Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:40, реферат
Залогом успеха экономики многих зарубежных стран является использование и внедрение в производственный процесс инновационных технологий, возникновение которых невозможно без использования человеческого капитала и проведения научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ при тесном- взаимодействии вузов, промышленных предприятий и государства.
В дальнейшем на основе опыта успешного
развития центров трансфера технологий
и научно-исследовательских
Одними из целей таких, предприятий являются тесное взаимодействие с учеными и возможность, проведения' отбора кандидатур для работы с частичной или полной занятостью (отбор; квалифицированных: кадров, управление человеческим капиталом). Например, классический( научный парк при Стэнфордском университете: возник: как: результат процесса образования предприятий на базе университета.
В течение многих лет научно-технические; парки представляли собой место* для размещения, отделов! исследований и разработок, а уже потом давали* возможность предприятиям сотрудничать с . учеными и нанимать наиболее перспективных из них на работу. По мере своего развития научно- технические парки смогли расширить свою деятельность от приема и размещения успешных компаний^ зародившихся/ в университетах, до инкубатора новых компаний:
Типичным примером успешной реализации* государственной политики в виде развития региона на основе высоких технологий? путем : использования региональной- государственной инициативы является« создание научно- исследовательского парка «Треугольник науки» в штате Северная Каролина, инициированное в 1950-х годах его губернатором Лютером Ходгесом, совместно с тремя университетами (Duce, UNC, NCSU) и деловыми кругами штата. Мотивацией создания подобного, центра было стремление к диверсификации^ экономики, основывающейся в то время- на табачной и текстильной промышленности. С этой целью был куплен участок земли, расположенный между тремя университетами, куда были перемещены федеральные исследовательские мощности. Эта исследовательская база была использована для перемещения в парк небольших исследовательских лабораторий и предприятий с передовыми технологиями, таких как IBM. Обустройство в парке исследовательской базы IBM стало ключевым событием и примером для других фирм, которые также стали открывать свои филиалы в этом парке.
В первые годы именно университеты создавали интеллектуальную и культурную среду, обеспечивали человеческим капиталом, делая «Треугольник науки» привлекательным местом> для ученых и инженеров, а по мере расширения и развития парк стал весьма'престижным местом сам по себе. Теперь технологические компании, собирающиеся- разместить свои филиалы на юге США, в первую очередь думают о Северной Каролине, так как мощнейшая исследовательская база обеспечивает конкурентное преимущество, заключающееся в возможности широкого выбора потенциальных партнеров для выполнения^ научно-исследовательских работ [81].
Дополнительным фактором успешного развития научно- технологических центров» научно-исследовательского процесса и управления человеческим капиталом является создание инкубаторов, которые возникли вследствие слияния общественного и частного интереса в рамках систематизации процесса перехода изобретений в инновации. Исходя из опыта становления промышленности первоначальной целью работы инкубаторов было содействие созданию и развитию предприятий, образовавшихся с целью коммерциализации результатов научных исследований; за счет обмена человеческим капиталом.
Инкубатор выполняет образовательную миссию университета в более широком смысле, расширяя его академический формат от обучения индивидуумов до обучения организаций. По сути, инкубация - это метод подготовки группы людей для эффективной совместной работы в компании [81]. В дальнейшем инкубатор стал использоваться для содействия созданию бизнеса на ранней стадии разработки технологий и для повышения технологического уровня уже существующего бизнеса.
Университетские инкубаторы были созданы для того, чтобы ускорить процесс передачи знаний и технологий от университетов производству, то есть от науки - бизнесу, поэтому они были сфокусированы на реализации коммерческого потенциала научных исследований университетов. Когда же бывшие служащие крупных компаний стали обращаться с просьбой поместить в инкубатор на имеющиеся свободные места свои предприятия, находящиеся на начальной стадии развития, то роль инкубатора стала изменяться. Таким образом, университетский инкубатор постепенно стал состоять из смеси стартап-компаний, учрежденных учеными и бизнесменами, находящимися на одной территории и обучающих друг друга.
Сегодня подобную организационную структуру обычно называют бизнес-инкубатором. Она является частью инновационной инфраструктуры страны, нацеленной на применение научного подхода при внедрении изобретений, финансовых принципов коммерциализации исследований и развитие человеческого капитала на основе взаимодействия вузов и предприятий. Можно сказать, что современный университетский инкубатор - это классическая модель венчурного предприятия, содержащая идею финансирования и наставничества над новыми высокотехнологичными предприятиями, созданными в послевоенный период времени [81]. В целом, процесс коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в США можно отразить в виде схемы, представленной на рисунке 19.
В последние десятилетия новая
роль государства в развитии высокотехнологичной
промышленности в. США проявляется
в усилении влияния правительств
штатов на экономическое развитие своего
региона, также, как и раньше- основанное
на финансировании научно- исследовательского
сектора, а также в росте количества федеральных
государственных программ, направленных
на поддержку технологических разработок,
особенно для оборонной промышленности
и здравоохранения.
Развитие, основанное на знаниях, - это новая инициатива для большинства правительств штатов. Практически каждый штат имеет агентство по науке и технологиям и хотя бы одну, а чаще несколько программ, направленных на повышение уровня развития науки и техники в штате, привлечение внешних ресурсов и квалифицированных кадров.
Рисунок 19-Коммерциализация результатов интеллектуальной
деятельности в США
Политика развития науки и техники
обычно привязана к промышленным
условиям и интенсивности исследований
каждого штата. При наличии технологических
предприятий штаты пытаются их модернизировать
путем поддержки более тесных
контактов между местными университетами
и ключевыми предприятиями, обычно
в рамках финансирования научно-исследовательского
центра, который способствует решению
долгосрочных проблем конкретного
бизнеса. При этом штаты, не обладающие
развитой технологической индустрией,
также стремятся создать
США стремится сохранить тенденцию
укрепления экономики, основанной на знаниях
не только в периоды успешного
экономического развития страны, но и
во время кризисов, чтобы сохранить
накопленный человеческий капитал.
