Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:09, реферат
Первые ростки научного отношения к организации труда и управления
появились в России на рубеже 19-20 веков, но особенно стали заметными в
первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую
популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. попытки реализовать
принципы НОТ (научная организация труда) предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный,
нежели систематический характер.
опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества. В
результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской
действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них
ожидают.
3.Концепция создания
учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов
мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование
западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и
восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо.
Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: “ Экономическая
наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия
конкретной истины”. На наш взгляд это высказывание полностью можно
перенести и на науку менеджмент. Поэтому, российский менеджмент должен
иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления,
соответствующие специфике российского менталитета.
1.4. Краткий обзор российского опыта
В России слово "менеджмент" как управление в условиях рыночной
экономики является новым термином, сущность которого отличается от
традиционного управления централизованной командно-административной
системы, которая функционировала в России весь советский период.
Старая парадигма управления в России в течение 70 лет базировалась на
марксистской идеологии экономического развития, которая характеризовалась
следующими особенностями:
1. Закрытостью хозяйственного комплекса страны и ориентацией на
народнохозяйственную
2. Критерием на социальную ориентацию, на общественную собственность и
справедливое разделение по результатам труда.
3. Крайней политизацией, вызвавшей монополизацию и концентрацию
производства.
4. Централизацией и
В новой парадигме управления в российском менеджменте развиваются
такие процессы, как:
1. Интеграция хозяйства России в мировую экономику.
2. Формирование и
как открытых систем.
3. Гибкое сочетание методов государственного управления и рыночного
регулирования.
4. Использование рыночных и административных методов управления
предприятиями различных направлений деятельности и форм собственности.
Российское предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно-
денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной
деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления
(менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться
конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.
По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет
на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции:
разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и
трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной
структур управления предприятием.
В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за
своевременность и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-
технического прогресса, дающего возможность путем нововведений
удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая
необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить
эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной
продукции в условиях минимизации издержек производства все большее
значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в
новых российских реалиях становится основным ресурсом.
Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к
профессионализму
дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать
наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Российский
опыт в области делового управления сводится только к использованию методов
планирования и контроля за исполнением планов.
Российские так называемые "новые коммерческие структуры" - пока не
деловые, а чисто спекулятивные предприятия. Производственные предприятия,
пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и
ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности.
Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления
и творчески использовать его в новых российских условиях в целях
строительства организации нового для нашей страны типа, включающего
современные методы корпоративного и антикризисного управления,
ориентированных на диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую
устойчивость.
Подход с позиций
опыт административно - бюрократического, излишне формализованного
управления, сегодня очень важен.
1.4.1. Особенности российского менеджмента
- приоритеты в проблематике, акцепты внимания и усилий;
- инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические
условия его осуществления;
- комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению
менеджмента в России:
- культурная среда, особенности общественного сознания, которые
невозможно
изменить.
Существует два подхода
в понимании российского
Первый подход - полное отрицание возможности и необходимости
менеджмента в России из-за особенностей исторического и национально-
культурного характера.
Второй подход - не следует преувеличивать российскую специфику, нужно
брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении
экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во
всех странах.
Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с
учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного
управления и существующего отечественного опыта на базе национально-
исторических особенностей нашей культуры. [13.,стр. 13-16]
1.5. Проблемы менеджмента в России
Переход от административно-командной экономики к рыночной, с одной
стороны, и специфика российской системы ценностей, российского
менталитета, с другой, определили особенности российского менеджмента на
современном этапе, В период после 1992 года выявлены реальное направление
реформ экономики и управления, а также роль отдельных сфер хозяйствования
общественно-активных групп и личностей.
1. Приватизация государственной
собственности как
собственников, необходимых для рыночной среды.
Различные темпы перестройки основных групп субъектов хозяйствования:
государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) -
осложнили переходные процессы и их анализ. Вместе с тем проведенные
исследования позволяют выделить следующие направления преобразований
социально-экономического характера.
2. Кардинальный отход от социально благоприятной экономики к
рациональной.
Для поведения руководителей в рамках благоприятной экономики
характерно: сохранение рабочих мест, минимизация потерь квалифицированных
рабочих при сокращении объемов производства и его диверсификации. В рамках
рациональной экономики это жесткое распределение ресурсов внутри
предприятия: борьба за рынки сбыта, укрепление своих позиций на рынке,
проведение новой финансовой политики и изменение внутренней организации,-
при усилении роли финансового капитала над производительным и
человеческим.
3. Изменение поведения и целей трудового коллектива в сторону более
рационального отношения к себе.
Это, прежде всего, предложения, поступающие "снизу" и касающиеся более
рационального использования ресурсов, производства более выгодных и
потребляемых рынком товаров.
Акционерами из числа рабочих осознается дилемма, возникающая при
требовании выплат дивидендов, повышение зарплаты, с одной стороны, и
дополнительный налог в форме выплат неработающим акционерам, с другой.
Подобное смешение происходит в силу до конца не прошедшего разделения
интересов менеджмента и рабочих. Там где разделение произошло, контроль становится менеджерским, а работники превращаются в элемент издержек в деятельности предприятия.
С другой стороны, можно отметить увеличение числа переподготовленных
работников, неконфликтное решение вопросов увольнения, сокращение
производственного и административно-
Активная роль рабочих-акционеров проявилась и облегчила смену
менеджерской команды на предприятии.
4. Изменение в целях
выживания предприятия
сторону открытости.
Российские менеджеры в начале переходного периода ориентировались на
управление с позиций
рационального использования
и опирались на работников - собственников этого предприятия (владельцев
крупных пакетов акций). В
настоящее время акценты
добровольно идет на увеличение доли акций, принадлежащих внешним
владельцам. Иными словами, сдвиг произошел от "закрытого" управления в
сторону "открытого". При этом доля "внешних" владельцев акции часто
расширяется в целях привлечения
инвесторов для реконструкции
его перепрофилирования и диверсификации. Прослеживаются и тенденции
добровольного уменьшения "цены" за переход под "внешнее" управление. Речь
идет об уступке менеджерами части своей власти "внешним" управлениям
взамен на гарантированное владение определенной долей акций.
5. Изменение характеристики корпуса менеджеров российской экономики.
Формирование этой категории управленцев происходило по двум
направленным. С одной стороны, это работники, которые воспользовались
экономической свободой и построили сами свой бизнес. Начальной стадией
практически у всех было создание малых предприятий. Как правило, это
высокообразованные молодые люди (25-40 лет), способные к быстрой
переориентации, хорошие организаторы, желающие и умеющие много работать
для достижения своей цели. Менеджеров этой категории характеризует быстрое