Значение федерализма в ФРГ и его влияние на Россию

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 03:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование федерализма ФРГ, сопоставление основ федерализма России с существующей параллельно с ней немецкой федерацией, рассмотрение влияния принципов федерализма ФРГ на Россию в вопросах традиций, политико-правовых идей и концепции о сущности федерализма.
Курсовое исследование ориентировано на решение следующих задач:
- сформулировать теоретические положения понятия и сущности федерализма в

Оглавление

Введение
………………………………………………………………. 3
Глава 1
Историко-теоретические аспекты федерализма………… 6
1.1
Значение и сущность понятия федерализм……………… 6
1.2.
Признаки федерации……………………………………… 8
Глава 2. Особенности федерализма ФРГ…………………………... 12
2.1. Разграничение полномочий и компетенция земель в рамках федерации…………………………………………..
12
2.2. «Кооперативная федерация» ФРГ………………………... 15
Глава 3. Анализ распределения полномочий между Федерацией и ее субъектами в ФРГ и Российской Федерации……….
18
3.1. Механизм распределения полномочий………………….. 18
3.2. Распределение компетенций в сфере законодательной власти……………………………………………………….. 22
Заключение
……………………………………………………………… 27
Список использованных источников и литературы……………………... 29

Файлы: 1 файл

курс.р. ФЕДЕРАЛИЗМ.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 
 

Кафедра менеджмента 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Правительственно-правовые системы» 

Тема: «Значение федерализма в ФРГ и его влияние на Россию» 
 
 

Автор курсовой работы                                                 __________________

Группа                                                                              _________________

   Научный руководитель                                                 ___________________ 

«____» ________________ 2011 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение

………………………………………………………………. 3

Глава 1

Историко-теоретические  аспекты федерализма………… 6

1.1

Значение и  сущность понятия федерализм……………… 6

1.2.

Признаки федерации……………………………………… 8
Глава 2. Особенности федерализма  ФРГ…………………………... 12
2.1. Разграничение полномочий и компетенция земель в рамках федерации…………………………………………..  
12
2.2. «Кооперативная  федерация» ФРГ………………………... 15
Глава 3. Анализ распределения  полномочий между Федерацией и ее субъектами в ФРГ и Российской Федерации……….  
18
3.1. Механизм распределения  полномочий………………….. 18
3.2. Распределение компетенций в сфере законодательной власти……………………………………………………….. 22

Заключение

……………………………………………………………… 27
Список  использованных источников и литературы……………………... 29

ВВЕДЕНИЕ

 

   Актуальность  исследования. Федеративная форма государственно-территориального устройства менее распространена среди государств мира. Лишь 24 государства мира являются федерациями, то есть государствами, в состав которых входят территориальные образования, обладающие определенной степенью государственно-правовой самостоятельности по отношению к совокупному государству. Связанная с понятием федерации категория «федерализм» используется для обозначения конституционного принципа государства, формы государственно-территориального устройства, совокупности приемов и методов осуществления власти государства. При этом применительно к понятию формы государственно-территориального устройства категории «федерация» и «федерализм» нередко рассматриваются как идентичные.

   Изучение опыта развития федерализма Федеративной Республики Германия обусловлен тем, что Германию можно отнести к числу старейших федераций мира. По мнению некоторых немецких ученых, «история государственности Германии одновременно является историей немецкого федерализма». [19; 234-240]

   Российский опыт федеративного строительства еще невелик. Лишь 31 марта 1992 года был сделан первый практический шаг на пути к созданию федеративных отношений в России - был подписан Федеративный договор. На его основе в 1993 г. была принята новая Конституция, которая конкретизировала и развила дальше федеративный принцип государственного устройства России. До сих пор остаются востребованными теоретические исследования проблем федерализма, а также обращение к зарубежному опыту построения федеративных отношений.

