Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 18:45, курсовая работа
Целью исследования является анализ деятельности главы муниципального образования.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
Изучить представительный орган муниципального управления.
Рассмотреть понятие главы муниципального образования.
Выявить полномочия главы муниципального образования.
Часть 6 статьи 36 Федерального закона содержит перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Важнейшие характеристики перечня выражаются в его исчерпывающем характере и едином (с единственной оговоркой) порядке его применения.13
В отличие от перечня оснований досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, который приведен в ч. 10 ст. 40 Федерального закона, перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования является закрытым, не предусматривает «иных случаев». Хотя «иные случаи» досрочного прекращения полномочия депутата, члена выборного органа могут быть предусмотрены Федеральным законом, путем внесения изменений в ч. 6 ст. 36 Федерального закона.
Решение законодателя сформулировать закрытый перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования можно, вероятно, рассматривать как решение, продиктованное соображениями обеспечения стабильности персонального состава органов местного самоуправления и стремлением предоставить высшему должностному лицу муниципального образования гарантии независимости от местной и региональной политической конъюнктуры.
Единый порядок применения перечня заключается в осуществлении досрочного прекращения полномочий вне зависимости от способа замещения должности главы муниципального образования. Единственную оговорку следует сделать в отношении отзыва главы муниципального образования избирателями, процедуру которого можно применить только к лицу, который избран на муниципальных выборах. Если глава муниципального образования избран представительным органом из своего состава, можно говорить только об отзыве его как депутата представительного органа. Прекращение полномочий депутата представительного органа в этом случае влечет прекращение полномочий главы муниципального образования.
Федеральным законом не предусматривается возможность возникновения ситуации, при которой глава муниципального образования, избранный представительным органом из своего состава, может помимо собственного желания утратить полномочия главы, сохранив при этом полномочия депутата.
Это означает, что нарушается сформулированный в ч. 5 ст. 36 Федерального закона принцип подконтрольности главы муниципального образования представительному органу.
Такую ситуацию едва ли можно объяснять соображениями стабильности и независимости от политической конъюнктуры. Представительный орган местного самоуправления должен иметь возможность прекратить досрочно полномочия избранного из своего состава главы муниципального образования. При этом, как справедливо отмечает А.А. Сергеев, «порядок досрочного прекращения полномочий не может быть более простым, чем порядок избрания этого лица».14
Уже упомянутым проектом федерального закона, который внесен в Государственную Думу ФС РФ Государственным Советом Удмуртской Республики, предлагается также дополнить перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. В случае если глава муниципального образования избран из состава представительного органа, то согласно предлагаемому законопроекту полномочия такого главы могут прекращаться на основании решения этого же представительного органа. При этом предлагается применять порядок досрочного прекращения полномочий более сложный, чем порядок избрания: решение о досрочном прекращении полномочий главы должно приниматься большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов.
Возражения вызывает только предлагаемый способ установления оснований для принятия такого решения путем внесения их в устав муниципального образования. Представляется, что такие основания должны определяться на законодательном уровне.
24 апреля 2009 г. Государственная Дума РФ Федерального Собрания приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный Закон вводит институт удаления главы муниципального образования в отставку, который является новым для российского законодательства. По этой причине есть необходимость в его всестороннем анализе и прогнозной оценке возможных последствий и сценариев его реализации.
Суть данной правовой новеллы состоит в том, что представительный орган муниципального образования федеральным законом наделяется полномочием удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Основаниями для этого являются:
1) решения, действия (бездействие)
главы муниципального
2) неисполнение в течение
трех и более месяцев
3) неудовлетворительная
оценка деятельности главы
В законе достаточно подробно прописана процедура инициирования вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку и принятия соответствующего решения представительным органом муниципального образования. Однако прежде чем ее комментировать, выскажем некоторые соображения по поводу «материальной составляющей» (норм материального права) данного института.
Прежде всего возникает вопрос об адекватности формы правового опосредования общественных отношений, связанных с удалением главы муниципального образования в отставку. В данном случае в качестве таковой выступает федеральный закон. Насколько это оправданно?15
Вопрос о пределах законодательного регулирования, границах муниципально-правового регулирования и использовании потенциала саморегуляции является очень сложным, однозначного ответа на который правовая наука пока еще не выработала. Однако очевидно, что в настоящее время существует проблема избыточного законодательного регулирования в ряде сфер общественной жизни. Полагаем, что в данном случае форма правого акта избрана неверно как минимум по двум причинам.
Во-первых, форма правового акта неадекватна значимости общественных отношений им урегулированных. По сути, внутренний вопрос муниципального образования урегулирован федеральным законом, в то время как это могло быть успешно сделано муниципальным правовым актом. Кстати сказать, анализ динамики Федерального закона № 131-ФЗ свидетельствует о наличии устойчивой тенденции к тому, что законодатель в части регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления чем дальше, тем больше уходит от установления общих принципов организации местного самоуправления к встраиванию в закон норм прямого действия, исключающих вариативность муниципально-правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Во-вторых, возникают серьезные сомнения в том, что федеральный законодатель не вышел за пределы собственной компетенции.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относится определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Является ли вопрос об ответственности главы муниципального образования перед представительным органом и удалении его в отставку общим принципом организации местного самоуправления в масштабах страны?
В постановлении от 16 октября 1997 г. № 14-П32 Конституционный Суд РФ выразил правовую позицию, согласно которой возможность досрочного прекращения полномочий - один из основных принципов, определяющих статус органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Следовательно, федеральный законодатель вправе предусмотреть возможность досрочного прекращения полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Федеральном законе № 131-ФЗ. Порядок осуществления этой меры, т.е. процедура (процесс), в результате которой только и возможно применение соответствующей санкции (досрочное прекращение полномочий), также включает элементы принципиального характера.16
Однако тогда в Конституционном Суде РФ названный Федеральный закон оспаривался в части установления права органа государственной власти субъекта Федерации досрочно прекратить полномочия органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
В случае с удалением главы муниципального образования в отставку речь идет о «внутренних» делах муниципального образования - ответственности главы муниципального образования перед представительным органом.
Конституция РФ закрепляет самостоятельность местного самоуправления и его органов: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3); органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130); структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131).
Исходя из права населения муниципального образования на самостоятельное определение организации местного самоуправления федеральные органы государственной власти не могут препятствовать муниципальным образованиям самостоятельно решать вопрос о порядке взаимоотношений органов местного самоуправления муниципального образования между собой, в том числе путем законодательного регулирования.
Оценить степень целесообразности введения в федеральный закон института удаления главы муниципального образования в отставку наряду с уже существующими институтами его отзыва и отрешения от должности можно по-разному. Для этого помимо прочего необходимо понять мотивацию законодателя и цель, на достижение которой направлен рассматриваемый Закон.
Ответ мы находим в ч. 3-16 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ. Очевидно, что данный Закон нацелен на последовательное решение задачи укрепления вертикали власти в стране. Его задача - расширение пределов и форм государственного вмешательства в деятельность органов местного самоуправления, непосредственное влияние государственных органов субъектов Федерации, а именно высшего должностного лица субъекта на кадровую политику в муниципальном образовании.17
На это указывают следующие положения рассматриваемой статьи:
- «О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования» (ч. 3);
- «Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации « (ч. 4);
- «В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации» (ч. 5);
- «Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования» (ч. 6).
Примечательно, что проект рассматриваемого закона содержал процедуру избрания главы муниципального образования по образу и подобию избрания высшего должностного лица субъекта Федерации, кандидатура на должность главы муниципального образования должна была представляться высшим должностным лицом субъекта Федерации.
Информация о работе Анализ деятельности главы муниципального образования