Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:40, реферат
Залогом успеха экономики многих зарубежных стран является использование и внедрение в производственный процесс инновационных технологий, возникновение которых невозможно без использования человеческого капитала и проведения научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ при тесном- взаимодействии вузов, промышленных предприятий и государства.
2.2. Зарубежная практика
капитала
Залогом успеха экономики многих зарубежных
стран является использование и
внедрение в производственный процесс
инновационных технологий, возникновение
которых невозможно без использования
человеческого капитала и проведения
научно-исследовательских и
Традиционно власть и бизнес рассматривались в качестве двигателей промышленной политики, однако в эпоху, когда передовые знания стали существенно быстрее реализовываться на практике, роль ведущего звена промышленной политики стала переходить к университетам. Именно университеты являются генерирующим элементом знаний в информационном обществе. Конкурентным преимуществом университетов перед другими субъектами-участниками- процесса генерации знаний, является постоянный приток молодых людей - студентов, которые приносят новые идеи.
Если раньше путь от открытий до технологических прорывов составлял целые поколения (рисунок 16), то сейчас изобретатели могут принять участие не только в научно-исследовательском процессе, но и непосредственно во внедрении своих разработок, что является главным аргументом для более глубокого вовлечения институтов, генерирующих знания и служащих основой развития человеческого капитала, в инновационный процесс.
В настоящее время можно выделить три основных инновационных модели развития, направленных на управление человеческим- капиталом, построенных на основе кооперации деятельности университетов, государства и бизнеса:
Рисунок 16 - Временной интервал от появления открытия до внедрения в практическую деятельность
Наиболее показательным
капитала, можно назвать Соединенные Штаты Америки, прошедшие ряд ключевых этапов [81]:
В период первого этапа федеральное правительство оказало значительное влияние на развитие сельскохозяйственных и машиностроительных университетов, в которых большая доля преподаваемых дисциплин имела практическую направленность, хотя поддержка высшего образования не входила в XIX веке в круг прямых обязанностей федеральных властей США. В этот период сельскохозяйственным и машиностроительным университетам США была выделена земля в виде единовременной субвенции для проведения исследовательских работ. Кроме того, университеты стали получать дополнительные финансовые средства на проведение исследований и разработок, что и отразилось на развитии данного сектора университетской науки.
Первый опыт сотрудничества университетской'
науки и„ военных состоялся в
Первую мировую войну. Тогда вклад
науки в развитие взаимодействия
вузов и государства
инженерами промышленных предприятий, так как часто работали в лабораториях друг друга. Их целью являлось обеспечение проведения непрерывного цикла работ от исследовательской лаборатории до готового военного оборудования с получением обратной связи после проведения
полевых испытаний. Правительство
достаточно легко принимало условия
научно-исследовательских
В" меморандуме «Предел науки - бесконечность» В.Буш озвучил некоторые свои идеи относительно научных и военных ресурсов: «при подготовке к войне рационально > использовать все, в тол1 числе и мирные научные ресурсы в 1{елях обороны,, в мирное-время рационально использовать все, в том числе и военные научные ресурсы в целях совершенствования общества». Эти идеи нашли поддержку у Президента США Франклина Делано Рузвельта, который писал об этом в одном из своих писем: «Уважаемый д-р Буш, Организация, которую вы возглавляете, успешно справилась с уникальным экспериментом командной работы, координации научных исследований и применения существующих научных знаний для решения технических проблем войны. Ваша работа велась в условиях исключительной секретности... и когда-нибудь история достижений будет рассказана.
Однако нет никаких причин, по которым уроки, полученные в ходе эксперимента, не могут быть использованы в мирное время. Информация, техника и опыт исследований, созданные АЮЯС и тысячами ученых в университетских и частных компаниях, должны быть использованы в мирные дни для оздоровления национальной экономики, создания новых предприятий, дающих новые места, и улучшения уровня жизни... 17 ноября 1944 года...» [18].
Таким образом, кроме прецедента ассигнований на конкретные проекты, был разработан системный подход к финансированию исследовательского сектора через создание таких государственных учреждений, выделяющих государственные финансовые средства, как Национальный научный фонд (ННФ). Предложение В.Буша проводить и гражданские, и военные исследования в одной организации^ сменилось > на конфигурацию, в которой множество организаций выделяют деньги на целевые исследования. Тем не менее, отношения государства и бизнеса в этот временной период были все еще не столь глубокими, чтобы дать толчок к активному развитию инновационной экономики.
