Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить проанализировать поведение руководителя в конфликте.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды конфликта;
- изучить основные методы и стратегии разрешения конфликта;
- изучить методы и стратегии предупреждения конфликта;
- рассмотреть структуру конфликтов в организации и основные приемы их разрешения;
- предложить эффективную стратегию поведения руководителя при предупреждении и разрешении конфликтов.
Введение…………………………………………………………………
1. Управление конфликтами в организации
1.1. Понятие и сущность конфликта
1.2. Типология конфликтов в организации и причины их возникновения
1.3. Методы и стратегии разрешения конфликта
1.4. Методы и стратегии предупреждения конфликта
2. Выбор руководителем стратегии управления конфликтом
2.1. Характеристика ООО «Пересвет»
2.2. Структура конфликтов в организации и основные приемы их разрешения
2.3. Стратегия поведения руководителя при предупреждении и разрешении конфликтов
Заключение
Список литературы
Приложение
Директор чувствует возникшую напряженность, старается быть более открытым и лояльным по отношению к трудовому коллективу, вызывая тем самым еще большее недоверие с его стороны.
Таким образом, анализ показал, что директор отлично справляется с периодически возникающими открытыми конфликтами, но в коллективе также существует скрытый конфликт, который накаляет социально-психологический климат в коллективе, снижает результативность труда и является деструктивным фактором в деятельности предприятия.
Для проведения вида конфликта на анализируемом предприятии проведем исследование социально-психологического климата в коллективе. Исследование будет проходить в два этапа. На первом этапе включенного наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между членами коллектива.
На втором этапе был применен метод тестирования, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Исследование проводилось на одном из объектов: Администрация Арсеньевского Городского Округа «Пересвет», состоящем из 14 человек (мужчины).
Возрастной состав членов коллектива: от 35 до 50 лет.
Образование: среднее специальное и высшее.
Должность: охранники.
Для исследования были применены следующие методы: метод наблюдения (включенное наблюдение в естественных условиях), а также метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены две методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
А) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению.
В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н. В. Для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Б) методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем выше у них готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе (Практическая психодиагностика, методики и тесты).
В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе напряженный.
Для изучения стратегии поведения, которые используют члены данного первичного трудового коллектива, был применен тест описания приведения К. Томаса. В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов (10 из 14) приходится на тактику избегания, ухода от конфликта, у двух респондентов преобладает тактика приспособления, и по одному тактика компромисса и сотрудничества. Наименьшее количество баллов набрала тактика соперничества (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2 - Результаты диагностики по методике Томаса
№ испытуемого | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 0 | 5 | 8 | 8 | 9 |
2 | 1 | 7 | 8 | 9 | 5 |
3 | 5 | 1 | 7 | 11 | 6 |
4 | 4 | 6 | 6 | 10 | 4 |
5 | 1 | 7 | 4 | 10 | 8 |
6 | 2 | 6 | 9 | 9 | 8 |
7 | 5 | 7 | 5 | 8 | 5 |
8 | 5 | 1 | 9 | 10 | 5 |
9 | 1 | 6 | 6 | 10 | 7 |
10 | 2 | 4 | 8 | 11 | 5 |
11 | 4 | 6 | 5 | 12 | 3 |
12 | 3 | 10 | 4 | 8 | 5 |
13 | 6 | 7 | 8 | 6 | 3 |
14 | 4 | 6 | 4 | 6 | 10 |
Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения. В связи с этим респондентам был предложен тест Д. Марлоу и Д. Крауна «диагностики самооценки мотивации одобрения (Приложение 2).
Результаты этого теста (см. табл. 2.3) свидетельствуют о довольно высокой потребности в одобрении у большинства респондентов.