   Для России важно изучения федерализма  Германии, так как она близка России не только исторически, но и территориально. «Нынешний российский и немецкий федерализм сближает общий фактор, оказавший сильнейшее влияние на процесс их возникновения: стремление при помощи федеративного устройства государства не допустить возрождения тоталитарного режима, централизации власти и злоупотребления ею». [20;5]

      Объект исследования - федерализм ФРГ и России. Предмет исследования - основные положения учения о федерализме, принципы становления и развития федеративного устройства ФРГ и России, устанавливаемые конституциями, законами, а также практика их реализации.

     Цель  курсовой работы - исследование федерализма ФРГ, сопоставление основ федерализма России с существующей параллельно с ней немецкой федерацией, рассмотрение влияния принципов федерализма ФРГ на Россию в вопросах традиций, политико-правовых идей и концепции о сущности федерализма.

     Курсовое  исследование ориентировано на решение  следующих задач:

     - сформулировать теоретические положения  понятия и сущности федерализма в ФРГ и в России, определить его общие и особые черты Российской Федерации и Федеративной Республики Германия;

     - исследовать ход исторического развития федерализма в России и Германии: обозначить исторические причины и предпосылки выбора федеративной формы государственного устройства;

     - проанализировать современное состояние  федеративных отношений в России  и Германии, оценить перспективы  их дальнейшего развития.

     Среди источников в курсовой работе использовалось немецкое и российское законодательство, научные, учебные и публицистические комментарии.

      Степень изученности. При написании работы использовались научные труды отечественных правоведов: Арановский К.В., Баглай М.В., Бекашев К.А., Зиновьев А.В., Златопольский Д.Л., Кастель Е.Р., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Лепешкин А.И., Лысенко В.Н., Мирошникова В.А., Прокопьев В.П., Топорнин Б.Н., Умнова И.А., Чиркин В.Е., Эбзеев Б.С. и др., а также исследования немецких государствоведов и специалистов в области теории государства и права: Бадуры П., Бенды Е., Герцога Р., Дегенхарта К., Драйера X., Дюрига Г., Закса М., Ипсена Е., Изензее Е., Маурера X., Маунца Т., Маихофера В., Мюнха И., Раушнинга Д., Фогеля В., Хессе К., Циппелиуса Р., Штайна Е., Шнайдера Е. и др. Также были также использованы труды выдающихся русских и зарубежных историков, философов и государственных деятелей Гегеля Г.Ф., Маркса К., Энгельса Ф., Карамзина Н.М., Ленина В.И., Ключевского В.О., Тарле Е.В. и др.

     Методологическую  основу исследования образует диалектический метод познания, который подразумевает изучение общественно-политических и правовых явлений в их взаимной связи и обусловленности. В работе также используется сравнительно-сопоставительный метод, а именно сравнительно-исторический и сравнительно-правовой. Кроме того, в работе использованы методы: формально-логического, конкретно-социологического, системно-функционального анализа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

