Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:40, контрольная работа
Цель работы - анализ взаимоотношения государства и крупных корпораций.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотрение понятия корпораций, их назначение;
определить особенности регулирования корпораций в РФ;
рассмотреть основные модели взаимоотношения государства и крупных корпораций.
Введение 3
1. Понятие корпораций, их назначение 4
2. Особенности регулирования деятельности корпораций в РФ 11
3. Государственные корпорации в высокотехнологичном
секторе промышленности России 16
3.1 Предпосылки и динамика создания госкорпораций, их место
в госсекторе 16
3.2. Особенности правового статуса госкорпораций 20
3.3 Типология государственных корпораций в высокотехнологичном
секторе 25
3.4. Перспективы преобразования госкорпораций в иные юридические
лица 29
Заключение 31
Список литературы 33
В определенной степени, бизнес выполняет по отношению к обществу и лидерскую функцию в том плане, что его состояние, цели, характер и способы осуществления деловой активности определяют состояние общественной жизни: общие настроения, жизненные цели, благосостояние и качество жизни.
Важнейшей, на наш взгляд, является политическая функция бизнеса, заключающаяся в том, что существование любого общества, в конечном итоге, выражает столкновение и борьбу конкретных интересов, прежде всего политических, поэтому деловой мир: крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации оказывает определяющее влияние на принятие политических решений. Бизнес оказывается также одним из решающих факторов формирования и развития гражданского общества.
Важную роль во взаимоотношениях власти и бизнеса играют национальные и исторические особенности государств. В связи с этим отношения между государством и бизнесом приобретают конкретные формы как под влиянием различий в исторической динамике развития, так и в результате конкретного выбора политического курса, сделанного наиболее сильными факторами, при этом уровни полномочий власти во взаимоотношениях с бизнесом способствовали формированию различных политических основ государства. Основанная на социально значимых принципах эволюция отношений между властью и предпринимательством особенно в странах Запада и стратегия развития современного бизнеса основана, прежде всего, на его репутации, рыночной привлекательности, а также расширенных возможностях доступа к капиталу. Ключевым фактором эволюции отношений власти и бизнеса является наличие акцептованных участниками принципов, правил, кодексов и механизмов, а также практических моделей их реализации.
Деятельность любой корпорации подчиняется двум группам источников права: "общим", адресованным всем субъектам права, и дополнительным или "собственным" источникам права, установленным в каждой конкретной корпорации.
Влияние "общих" источников права на правовое положение корпорации в российской правовой системе является определяющим. В той или иной мере почти каждая отрасль российского законодательства содержит нормы права, адресатом которых выступают корпорации. Основная роль в определении правового положения корпораций принадлежит гражданскому законодательству. Оно определяет правовой статус корпораций, устанавливает их организационно-правовую структуру, права и обязанности, а также наделяет корпорации правом издавать внутренние документы, регулирующие деятельность, устанавливает требования к их форме и содержанию, наконец, определяет порядок их принятия [1, c.57-59].
Государственное
регулирование корпоративной
Вторую группу
источников, образующих правовую основу
организации и деятельности корпораций,
составляют "собственные" или "корпоративные"
источники права, устанавливаемые
в каждой отдельной корпорации. Трудовой
кодекс устанавливает две формы
локального правотворчества. Он предусматривает,
что локальные нормы
Безусловно,
корпоративный акт является наиболее
оптимальной, но не единственной формой,
посредством которой
Государственное регулирование деятельности организаций только в сочетании с корпоративным образует динамичную систему правового регулирования, способную наиболее адекватно отражать развитие общественных отношений, учитывать как публичные, так и частные интересы. Ни государственное, ни корпоративное регулирование в отдельности не могут обеспечить гармоничного регулирования общественных отношений в организациях: первое - вследствие определенной необходимой абстрактности, оторванности от учета конкретных особенностей динамики отношений во времени и пространстве, второе - напротив, ввиду известной "приземленности", привязанности к условиям конкретной корпорации, неспособности к крупномасштабным обобщениям, учету отношений, выходящих за пределы интересов данной корпорации [5, c.49-50].
Вместе с
тем, соотношение государственного
и корпоративного саморегулирования
в различных системах характеризуется
существенными отличиями. В одних
государствах преобладает корпоративное
саморегулирование деятельности организаций
корпораций, в других - государственное.
