Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:40, контрольная работа
Цель работы - анализ взаимоотношения государства и крупных корпораций.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотрение понятия корпораций, их назначение;
определить особенности регулирования корпораций в РФ;
рассмотреть основные модели взаимоотношения государства и крупных корпораций.
Введение 3
1. Понятие корпораций, их назначение 4
2. Особенности регулирования деятельности корпораций в РФ 11
3. Государственные корпорации в высокотехнологичном
секторе промышленности России 16
3.1 Предпосылки и динамика создания госкорпораций, их место
в госсекторе 16
3.2. Особенности правового статуса госкорпораций 20
3.3 Типология государственных корпораций в высокотехнологичном
секторе 25
3.4. Перспективы преобразования госкорпораций в иные юридические
лица 29
Заключение 31
Список литературы 33
Государственные корпорации изначально позиционировались как «точки роста», в них концентрировались значительные финансовые ресурсы и промышленные активы. В соответствии с идеологией госкорпораций, экономический прорыв должен быть осуществлен за счет вливания государственных ресурсов в глобальные проекты.
Основным преимуществом госкорпорации как организационной формы является возможность, используя государственные ресурсы, создавать фактически коммерческие организации, ориентированные на получение прибыли.
Благодаря
постоянно растущим в 2000 – 2007 гг. сверхдоходам
от экспорта углеводородов, проблемой
российской экономики стал избыток
финансовых ресурсов. За указанный
период совокупные поступления в
бюджет составили 700 млрд. долл., из них
340 млрд. долл. – это сверхдоходы,
не предназначенные для
Первая такая структура — Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) — появилась в 1999 году на основании поправки в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», введенной принятым в июле того года Законом «О реструктуризации кредитных организаций». В 2003 году АРКО, выполнившее свои задачи по санации банковской системы после кризиса 1998 года, было преобразовано в Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
Во второй половине 2007 года было создано 6 новых госкорпораций, действующих в самых различных областях: Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация по атомной энергии (Росатом), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции (Ростехнологии), Государственная корпорация нанотехнологий (Роснано).
В
2007 – 2008 гг. обсуждалась возможность
создания государственных корпораций
в сфере рыболовства, жилищного
строительства, дорожного строительства,
лекарственного обеспечения, станкостроения.
Руководство «Почты России» заявляло
о целесообразности функционирования
данной организации в форме
Однако, забегая вперед, отметим, что по мнению определенных экспертов из ныне существующих госкорпораций лишь одна (Олимпстрой) имеет четкую задачу и ясные критерии эффективности.
Надо
сказать, что некоторые ОАО с
преобладающим государственным
участием (в том числе ОАО «
Следует обратить внимание, что правовое регулирование создания и
функционирования ОАО и ФГУПов коренным образом отличается от правового регулирования создания и функционирования государственных корпораций: для ОАО – это Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», для ФГУПов – Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Законодательная база создания и функционирования госкорпораций подробно проанализирована ниже, однако даже не вдаваясь в детали, можно уверенно заявить, что госкорпорация является организационно-правовой формой, принципиально отличной как от ФГУПов, так и от ОАО с государственным участием.
В
мировой практике такие хозяйствующие
субъекты называются «статутными корпорациями»,
поскольку для каждого из них
пишется отдельный закон (статут).
В мировой экономической
В
России некоторую путаницу вносит тот
факт, что у нас создание статутных
корпораций в форме НКО, получивших
имущественный взнос
3.2. Особенности правового статуса госкорпораций
Правовые основы государственной корпорации заложены в ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. от 24.07.2008).
Ключевыми в этой статье являются следующие моменты:
Государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией как государством для выполнения социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Госкорпорация учреждается специальным федеральным законом и не отвечает по обязательствам Российской Федерации, равно как и Российская Федерация не отвечает по ее обязательствам, если иное не предусмотрено законом.
Госкорпорация может вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.
Имущество, переданное Российской Федерацией государственной корпорации, становится собственностью последней.
При этом госкорпорация, в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием, не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство распространяет банкротство лишь на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.
Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая
Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность госкорпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании).
Органы госуправления без согласия госкорпорации не имеют права:
Большинство рассмотренных аспектов, связанных с регулированием деятельности госкорпораций, вызывают серьезные нарекания со стороны экспертов. Спорны не только моменты, отраженные в Законе, спорно и то, что многие важные аспекты функционирования госкорпораций отражения в Законе не нашли.
Рассмотрим основные «подводные камни» законодательного регулирования функционирования госкорпораций.
Во-первых, действующие
законодательные нормы
Во-вторых, имущество и денежные средства, переданные госкорпорации ее учредителем — государством, — перестают быть объектом государственной собственности. Тем самым государство лишается как вещного права на имущество госкорпорации (в отличие от унитарного предприятия и автономного учреждения), так и обязательственных прав в отношении самой госкорпорации (в отличие от акционерного общества с государственным участием или некоммерческого партнерства). Происходит своего рода «безвозмездная приватизация» государственного имущества и даже денег, хотя логичным была бы передача госкорпорации права лишь оперативного управления имуществом, остающимся в государственной собственности. Только одним законом о создании госкорпорации (о корпорации Росатом) предусмотрено, что при ликвидации корпорации ее имущество возвращается в госсобственность.[1]
В свою очередь, вывод собственных средств госкорпорации (а не тех средств, которые остаются бюджетными и в отношении которых госкорпорация является распорядителем), равно как и ее имущества, из государственной собственности означает и вывод их из-под надзора Счетной палаты.
Вообще
форма собственности
В-третьих, отсутствуют общие механизмы организации, правового регулирования госкорпораций и влияния учредителя на их деятельность. В отношении каждой из них эти вопросы регулируются отдельным законом. Однако требования к содержанию федеральных законов, предусматривающих создание госкорпораций, установленные п. 3 ст. 7 Закона «О некоммерческих организациях» минимальны и неконкретны. Более того, в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона «О некоммерческих организациях» положения данного закона применяются к государственным корпорациям, если иное не предусмотрено настоящей статьей или законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Отсутствие в Законе «О некоммерческих организациях» подробных требований к содержанию законов о создании госкорпораций привело к тому, что в последних просто нет критериев оценки достижения корпорациями установленных для них целей, отсутствуют процедуры и критерии оценки деятельности руководства госкорпораций.
Большинством экспертов признается, что законодательная база создания и функционирования госкорпораций, ограждающая их от каких бы то ни было форм государственного контроля, по сути своей не сможет обеспечить прозрачное и эффективное функционирование этих структур и достижение постановленных перед ними целей.
Весьма интересной представляется следующая точка зрения на проблему создания госкорпораций. Сторонники этой точки зрения утверждают, что, как это ни печально, создание госкорпораций – это демонстрация отчаяния. Тот факт, что госкорпорации, а вместе с ними колоссальные объема имущества и гигантские финансовые потоки, были фактически выведены из-под юрисдикции правительства, то есть основного аппарата государства, говорит о том, что руководство страны признает неэффективность последнего, его неспособность решать модернизационные задачи.
3.3 Типология государственных корпораций в высокотехнологичном секторе
В высокотехнологичном секторе создано пять государственных корпораций: Роснано, Ростехнологии, Росатом, ОАК, ОСК.
С точки зрения организационно-правовых форм эта схема выглядит как «3+2»: три НКО (Роснано, Ростехнологии, Росатом) и два ОАО (ОАК, ОСК).
С функциональной точки зрения вырисовывается схема «4+1»: четыре отраслевых промышленных холдинга (Ростехнологии, Росатом, ОАК, ОСК) и один фонд (Роснано).
Отраслевые
промышленные холдинги создавались
как отраслевые монополисты для
конкуренции на мировых рынках, а
также как инструменты
Фонд создается для субсидирования целевых видов деятельности, признанных общественно значимыми, либо для инвестирования бюджетных средств в долгосрочные целевые проекты.
Информация о работе Взаимодействие государства с корпорацией