО значительно (около 4/5) преобладает
городское население, так что
округ является одним из самых
урбанизированных в России (вместе
с Центральным и Северо-
В)
Основные отрасли специализации
хозяйства округа. Произведенны
Отрасли промышленности: топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Ведущее место в экономике округа в настоящее время занимает топливная промышленность, которая представлена нефтяной, газовой и угольной подотраслями. Добыча нефти в УФО составляет около 2/3 от общероссийского объема (68% в 2005 г.). Примерно такая же картина складывается с добычей природного газа. В небольших объемах в УФО добывается также уголь — 4,6 млн т в 2005 г.
Вторая по значению отрасль промышленности в УФО — черная металлургия. Округ дает около 40% продукции отрасли в стране, но по отдельным видам продукции (стальные трубы и др.) его доля превышает 50%.
Третья по значению отрасль промышленности в УФО — цветная металлургия. По выпуску многих видов цветных металлов округ занимает второе-третье место в стране.
Важной отраслью специализации округа остается машиностроение, хотя объемы производства-многих видов продукции этой отрасли многократно снизились по сравнению с уровнем начала 1990-х гг.
Производство большинства
видов химической продукции в
УФО по сравнению с началом 1990-х
гг. также сократилось очень
Еще одна отрасль специализации
промышленности УФО — лесная, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная промышленность,
которая представлена в основном
лесозаготовками и
Важное значение для экономики УФО имеет промышленность строительных материалов.
В УФО сравнительно слабо развиты отрасли, непосредственно обслуживающие население, — пищевая и легкая промышленность.
Сельское хозяйство в
УФО развито сравнительно слабо,
оно не обеспечивает потребности
населения в основных видах продуктов
пития. Основные посевные площади зерновых
культур в УФО сосредоточены
в степных и лесостепных
Выращивание картофеля широко распространено в пригородных зонах многочисленных крупных городов округа, а также в лесостепных районах с наиболее благоприятными для картофеля природными условиями. Аналогичная ситуация (как с картофелеводством) складывается в УФО с выращиванием овощей.
Среди подотраслей животноводства наибольшее значение в УФО имеет скотоводство. Производство мяса в округе постоянно сокращается. Еще сложнее в округе ситуация с производством молока. Из-за нехватки местных и дороговизны привозных кормов производство молока становится нерентабельным, особенно вдали от крупных городов, являющихся центрами переработки и потребления молочной продукции.
На территории УФО развиваются
и некоторые другие подотрасли сельского
хозяйства — выращивание
Отрасли социальной инфраструктуры, как и сельское хозяйство, в Уральском округе развиты сравнительно слабо. По многим показателям (в расчете на одного жителя) округ отстает от среднероссийских значений, которые и так невелики по сравнению с аналогичными цифрами в развитых странах мира.
Г)
Внешние связи хозяйства
Железнодорожное строительство в юго-западной части округа началось в конце XIX в., когда появились широтные железные дороги. В конце XIX в. появились железные дороги, связывающие между собой районы Урала в меридиональном направлении (некоторые участки даже раньше широтных дорог), но в магистрали они были преобразованы уже во второй половине XX в.