Значение Американского и Японского менеджмента в гостиничной индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3-4
1.Характеристика американской модели менеджмента
1.1.Становление американского менеджмента…………………………………….5
1.2.Классическая ( административная) школа в управлении…………………..…6
1.3.Характерные черты американской модели менеджмента…………………….7
1.4. Понятие стратегии в американской модели…………………………………8-9
1.5.Понятие партисипативного управления……………………………………10-12
2.Особенности японской модели менеджмента.
2.1.Становление японского менеджмента…………………………………………13
2.2. Характерные черты японской модели менеджмента……………………..14-15
2.3.Индивиди коллектив в японской модели менеджмента………………….…..16
2.4.Японская модель менеджмента в условиях постмодернистского общества………………………………………………………………….………17-18
2.5. Условия карьерного роста в японской модели менеджмента………........19-20
Заключение……………………………………………………………………….21-22
Словарь основных понятий…………………………………………………….…..23
Список используемой литературы……………………………………………..24-25
Приложение……………………………………………………………………...26-30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

      В работе был проведен анализ различных  систем управления, в частности американской и особенно японской. Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Однако при  сравнительном анализе любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.

      Изучение  эффективных приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность  их применения, при условии их адаптации  к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента.

      Сопоставление японской и американской моделей  менеджмента показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента  в экономику другой страны без  учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

      Однако  сравнение этих двух моделей представляет значительный интерес для нас, так как формирование отечественной модели менеджмента требует изучения опыта других стран.  
       

      Перенос Американской и Японской модели управления на Россию 

      Источником  многих экономических проблем в  России является неэффективное управление предприятиями. В большинстве российских организаций не используются современные  достижения мировой практики в области  менеджмента. Действительно, лишь некоторые руководители российских предприятий в лучшем случае изучали американский опыт управления (или его западноевропейские модификации) и теперь используют его в своей деятельности. Большинство учебных материалов по менеджменту на русском языке также посвящено детальному изучению западного опыта управления, и лишь в общих чертах в них рассматривается опыт других стран. Конечно, в связи с тем, что среда, в которой работают российские предприятия, не может в чистом виде воспринять западную культуру управления, идет процесс адаптации западного менеджмента к российским условиям, и мы видим некоторые положительные результаты такой деятельности.

      Японский  опыт управления (не подвергнутый предварительной  адаптации на Западе) мог бы быть воспринят в России, как евроазиатской стране, с большей эффективностью, по той причине, что он более близок к российскому хозяйственному менталитету, чем западному. С нашей точки зрения, нам следовало бы сейчас обратить более пристальное внимание на методы управления, применяемые на современных японских предприятиях, чтобы наиболее рациональные из них заимствовать напрямую из Японии, а не потом, по прошествии времени, внедрять их на основе опыта деятельности западных компаний.

      Естественно, для наиболее эффективного управления российскими предприятиями представляется целесообразным использовать лучшие достижения как западного, так и японского менеджмента на основе их оптимального сочетания. Это связано с тем, что:

      1. Россия находится на стыке  цивилизаций, поэтому она может воспринять наиболее рациональные черты и западной и восточной культур управления.

      2. В общественном сознании населения  Японии и России в настоящее  время осуществляется переход  от коллективных ценностей к  индивидуальным.

      3. Японский стиль управления активно изучается, адаптируется и заимствуется, находя применение в деятельности многих компаний за пределами Японии, особенно в промышленно развитых странах, таких как США и страны Западной Европы. 

      Для российской практики управления предприятиями наиболее ценным было бы перенять у японцев умение, не отрицая традиционного опыта, постепенно переходить к современным моделям управления. 
       
       
       
       
       
       

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ.

 

      Акционеры – владельцы ценных бумаг, выпускаемых акционерным обществом, свидетельствующие об участии их владельцев в капитале акционерного общества и дающие их владельцам право на получение части прибыли этого общества структурной единицей.

      Канбан - система рациональной организации производства, и эффективном управлении персоналом.

      Качество  исполнения— концепция качества, отражающая ту степень, в которой товары или предоставляемые организацией услуги фактически удовлетворяют нужды клиентов.

      Контроль  качества— процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.

      Корпоративный дух фирмы - слияние с фирмой и преданность ее идеалам.

      Корпорация - объединение, союз, создаваемые на основе

      профессиональных  интересов; форма акционерного общества.

      Кружок  качества  -  группа работников подразделения, которые на добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить проблемы качества и выработать идеи, направленные на повышение качества.

      Партисипативное управление - производственная демократия. 

        Пожизненного найма система- гарантия фирмы своим работникам в занятости не только до их выхода на пенсию в 55 лет (а в некоторых фирмах в 60 лет), но и в случае спада производства и возникновения других непредвиденных обстоятельств.

        Продвижение по старшинству («систему синьоризма»). При выдвижении работника на руководящую должность предпочтение отдается возрасту и стажу работы.

      Производственная  демократия - участие всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы.

      Процесс управления— общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций в рамках организации.

      Стратегия - это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей.

      СХЦ - стратегические хозяйственные центры.

      Тактика — краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.

      Юридическое лицо - учреждение, предприятие или организация, выступающие при исполнении возложенных на них функций от своего имени в качестве самостоятельного субъекта гражданских прав и обязанностей.