Например, в 2004 году штат Калифорния внес
новую поправку, которая призвана
обеспечить финансирование исследовательского
сектора в периоды
Другим примером страны, не менее успешной в инновационном становлении, основанном на управлении развитием человеческого капитала на основе взаимодействии университетов'И'государства, является Германия.
Наука и научные исследования в Германии имеют давние традиции, берущие свое начало еще в XIV веке [8'1]. Перед Второй мировой войной немецкие университеты занимали ведущие позиции в мире, особенно в сфере естественных и гуманитарных наук. Именно Германия является местом, где впервые появилось понятие «исследовательский университет» в связи с объединением двух видов деятельности, непосредственно способствующих развитию человеческого капитала: обучения и исследований, которые ранее развивались образовательными колледжами и научными кругами по отдельности.
Для того чтобы сделать исследования важным критерием развития университетов, правительство Германии в- течение всего XVIII века контролировало процесс назначения на должности в образовательные учреждения. Назначение профессорского состава и содержание лабораторий осуществлялось, несмотря на возражения администрации вузов. Правительство Германии прекрасно понимало, как исследовательская деятельность может повлиять не только на престиж страны, уровень человеческого капитала, но и на развитие экономики. При этом развитие отношений между университетами и бизнесом происходило как само собой разумеющееся, так как многие из производителей товаров, например, химической промышленности, активно развивавшейся в то время, получили образование на химических факультетах наиболее известных университетов страны, что облегчало их взаимодействие с учеными-химиками, оставшимися заниматься научной деятельностью. Это, в свою рчередь, помогло оценить важность академических связей для ученых, работающих на предприятиях.
Именно фармацевтика, являясь- первоисточником
ранней немецкой академической химии;
вынудила химиков искать практическое
применение для результатов их исследований.
Связь аптек с бизнесом послужила основой
для изучения возможностей. разработки
продуктов химической промышленности
на продажу, в связи с. тем, что фармацевт
занимался не только созданием лекарственных
препаратов, но и их продвижением на рынок..
Даже назначение- профессорско-
В начале XX века развитие взаимоотношений между университетами и государством в Германии было тесно связано с процессом формирования национальной идентичности, с так называемой Гумбольдианской академической моделью (Humboltdian academic model), интегрировавшей этот процесс в преподавание и научные исследования. Именно Гумбольдианская реформа конца XIX века определила взаимосвязь между образованием и исследованиями, кодифицировала культуру и формирование национального государства.
С 1960-х гг. традиционная гумбольдианская модель была обоснована новой политической парадигмой,- которая считала высшее образование не только самоцелью, но еще и средством для. экономического роста государства. Эта политика была основана на теории человеческого капитала, которую популяризировала и распространяла Организация экономического сотрудничества и развития(ОЕСВ).
В настоящее время правительство Германии» продолжает финансовую поддержку университетов и гарантирует свободу исследовательской и учебной деятельности, что способствует активному и широкому развитию
I
научно-исследовательского сектора.
Не менее успешной страной, сделавшей резкий скачок в развитии благодаря взаимодействию вузов и предприятий, стала Швеция. Одним из наиболее ярких и успешных примеров государственной политики страны является развитие региона Линкопинг.
Основой экономики Швеции долгое время являлось тесное переплетение деятельности компаний и семейных предприятий. Со становления машиностроения в XIX веке в каждом промышленном секторе экономики работало небольшое количество фирм. До недавнего времени основой стабильного экономического и социального развития этого государства являлось исторически сформировавшееся соглашение между бизнесом и государством, согласно которому выплаты сотрудникам оставались на довольно невысоком уровне, а компании могли сохранить существенную часть прибыли в обмен на программы социального обеспечения со стороны государства. Однако с 1970-х годов с упадком традиционных отраслей экономики начался и процесс эмиграции компаний. Таким образом, в регионе Линкопинг инициатива его развития постепенно от бизнеса перешла к университету.
В этот период группа предпринимателей, поощряемая компанией «Saab Aerospace» создала несколько высокотехнологичных предприятий в этом регионе. Координацию обеспечивал менеджер по связям в промышленности, кандидатура которого было определена университетом. Он выступил с инициативой к местным промышленникам о создании дискуссионной группы при университете. Эта инициатива была принята, и такая группа появилась. Члены группы, в свою очередь, предложили использовать ресурсы, существующие в университете, для создания новых предприятий. В дальнейшем эта же группа учредила Центр инноваций и предпринимательства (Центр ИиП) в качестве организации, обучающей студентов предпринимательству, чтобы стимулировать процесс создания предприятий на базе университетов в* дополнение к предприятиям, создававшимся по инициативы бизнеса. Хотя многие ученые, особенно
I
ведущие научные исследования в области технических наук, имели на» тот момент опыт создания новых предприятий, обычно он ограничивался только услугами по консалтингу для частных лиц, так как академическая культура Швеции запрещала профессорам заниматься практическим внедрением своих разработок или исследований и создавать предприятия. Студентам же это не запрещалось, что и способствовало развитию Центра ИиП. Работа Центра была поддержана региональной властью, увидевшей в нем стратегию экономического развития региона. Кроме того, крупные предприятия, сократившие свою деятельность в связи с экономическим упадком, стали заключать с Центром инноваций и предпринимательства договоры на обучение своих сокращенных служащих основам предпринимательства и создания новых фирм. Эта модель была подхвачена другими шведскими университетами.
Информация о работе Зарубежная практика управления развитием человеческого капитала