Таблица 2.3 - Результаты диагностики по методике Марлоу и Крауна
№ испытуемого | Мотивация одобрения (баллы) |
1 | 2 |
1 | 10 |
2 | 14 |
3 | 13 |
4 | 14 |
5 | 16 |
6 | 18 |
7 | 9 |
8 | 14 |
9 | 13 |
10 | 15 |
11 | 16 |
12 | 9 |
13 | 9 |
14 | 8 |
Полученные данные позволили выдвинуть экспериментальную гипотезу: между выбором индивидами стратегии избегания и их стремлением к одобрению есть / нет взаимосвязи.
Для подтверждения одной из гипотез вычисляем коэффициент корреляции Спирмена по формуле:
rs = 1 – 6 - (∑ d2 + ТА + ТB / N (N2 – 1)),
где d – квадрат разности между рангами;
N – количество испытуемых;
Та и Тb – поправка на одинаковые ранги.
Та = ∑ (а3 – а) / 12,
Тb = ∑ (b3 – b) / 12,
где а и b – объем каждой группы одинаковых рангов.
Таблица 2.4 - Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии избегания и стремления к одобрению
№ п/п | стратегия избегания, баллы | Стремление к одобрению, баллы | Ранги по стратегии избегания | Ранги по стремлению к одобрению | Разность рангов, d | d2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 8 | 10 | 4 | 5 | 1 | 1 |
2 | 9 | 14 | 6,5 | 9 | 2,5 | 6,25 |
3 | 11 | 13 | 12,5 | 6,5 | -6 | 36 |
4 | 10 | 14 | 9,5 | 9 | -0,5 | 0,25 |
5 | 10 | 16 | 9,5 | 12,5 | 3 | 9 |
6 | 9 | 18 | 6,5 | 14 | 7,5 | 56,25 |
7 | 8 | 9 | 4 | 3 | -1 | 1 |
8 | 10 | 14 | 9,5 | 9 | -0,5 | 0,25 |
9 | 10 | 13 | 9,5 | 6,5 | -3 | 9 |
10 | 11 | 15 | 12,5 | 11 | -1,5 | 2,25 |
11 | 12 | 16 | 14 | 12,5 | -1,5 | 2,25 |
12 | 8 | 9 | 4 | 3 | -1 | 1 |
13 | 6 | 9 | 1,5 | 3 | -1,5 | 2,25 |
14 | 6 | 8 | 1,5 | 1 | -0,5 | 0,25 |
∑d2 = 127
Та = (33 – 3) + (23 – 2) + (43 – 4) + (23 – 2) + (23 – 2) / 12 = 8,5
Тb = (33 – 3) + (23 – 2) + (23 – 2) + (33– 3) / 12 = 5
rs =(1 – 6) - (127 + 5 + 8,5) / 14 - (142 – 1) = 1 – 0,31 = 0,69
По таблице критических значений коэффициента корреляции рангов находим r критическое для N = 14, который равен 0,54, при p ≤ 0,05 и 0,68, при p ≤ 0,01, где p – показатель вероятности ошибки.
Таким образом, значение r полученное в исследовании попадает в зону значимости, при р ≤ 0,01 и получает подтверждение гипотеза о том, что между выбором индивидом стратегии избегания и стремлением к одобрению имеется корреляция.
По итогам экспериментального исследования можно сказать, что высокая потребность в одобрении у членов данного коллектива ведет к формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной ситуации, что в свою очередь ведет к накоплению негативных эмоций, взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что отражается на социально-психологическом климате коллектива.
2.3 Стратегия поведения руководителя при предупреждении и разрешении конфликтов
Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию.
Как показало исследование, в коллективе существует скрытый конфликт, при котором сотрудники выбрали избегательную форму поведения. Задачи руководителя по разрешению скрытого конфликта состоят в следующем:
- необходимо выяснить причину конфликта;
- определить цели оппонента;
- наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
- уточнить поведенческие особенности оппонента.
Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:
а) Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
б) Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих? Все ли одинаково стремятся к этим целям? Насколько эти цели сочетаются с общими целями организации? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? Разногласия сторон касаются цели деятельности или средств, для ее достижения?
Информация о работе Выбор руководителем стратегии управления конфликтом