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Алиев Н.М. Модели управления в исторической ретроспективе. – М.: Вагруис, 2004. – 192 с.

      2. Андреева  Г.М. Социальная психология и  модели менеджмента. – М.: Аспект  пресс, 1998. -    303 с.

      3.Бестужев –Лада И.В. Социальные аспекты моделей управления. – М.: Олимп, 2004. – 384 с.

    1. Борисова С.П. Теория управления. – М.: Дело, 2000. – 452 с.
    2. Бочарова В.Г. Педагогические аспекты в моделях управления. – М.: Вагриус, 2004 -  186 с.
    3. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура управления. – Киев: Рада, 2002 -353 с.
    4. Волков А.М. Педагогическая деятельность менеджера. – М: Олимп, 2003. – 362 с.
    5. Волынский А.Л. Высокая культура совершенствует модели менеджмента // Вопросы управления. – 1997.  -  №12. - С. 4 - 6.
    6. Гагин В.Н. Модели менеджмента в условиях постмодернизма. – М: Астрель, 1999.- 238 с.
    7. Горбатова И.Н. Модели менеджмента как залог устойчивости предприятия // Вопросы управления. – 1996. - № 3. - С. 2 - 4.
    8. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность менеджеров в системе модели управления. – М.: Дело, 2004. – 335 с.
    9. Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991. -436 с.
    10. Грушин Б.Б. Творческий потенциал  в управлении. – М: АСТ, 2000. – С. 5 - 27.
    11. Демченко А.И. Возможности менеджмента // Вопросы управления. –  1996. - № 7. - С.10 - 13.
    12. Демченко А.И. Некоторые проблемы в системе модели управления. – М.:  Олимп, 2004. – 249 с.
    13. Дискин И.Е. Стратегии развития фирмы. – М.: Экономика, 2000. - 107 с.
    14. Ерасов Б.С. Менеджмент: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997.- 233 с..
    15. Ерошенков И.Н. Деятельность менеджера в современных условия.- М.: Астрель, 2004.- 332 с.
    16. Зайцева О.А., Радугин А.А. Основы менеджмента. - М..: Центр, 2000.-432 с.
    17. Информационные  технологии управления.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003.-439 с.
    18. Кичайкина С.А. Основные методы и подходы к управлению производственным процессом. – Воронеж: Либро, 2000. – 368 с.
    19. Короткова Л.В. Американские подходы к управлению производством. – СПб.: Северная Пальмира, 2001. – 468 с.
    20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
    21. Мизина Д.Ф. Управление предприятием: модели и подходы. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. – 473 с.
    22. Насуха Н.А. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Просперити, 2004. – 221 с.
    23. Пацына Г.В. Основы управления. – М.: Вагриус, 2004. – 421 с.
    24. Разумова Е.Д. Модели управления производством. – М.: Олимп, 2003. – 419 с.

      27.Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

      28.Смирнов Н.В. История формирования основных моделей и подходов к управлению производством. – Нижний Новгород: Волга-Пресс, 2003. – 437 с.

      29.Шонбергер Р. Японские методы управления производством. – М.: Экономика, 1988. – 372 с.

      30.http://yandex.ru 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

(Приложение)

    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЯПОНСКОЙ И  АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛЕЙ  МЕНЕДЖМЕНТА.

 

                           

          Японская  модель

                      

          Американская  модель

          1. Философия фирмы

          Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма»
          Замена руководства  фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих
          2. Цели фирмы
          Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы
          Рост прибыли  фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков
          3. Организационная  структура управления
          Фирма состоит  из автономных в коммерческом плане отделений

           Высока  роль функциональных служб в  штаб-квартирах Использование проектных  структур управления

          Корпорация  состоит из автономных отделений 

           Использование  матричных структур управления

       
       
       
       
          4. Наем и кадровая  политика
          Широко используется труд выпускников вузов и школ

          Переподготовка  и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства Продвижение по службе с учетом выслуги лет

          Оплата труда  в зависимости от возраста и стажа  работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата)

          Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру

          При найме  работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность

          Индивидуальная  оценка и аттестация работников Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника

          5. Организация производства  и труда
          Основное  внимание уделяется цеху — низовому звену производства

          Используется  система «точно вовремя» (Канбан) без  создания запасов и межоперационных заделов

          Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы

          Обязанности между работниками строго не распределены Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз — «действуй по обстановке»

          Основное  внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой

          Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций

          Ставки зарплаты строго определены в зависимости  от должности, выполняемой работы и  квалификации

          Зарплата  устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда

       
          6. Стимулирование работников
          При благоприятном  финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два-три месячных оклада)

          Выплаты и  льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др.

          Стимулирование  работников значительно ниже, чем  в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы
          7. Внутрифирменное  планирование
          Внутрифирменные отделения имеют планы на три  года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10— 15 лет.

          Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделениями фирмы. В плане отделения показывается объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков 

          Процесс планирования децентрализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР которые могут корректироваться в течение года

          По каждому  новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры (СХЦ)

      8. Финансовая политика
          Часть прибыли  отделения (до 40%) используется им самостоятельно

          Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования

          Широкое привлечение заемных средств

          Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями

          Расширение  производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций

          Самофинансирование  корпораций 

Информация о работе Значение Американского и Японского менеджмента в гостиничной индустрии