Зарубежная практика управления развитием человеческого капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:40, реферат

Краткое описание

Залогом успеха экономики многих зарубежных стран является использование и внедрение в производственный процесс инновационных технологий, возникновение которых невозможно без использования человеческого капитала и проведения научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ при тесном- взаимодействии вузов, промышленных предприятий и государства.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 51.06 Кб (Скачать)

Еще одним немаловажным фактором, способствовавшим развитию человеческого  капитала и исследовательского сектора  Швеции, является создание общественного  венчурного фонда Industriafonden, не зависящего от контроля со стороны правительства и решающего несколько проблем

венчурного инвестирования. ТпсЬМпаГопёеп состоит из восьми более мелких региональных фондов, и, можно сказать, он является своего рода посредником между частной и общественной сферами. Это позволяет предохранять фонд от сиюминутных запросов рынков и вмешательства правительства, которое может захотеть забрать свои деньги из него. Именно венчурные фонды в Швеции служат определенным ориентиром и источником дополнительных ресурсов для индустрии частного венчурного капитала страны, который сильно вырос в 1990-е годы, но сейчас переживает период реконструкции. Некоторые частные венчурные фирмы закрываются, а другие определяются с тем, какие инвестиции сохранить, иногда путем софинансирования с Гпск^пайэпёеп.

Кроме развитой системы венчурного финансирования,' в Швеции существуют так называемые фонды промышленных работников («зарплатников»), которые в условиях сокращения ' государственного финансирования смогли сохранить вливаемый в исследования поток денежных средства на том же уровне. Хотя средств на финансирование с его появлением стали,тратить не более прежнего, изменилось.то, каким образом это происходит. Фонды стали- поощрять переключение с дисциплинарных на ; междисциплинарные исследования, с мелких групп на крупные исследовательские команды, а также на проекты, совместно разрабатываемые научно-исследовательскими/ учреждениями и бизнесом. Кроме этого, наряду с концентрацией ресурсов в ведущих университетах, по решению Научно-исследовательского совета Швеции, появилось еще одно направление распределения средств фондов для ведения научных исследований - региональные колледжи и новые университеты. Помимо этого, государство учредило при университетах «холдинговые компании» по вопросам передачи технологий и содействия в создании новых предприятий, хотя эта инициатива финансируется достаточно скромно. Кроме этого, в нескольких регионах были созданы фонды поддержки продвижения технологий.

В дальнейшем, в Швеции, как и  в США, появились научно- технологические парки, наиболее известным из которых является научный парк при Техническом университете Чалмерса в Готтенбурге, одним из арендаторов которого является компания «Вольво». Расположение в технопарке удобно для научно-исследовательских отделов «Вольво» тем, что дает возможность привлекать студентов к работе над проектами лаборатории, прививая им вкус к промышленным разработкам. Кроме того, таким образом, компания может оценить потенциал будущих служащих, не нанимая их на работу. Еще одним положительным моментом для компании является возможность сотрудничать с учеными- университета и получать- консультационные услуги, не нарушая традиционную организационную структуру университета.

Благодаря государственному финансированию»и шведским традициям в сфере образования, а также использованию мирового опыта инновационного развития регионов, Швеция сейчас является- наиболее успешным европейским государством с инновационной экономикой и высоким уровнем человеческого капитала, имеющим сильные взаимосвязи между государством' бизнесом и университетами.

Еще одним ярким примером проявления тесного сотрудничества государства  и университетов является активно  развивающаяся страна — Бразилия.

Первая «революция» в сфере  науки в Бразилии произошла сравнительно недавно, в 1970-х годах. Тогда исследования были включены в главную миссию университетов, что сделало роль университетов  напрямую связанной с национальными  приоритетами государственного развития. Эта трансформация произошла  еще при военном режиме, когда  университет обладал относительной  автономией.

Когда в 1980-х годах военные потеряли власть, появилась возможность внедрить в университетскую науку и  разработку новых технологий в Бразилии концепцию инкубаторов, применяемую  в США. В то же время из- за финансового кризиса государству пришлось сократить крупные технологические программы, что способствовало появлению инкубаторов для поощрения создания новых компаний (стартапов). Позднее эти программы правительство страны сделало опорой в национальной политике. В последующие годы различные уровни государственного управления, а также бизнес и негосударственные ассоциации распространили концепцию инкубатора (источника обмена человеческим капиталом) в бразильском обществе, применяя ее и для повышения уровня низкотехнологичных производств, и для создания рабочих мест для бедноты.

В федеральных университетах и  университетах штатов со строгой  «государственной» традицией сначала  существовало довольно сильное сопротивление  инкубаторам со стороны многих преподавателей, так как их появление означало «приватизацию университетов». Первые бразильские инкубаторы, такие как  инкубатор при Федеральном университете Рио-де- Жанейро, не строили новые помещения, а создавали новые компании на временно арендуемых площадках, занимаясь «самоинкубацией». Даже когда директор инкубатора получил от муниципалитета средства на строительство, вопрос об официальном согласии, администрации университета на него обсуждался крайне жестко. Сопротивление практике создания частных компаний при университетах не остановило развитие инкубации, а лишь способствовало конструктивному преобразованию концепции инкубатора, что изменило несколько и миссию университета.