Историко-теоретические  аспекты федерализма 

    1. Значение  и сущность понятия  федерализм
 

     Федерализм - принцип, доктрина, положенные в основу политико-территориального или национально-территориального устройства ряда современных государств. По своему назначению федерализм содержит возможности децентрализовать и распределять власть по вертикали, интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Федерализм выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно-правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства и его субъектов путем разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти. [7] Федерализм является прежде всего способом обеспечения и сохранения единства, территориальной целостности государства, учета и сочетания многообразных интересов государства и его частей, их самоорганизации и саморегулирования, противостояния региональному и этническому обособлению. Мировой опыт показывает, что федерализм в определенных исторических условиях позволяет сочетать национальный фактор с территориальным, обеспечивает единое демократическое, экономическое, правовое, оборонное пространство, взаимный контроль федерации и ее субъектов через различные механизмы (политические, правовые, финансово-бюджетные и т.д.). Определяющим критерием идентификации федерализм как способа принятия решений в сложном государстве является наличие конституционно установленного разграничения предметов ведения, полномочий между федерацией и ее частями (субъектами). По своим целям и задачам федерализм не замыкается на принципах устройства государства, поскольку им охватывается значительно более широкий круг общественных связей и отношений, касающихся практики становления и функционирования гражданского общества, политической, экономической, социальной и иных систем. В сущности федерализм отражает стремление территориальных, этнических и иных сообществ к интеграции, взаимовыгодному сотрудничеству. Существующие в мире модели федерализма основываются на сочетании множества факторов (территориального, исторического, национального характера), на учете их взаимодействия и взаимовлияния в реальной конституционно-правовой и политической практике. Современный федерализм основывается на различных критериях. Концепция дуалистического федерализма исходит из идеи равноправия между федерацией и ее субъектами, достигаемого наделением целого и его частей самостоятельной компетенцией и определением пределов вмешательства в дела друг друга, а также из двойственности суверенитета, признаваемого как за федерацией, так и ее субъектами (формально такими федерациями были СССР, СФРЮ). В основу «координированного» федерализма положена идея такого разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами, когда они рассматриваются, как независимые друг от друга и обладающие в основном одинаковым статусом в пределах конституционной компетенции. Кооперативный федерализм (ФРГ) исповедует концепцию взаимного дополнения, вертикального и горизонтального сотрудничества федерации и ее составных частей, их взаимодействия и взаимозависимости в процессе осуществления конституционных полномочий. Конкретные формы федерализма непосредственно связаны с характером федерации, организационным ее построением, способом возникновения и ее структурой.  

1.2. Признаки федерации 

     Каждая  федерация по-своему уникальна и неповторима. Это связано с различными историческими, политическими, социальными, экономическими и прочими условиями становления и развития каждого федеративного государства, а также с тем, что идея федеративного государства не обладает таким универсальным характером как, например, идеи естественных прав человека, демократии или разделения властей.

     Сегодня эти идеи составляют фундамент современной  цивилизации и поэтому законодателю любой страны, в ходе конституционного законотворчества достаточно лишь перенять общепризнанные постулаты, путем их закрепления в конкретной конституционно-правовой норме. В этой связи сегодня все демократические государства по своему существу обладают одинаковым характером. Каждая федерация может быть федерацией лишь на собственный, национальный лад. В отдельно взятом федеративном государстве используются специфические методы распределения предметов ведения и полномочий, что делает это  
федеративное государство таким же неповторимым как любого отдельно взятого человека.

     Таким образом, не существует некой универсальной  модели федерации, к которой мог  бы прибегнуть законодатель любой страны, конструируя её федеративное устройство в конституции. Однако уникальность каждого федеративного государства вовсе не означает то, что нет необходимости в теоретическом исследовании проблем федерализма. Исследование должно быть неразрывно связано с изучением национальной специфики отдельного федеративного государства. В данной части работы мы рассмотрим главные (обязательные) и второстепенные признаки федерации, а также проанализируем основные взгляды на природу федеративного государства отечественных и немецких государствоведов.

     Федерация представляет собой одну из основных форм государственного устройства, под которым понимают «территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.» [16; 182] Отечественная наука конституционного права все государства в зависимости от формы государственного устройства подразделяет на две главных группы: унитарные и федеративные. В качестве третьей формы государственного устройства выделяют также конфедерацию.

     Унитарным считается государство, в составе  которого нет других государств либо государственных образований. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы. Государственная власть осуществляется централизованно, едиными для всей страны органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Местные органы в унитарном государстве, как правило, находятся в непосредственном подчинении у высших органов власти. В отличие от унитарного государства федерация представляет собой сложное государство. Сложный характер федеративного государства является одной из причин тех трудностей, которые возникают при попытке дать определение федерации. Если в отношении понятия унитарного государства наблюдается единодушие среди правоведов, то по отношению к понятию федерации все обстоит иначе. В теории государства и права, в науке конституционного права России порой можно встретить диаметрально противоположные определения федерации.

Информация о работе Значение федерализма в ФРГ и его влияние на Россию