Как правило, в первом случае не существует
кодифицированного
В Российской
Федерации сложившееся
Гражданско-правовая
регламентация организации и
деятельности объединений юридических
лиц не исчерпывает всего разнообразия
форм и методов правового
Меры административно - правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно - правового регулирования, как:
регистрационно-легализующий
порядок образования и
целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства сферах;
антимонопольное регулирование.
Применительно к корпорациям, основанным преимущественно на государственном капитале, существуют дополнительные меры административно - правового регулирования. К их числу относятся:
определение порядка управления органами государственной власти пакетами акций (долями, паями) корпораций, находящихся в федеральной собственности;
регламентация
вопросов представительства интересов
государства, осуществляемого должностными
лицами федеральных органов
определение форм и методов государственной поддержки корпораций.
Такой способ
регламентации, как лицензирование
тех или иных видов деятельности,
касается преимущественно юридических
и физических лиц, являющихся непосредственными
производителями товаров и
Для нормативной базы административно - правовой регламентации организации и деятельности корпораций характерно то, что часть норм и институтов, являющихся по своей правовой природе административно - правовыми, властно - организационными, инкорпорированы в такие законодательные акты, как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "Об акционерных обществах" и иные нормативно - правовые акты, относящиеся к гражданскому законодательству. В первую очередь это касается общих вопросов учредительства корпораций, их регистрации, определения порядка обращения акций корпораций и т.п.
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ СЕКТОРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
3.1 Предпосылки
и динамика создания
Государственный сектор российской экономики в последнее время демонстрирует тенденцию к стремительному разрастанию: государство постоянно наращивает величину контролируемых активов в существующих компаниях и создает новые. На вопрос о целесообразности такой политики невозможно дать однозначный ответ, не приняв во внимание целый комплекс противоречивых факторов и обстоятельств.
Вопреки классической экономической теории и несмотря на значительную критику со стороны либеральных политиков и экономистов, в большинстве развитых стран (стран ОЭСР) существует значительный государственный сектор, размеры и эффективность функционирования которого значительно отличаются от страны к стране. В Китае компании,
контролируемые государством, вносят огромный вклад в обеспечение экономического роста, модернизацию экономики и достижение стратегических целей развития страны. На этом фоне однозначные утверждения о принципиальной нецелесообразности и неэффективности госсектора выглядят, по меньшей мере, неубедительными.
При обсуждении проблем госсектора прежде всего возникает вопрос о его рациональных масштабах. Ориентиром, как правило, выступает принцип, в соответствии с которым, государству не следует участвовать в компаниях, в которых оно не располагает целями, отличными от целей частного инвестора. Другими словами, имущество, которое не служит достижению общенациональных целей и реализации социальных функций государства, следует выводить в частный сектор экономики.
Однако недостаточное развитие рыночных институтов накладывает отпечаток и на поведение частных инвесторов, и на действия государства. Участие государства в корпоративном капитале в определенной мере призвано компенсировать неразвитость рыночных институтов, преобладание перераспределительных мотиваций в российском частном бизнесе и связанный с этими обстоятельствами дефицит стратегически ориентированных на отечественную экономику частных инвесторов. Неудивительно, что в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации среди целей управления принадлежащим государству имуществом фигурируют как выполнение общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий), так и стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности организаций, привлечение инвестиций, осуществление институциональных преобразований в экономике.
Таким образом, участие государства в корпоративном капитале должно
компенсировать неразвитость рыночных институтов и дефицит частных собственников, стратегически ориентированных на отечественную экономику.
Однако опыт развитых стран показывает, что увеличение доли государственного сектора в любой современной экономике – явление временное. Когда потребность в ускоренной модернизации снижается либо исчезает, структура собственности меняется в пользу частного сектора.[3]
Помимо таких традиционных для госсектора организационно-правовых форм как государственное унитарное предприятие, государственное учреждение и акционерное общество с государственным участием, на арену выходит принципиально новая организационно-правовая форма – государственная корпорация. Всплеск создания госкорпораций был отмечен во второй половине 2007 года и не остался без внимания, зачастую критического, со стороны экономистов, юристов, политиков, бизнесменов, СМИ.
Информация о работе Взаимодействие государства с корпорацией