Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:39, реферат
А) Особенности ЭГП. Центральный федеральный округ (ЦФО), включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны. Здесь находятся главные административно-управленческие, политические, научные, хозяйственно-экономические, ведущие образовательно-учебные, медицинские и другие значимые центры и структуры России, ее основные и часто мировой значимости объекты культуры, искусства, а также природного наследия (многие из них входят в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия).
1. Центральный …………………………………..2
2. Северо-Западный ФО………………………………….....8
3. Южный ФО………………………………………………14
4. Приволжский ФО………………………………………..18
5. Уральский ФО…………………………………………...22
6. Сибирский ФО……………………………………..…....26
7. Дальневосточный ФО………………………………......
Электроэнергетическое производство
представлено в прибалтийских регионах
тепловыми, атомными и гидравлическими
электростанциями. Наибольшее значение
имеют Ленинградская АЭС (намечается
увеличение ее мощностей), а также
новая Северо-Западная ТЭЦ, отличающаяся
применением современных
Предприятия лесохимического комплекса — Каменногорский ЦБК и Светогорская бумажная фабрика Ленинградской области — производят бумагу, картон и целлюлозу. Налажено товарное производство деловой древесины, пиломатериалов, мебели.
Ведущие комплексы промышленного производства в Калининградской области — машиностроение (более 1/6 объема производства продукции), пищевая (рыбная) промышленность — около трети продукции, топливно-энергетический комплекс (10%) и лесообрабатывающие комплексы (7,5%). Машиностроение области специализируется на приборостроении, производстве электротехники (двигателей малой мощности), дорожном и подъемно-транспортном машиностроении, а также сборке легковых автомобилей ряда зарубежных фирм. Главные центры машиностроения — Калининград и Гусев.
Рыбная промышленность — одна из главных в области, развивается она на базе рыболовства в Балтийском и Северном морях, Возможно возобновление экспедиционного вылова рыбы и морепродуктов в Атлантике. В Калининграде функционирует крупный рыболовецкий порт.
Развитие топливно-
В северных регионах округа доминирует животноводство молочно - мясного направления. Оно развито в Вологодской и на юге Архангельской области. На Крайнем Севере развито оленеводство (до 0% поголовья оленей в РФ).
В прибалтийских регионах сельское хозяйство имеет пригородное, молочно-животноводческое, а также льноводческое направления. Основная его роль — обеспечение местного рынка, прежде всего Санкт - Петербурга, картофелем, овощами и мясомолочной продукцией. В Калининградской области развиты молочно-мясное животноводство, свиноводство и птицеводство, а из отраслей растениеводства — зерновое (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовое производство (многолетние травы и корнеплоды). Урожайность зерна, картофеля и овощей в области выше, чем в среднем по России. Тем не менее здесь существует дефицит продовольствия и отсутствует полноценная база по переработке сельскохозяйственной продукции.
Рыболовство в округе развивается,
главным образом, в Мурманской области
(около 580 тыс. т уловов в Баренцевом
и Белом морях), а также Калининградской
области (около 290 тыс. т уловов в
Балтийском и Северном морях). В обоих
регионах существуют серьезные проблемы,
связанные с технической
Транспортный комплекс СЗФО
различается по плотности инфраструктуры
в северных, прибалтийских регионах
и Калининградской области. Наиболее
высокая плотность железных и
автомобильных дорог в
Калининградский морской
порт увеличивает грузооборот (к
настоящему времени более 5 млн. т) в
условиях перераспределения российских
грузоперевозок из стран Балтии в
отечественные порты и
Плотность автомобильных и железных дорог основных прибалтийских регионов Северо-запада вчетверо и вдвое выше аналогичной транспортной инфраструктуры регионов Европейского Севера и составляет соответственно 150 и 26 км на 1000 км2 территории.
Санкт-Петербург является
вторым по значимости в России (после
Москвы) железнодорожным узлом. Значение
его возрастет еще больше после
завершения строительства скоростной
магистрали Москва-Санкт-Петербург—
Развитие сети автомобильных
дорог намечается за счет строительства
новых современных
Не теряет своего значения
речной транспорт, выгодно использующий
возможности трансевропейских речных
и морских перевозок по маршрутам
как внутрироссийских водных путей,
открывающихся через Беломоро-
Транспортный комплекс Европейского Севера можно считать развитым относительно других северных территорий страны. Однако по плотности автомобильных и железных дорог он в 5 раз уступает прибалтийским регионам округа.
Уровень развития непроизводственной сферы в СЗФО — выше среднего по России. Но достигается такая ситуация преимущественно за счет высокого уровня развития непроизводственных отраслей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Санкт-Петербург — второй по значению в стране (после Москвы) центр науки, высшего образования, культуры, искусства, туризма, финансовой деятельности и т.д.
По объемам внешнеторгового оборота (около 40 млрд дол. США в 2005 г.) СЗФО находится в России на третьем месте после Центрального и Уральского федеральных округов. При этом экспорт и импорт почти уравновешивают друг друга (примерно по 20 млрд дол. США), тогда как по России в целом экспорт превосходит импорт в 2,5 раза.