Началом третьего этапа можно считать экономический спад 1970-х годов. Именно в этот период государство стало влиять на развитие промышленности через университеты. Была реорганизована система патентования и права на интеллектуальную собственность, созданную в ходе проведенных за> счет федеральных средств исследований, были переданы университетам при условии их дальнейшего внедрения в промышленную практику.
Накопленный положительный опыт перечисленных
ключевых этапов позволяет выделить
основные меры стимулирующего характера
(рисунок 17), серьезно повлиявшие на управление
развитием человеческого
I—►
Рисунок 17 - Основные стимулирующие меры, направленные на развитие человеческого капитала за счет усиления'взаимодействия* государства, промышленности и университетов в США
Правительство страны понимало, что при переходе к информационному обществу, основное звено, способствующее не только «генерации знаний», но и развитию государства в целом, является человеческий капитал. С усложнением технологий и информатизацией общества все большее значение стал приобретать исследовательский сектор и внедрение полученных в ходе исследований результатов в практическую деятельность. Даже с учетом сокращения времени, необходимого для прохождения пути от разработки до внедрения, только сравнительно малая
72
часть первоначальных затрат от общего
объема, ассигнуемого на исследования,
приводила к созданию реальных рыночных
продуктов. Для решения этой проблемы
была создана система
Первоначально венчурный капитал использовался для ресурсной поддержки предприятий на самых разных уровнях и стадиях их развития в обмен на долю в уставномг капитале или перевода части акций в пользу государства. И лишь спустя годы появились частные фирмы, занимающиеся рисковым финансированием на тех же условиях. Толчком к принятию решения о создании 8В1Я стало понимание,, что экономическое развитие опирается на передовые исследования' и внедрение их результатов на практике, но компаний, готовых пойти на риск и поддержать исследования, - характеризующиеся неопределенностью результата, нет. Кроме того, важной целью данной программы было увеличение рентабельности инвестиций, вложенных в исследования и разработки, финансируемые- федеральным правительством.
С 1980 года в системе высшего образования
появились механизмы трансфера
технологий, которые эффективно использовались
лишь немногими университетами. Первоначально
офис трансфера технологий при университетах
служил в качестве внутреннего поискового
механизма для определения
реализации. Закон Бея-Доула и центры трансфера технологий повысили эффективность процесса распространения и внедрения знаний, навыков и умений в промышленность, четко определяя роли физических и юридических лиц и обеспечивая руководство при распределении финансовых вознаграждений. Если в прошлом патенты и лицензии были по большей части побочным продуктом серьезных фундаментальных исследований, то теперь все больший интерес стал проявляться к патентам, позволяющим получить немедленный коммерческий результат. По мере развития офисы трансфера технологий-смогли расширить свою деятельность от поиска предприятий, лицензирования * технологий и передачи лицензий компаниям до создания собственных компаний под конкретные разработки.
По мере успешного опыта внедрения университетских исследований в промышленное производство стали возникать новые промышленные районы, что способствовало экономическому развитию соответствующего региона. Учитывая опыт такого положительного взаимодействия многие университеты, в которых не было исследовательской составляющей, приняли решение о необходимости ее создания и стали обращаться к государству с просьбой* о получении- соответствующего финансирования: При этом университеты совместно с ведущими промышленными предприятиями региона часто организовывали1 научно-исследовательские центры (далее - Центры) для привлечения к работе производственных фирм. Центры становились нейтральной территорией для- сотрудничества разнообразных исследовательских компаний, так как работа, выполненная в университете, была открыта для всех, а последующая доработка в лабораториях предприятия помогала оформить результаты в виде интеллектуальной собственности. Центры стали своего рода «быстрыми посредниками» между заявкой на изобретение и открытой публикацией (рисунок 18). Таким образом, промышленные предприятия получали возможность узнать все тонкости исследовательского процесса, а ученый мог постоянно работать в непосредственном контакте с сотрудниками компании и обмениваться человеческим капиталом.
Рисунок 18 - Развитие
человеческого капитала на основе взаимодействия
персонала университетов и
исследовательских центров
Первоначальной целью
научно-исследовательских
Информация о работе Зарубежная практика управления развитием человеческого капитала