Еще одним интересным примером развития»  Бразилии являлся процесс создания рабочих мест при аспирантуре  Инженерного факультета Федерального университета Рио-де-Жанейро, благодаря  которому были организованы «народные  кооперативы» и построена эффективная  система управления человеческим капиталом. Университет пригласил малообеспеченных людей из соседних бедных районов  для обучения, создав из группы обучающихся  кооператив для оказания услуг, и  затем выпустил его в свет в  виде бизнес-организации. Эти инкубаторы по созданию кооперативов были признаны успешными и в рамках национальной программы в дальнейшем распространились по всей Бразилии.

По мере развития инкубаторов в  стране местные власти стали поддерживали действия университетов, оказывая инкубаторам  финансовую и иную помощь. Инкубаторы стали создаваться не только университетами, но и совместно с муниципалитетами, и не только в городах, где были университеты, но и в других населенных пунктах.

Затем в университетах стали  создаваться «отели для предприятий» - предынкубационное пространство для создателей предприятий с целью «обкатывания» их идей, поиска партнеров и получения, средств [81]. Национальное правительство Бразилии, которое, начиная с 1970-х годов, вкладывало большую часть своих ресурсов в- научно-технические исследования и крупные проекты, изменило свою- политику и стало поддерживать развитие инкубаторов. Кроме того, ведущие университеты стали сотрудничать и помогать (и делают это до сих пор) новым университетам развивать инкубаторы, что способствовало развитию регионов страны. Например, в: инкубаторе Федерального университета Рио- де-Жанейро предприятие, разрабатывающее обучающее программное обеспечение для школ, использовало базовые программные средства предприятия из другого инкубатора. При; этом, группа опытных директоров, находясь в активном» деловом контакте между собой-, помогла советами директору этого предприятия; который в прошлом работал университетским библиотекарем.

Таким образом; именно в Бразилии у  инкубаторов появился» самый  широких охват видов деятельности и многообразие типов, начиная от создания высокотехнологичного производства и управлением человеческим капиталом  и заканчивая поддержкой низкотехнологичных предприятий, кооперативов и негосударственных организаций.

Кроме активного развития инкубации  в стране, правительством была создана  Национальная ассоциация по развитию предприятий в сфере 

высоких технологий (АНРЯОТЕС), которая  регулярно организует встречи ученых-аналитиков с директорами и работниками  инкубаторов для обмена » человеческим капиталом, обеспечивая непрерывную- обратную связь между

исследованиями, финансируемыми как самой ассоциацией, так и

I

бразильскими научно-исследовательскими организациями, и процессом инкубации.

' Анализируя имеющийся опыт зарубежных стран в области кооперации

деятельности университетов, государства  и бизнеса, можно сделать несколько  выводов.

    1. Опыт каждой страны является индивидуальным, поэтому можно сказать, что «универсального алгоритма управления развитием человеческого капитала» не существует. Несмотря на то, что есть несколько основных инновационных моделей развития, перечисленных в начале раздела, выявить, какую из них следует взять за базу и попытаться воплотить в реальность, невозможно.
    2. В каждой из приведенных в качестве примера стран можно найти общие составляющие, способствовавшие развитию человеческого капитала страны, но в, разной степени проявивших себя. Такими составляющими являются инкубаторы (наиболее успешно используемые в Бразилии), научно- исследовательские центры при университетах (в Германии), государственная поддержка в виде финансирования, разработка специализированных программ для развития НИОКР (в США), организация государственного и частного венчурного финансирования (в Швеции), создание научно- технических парков, то есть объединение усилий университетов и предприятий (в США).
    3. Во всех странах одним из активных участников и организаторов мер по развитию человеческого капитала является государство, как на федеральном, так и на местном уровне. Благодаря оказываемой финансовой и законодательной поддержке университеты и предприятия смогли выстроить

свои взаимосвязи и обеспечить устойчивый рост экономики соответствующей  страны.

  1. Средства, вкладываемые в НИОКР, дают, может быть, не всегда достаточно быструю, но, несомненно, самую эффективную экономическую отдачу, способствуя-возврату вложенных средств с большим'приростом.
  2. Ключевым игроком, без которого невозможно было бы развитие и накопление1 человеческого капитала, является высшее учебное заведение, имеющее хорошую научно-исследовательскую базу. Благодаря проводимым в университетах исследованиям и их взаимодействию с предприятиями становится возможным коммерциализовывать, полученные результаты разработок и внедрять их в производство. Именно связь вузов с предприятиями играет важнейшую роль в развитии высокотехнологичного производства и непосредственного роста экономики региона и страны в целом.
  1. В каждой стране взаимодействие университетов- ш предприятий сопровождалось обменом знаний, навыков и умений в определенной-сфере деятельности. Именно обмен человеческим капиталом, его* накопление и развитие способствовало внедрению РИД- в хозяйственную деятельность , предприятия и государства и их экономическому развитию и росту.
  1. Основная модель мирового опыта поступательного социально- экономического и конкурентоспособного развития государства обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды «генерации знаний», а, следовательно, воспроизводством человеческого капитала страны, основанных на эффективном функционировании системы образования и сектора фундаментальных исследований, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.

Информация о работе Зарубежная практика управления развитием человеческого капитала