Можно сказать, что СЗФО специализируется
на импорте продукции зарубежных
государств в Россию. Такая ситуация
связана прежде всего с географическим
положением округа относительно западноевропейских
зарубежных государств (главных внешнеторговых
партнеров современной России) и
внутренних районов страны. В последние
10— 15 лет на территории округа построены
многочисленные предприятия (торговые,
автосборочные, пищевые и др.), которые
на основе использования импортных
сырья и комплектующих
Остальные регионы СЗФО (Мурманская
область, Республика Коми и др.) имеют
структуру внешней торговли, типичную
для России в целом. На внешний
рынок они поставляют преимущественно
сырье или продукты его первичной
переработки (нефть, лес, металлы), а
готовую потребительскую
Главными внешнеторговыми партнерами регионов СЗФО являются государства Зарубежной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Швеция и др.), но значительны также связи с США, Японией, Китаем, Кореей. Из государств СНГ самые тесные связи регионы округа имеют с Белоруссией и Украиной.
Г)
Внешние связи хозяйства
В Северо-Западном федеральном округе экологическая ситуация очень сложна. К выбросам в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, в первую очередь крупных предприятий электроэнергетики, машиностроения, металлообработки, целлюлозно-умажной и химической промышленности Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей, а также от передвижных источников (на долю автотранспорта приходится в среднем 60—80% суммарных выбросов), добавляются трансграничные поступления различных химических веществ, прежде всего на территорию Новгородской и Калининградской областей. Так, «импорт» соединений серы более чем в 40 раз, а оксида азота — в 160 раз превосходит выбросы от собственных источников загрязнений Новгородской области.
Южный федеральный округ
А) Особенности ЭГП. Южный федеральный округ (ЮФО), состоящий из 13 субъектов Федерации, обладает рядом ярких отличительных черт. Он расположен между тремя морями — Черным, Азовским и Каспийским, имеет благоприятные природно-климатические условия. Его природные зоны — степная (равнинная), предгорная и горная, живописный рельеф способствуют развитию курортно-рекреационного дела, крупных агропромышленных и индустриальных комплексов. ЮФО имеет многонациональный состав. Округ расположен в южной части страны и занимает наименьшую площадь среди федеральных округов России.
ЮФО расположен на пересечении исключительно важных транспортных магистралей из Центральной России в Закавказье, Турцию, Иран; из украинского Донбасса в Урало-Поволжье и страны Средней Азии; из восточных районов России и Казахстана — в порты Черного моря и др.
Климат ЮФО разнообразен.
Большое влияние на температурный
режим оказывает Черное море, особенно
на прилегающие к нему районы. Большую
часть территории ЮФО занимает степная
зона, расположенная от его северных
границ примерно до линии Краснодар—Пятигорск—
Б)
Природные ресурсы округа. Прир
В условиях ограниченности водных
Ресурсов орошение сельскохозяйственных
угодий является основой для интенсификации
земледелия. Дефицит водных ресурсов
(водообеспеченность жителей региона
во много раз ниже средней по стране)
вынуждает проводить
Рыбные ресурсы Черного, Азовского, Каспийского морей представлены ценными видами осетровых и частиковых (сазан, судак, жерех) рыб. В низовьях Волги и на Северном Каспии сосредоточено до 90% мировых запасов осетровых рыб, крупные запасы частиковых рыб.
ЮФО занимает первое место в России но добыче минеральных вод, второе — по добыче вольфрамового сырья (25% от российских объемов), третье — по добыче цементного сырья (15%), сырья для строительных материалов и подземных питьевых вод.
В недрах округа много разнообразных
полезных ископаемых. Топливно-энергетические
ресурсы представлены нефтью, природным
газом, каменным углем. На территории округа
находится лишь около 2% запасов российской
нефти, 7% газа и 3,5% угля. Доля добычи нефти
и газа составляет 2,5 и 2% соответственно.
Крупнейшее газовое месторождение
— Астраханское — имеет общероссийское
значение. Из других месторождений
следует назвать Северо-
Почти все угольные ресурсы находятся в Ростовской области, на территорию которой заходит восточное крыло Донбасса.
Значительны ресурсы руд цветных и редких металлов. В пределах округа находятся уникальные месторождения вольфрамо-молибденовых руд — Тырныаузское (Кабардино-Балкарская Республика)
и Ктитебердинское (Карачаево-Черкесская
Республика). Месторождения свинцово-
Транспортный транзит через сеть портовых терминалов (Новороссийска, Туапсе, Махачкалы и др.) концентрирует до 50% всего грузооборота морских портов страны.
ЮФО относится к числу
самых малообеспеченных лесными
ресурсами районов Российской Федерации.
При оценке лесного фонда важно
учитывать его особенности: 65% лесов
— высокогорного типа, каких больше
в Европейской части России нет;
здесь сосредоточены все
Б) Население. По численности населения ЮФО занимает третье место в России, уступая только Центральному и Приволжскому. Здесь на территории 3,5% от общей площади страны проживает 22,8 млн человек (на 1 января 2006 г.), т.е. около 16% ее населения. Преобладает городское население (57%). Но если в Волгоградской области горожане составляют 75% населения, в Ростовской — 67%, то в Чечне — лишь 34%, Ингушетии и Дагестане — 43%. Сеть городских поселений представлена в основном средними и малыми городами.
Средняя плотность населения округа — около 38,7 человек на 1 км2, что более чем в 4 раза выше, чем в целом по России. Однако размещается население по территории неравномерно.