Введение в социологию управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:35, реферат

Краткое описание

В последние годы не ощущается недостатка в литературе по проблемам управления и менеджмента (в том числе социального), причем как отечественной, так и в особенности переводной зарубежной. В этих работах поднимаются проблемы сущности управленческой деятельности и менеджмента, их функций, специфики управления персоналом в современных условиях, лидерства и др. Большинство из них написано экономистами и исследователями в области менеджмента организации.

Оглавление

Введение стр. 3
Введение в социологию управления
1. Предпосылки возникновения социологии управления стр. 4
2. Предмет и задачи социологии управления стр. 6
3. Объект и субъект социологии управления стр. 12
4. Структура и функции управления стр. 15
Заключение стр. 23
Используемая литература стр. 25

Файлы: 1 файл

Реферат - Введение в социологию управления.docx

— 52.24 Кб (Скачать)

Социальное управление на административно-политическом уровне представляет собой власть, поскольку  проявляется и сосредоточивается  в сфере политики. Что касается других понятий, относительно синонимичных по смыслу понятию управление, – это понятия «руководство» и «менеджмент», – ими обозначается деятельность по непосредственному управлению трудовым коллективом. Под менеджментом, в частности, понимается как формулирование и постановка задач, так и управленческое обеспечение их выполнения.

Необходимо подчеркнуть, что менеджмент представляет собой  единый процесс, в котором сливаются  воедино планирование, организация, мотивация и контроль, подчиненные достижению цели, стоящей перед социальной системой.

Особо важным аспектом управления является прогнозирование и перспективное планирование будущих социальных и организационных изменений. Прогнозирование неотделимо от процесса принятия любых значимых стратегических решений. Для того чтобы эффективно управлять обществом, необходимо иметь достаточно адекватные представления о действующих в нем тенденциях и факторах, правильно оценивать возможную динамику их развития в рамках того или иного варианта социальной ситуации. Проблемы разработки и внедрения в управленческую практику перспективных стратегий социального развития также входят в предметную область социологии управления и составляют один из наиболее важных ее разделов.

Социология управления представляет собой одну из отраслей социологического знания. Исследования в этой области позволяют глубже понять специфические закономерности управленческой деятельности, эволюцию ее принципов и форм. Они осуществляются на общей базе раскрываемых социологией общесоциальных законов и закономерностей.7

Таким образом, социология управления как отрасль социологической науки исследует всю совокупность управленческих процессов в отношении их характера, структуры, социальных функций; вопросы социального прогнозирования, конструирования, развитие социальных технологий.

 

 

3. Объект и субъект социологии управления

В центре внимания социологии управления находится социальное управление.

В самом общем виде – социальное управление как взаимодействие управляющих и управляемых субъектов в связи с выявлением актуальных проблем их жизнедеятельности в социальной сфере, разработкой, принятием и реализацией решений, направленных на эффективное функционирование социальных (демографических, территориальных, профессиональных, производственных, культурных, образовательных, религиозных и др.) общностей. Содержанием социального управления выступает разработка управляющими субъектами программ деятельности и определение способов их реализации в сфере социальной политики, касающейся оптимизации функционирования различных социальных общностей.

Управление  в обществе существует на нескольких уровнях и в различных видах. В зависимости от субъекта и объекта  управления мы будем рассматривать  прежде всего государственное управление, муниципальное (местное самоуправление, которое часть исследователей считает более точным понятием), а также управление на уровне фирмы (менеджмент). На каждом из них обеспечивается регулирование тем или иным субъектом управления жизнедеятельности различных типов социальных сообществ (социальных общностей): государственное – гражданского общества в целом (субъектом управления выступает государство); муниципальное – местных сообществ (субъектом управления являются органы власти, избранные из жителей населенных пунктов и административных территорий); менеджмент – сообществ наемных работников (субъект управления – собственники капитала и нанятые ими менеджеры). В рамках любого из названных уровней управления можно выделить различные виды, например управление производством, финансами, сбытом, персоналом и т.д. Социальное управление, и в этом состоит его специфика, выступает «сквозной» составляющей всех уровней управления.8

Однако  преломляется социальное управление на каждом из названных уровней управления в обществе по-разному. Так, на уровне менеджмента социальное управление проявляется в политике подбора кадров, их обучении, распределении, перемещении, создании и совершенствовании мотивации их деятельности. На муниципальном уровне социальное управление имеет два аспекта. С одной стороны, это управление персоналом муниципальных органов, учреждений, предприятий, с другой – это работа по формированию необходимых и благоприятных условий для жизнедеятельности различных социальных общностей в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и досуга, обеспечения услугами и товарами. На уровне государственного, так же как и муниципального, управления наблюдается аналогичная двойственность: управление служащими государственных учреждений, и управление процессами предоставления населению различных услуг, его социальной защиты, развития инфраструктуры, оптимизации миграционных потоков и т.д.

С учетом приведенной выше самой общей  характеристики социального управления объект социологии управления можно определить как социальное управление, то есть управление в обществе, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей.

Однако этим объект социологии управления не ограничивается. Ее интересуют не только реальные процессы социального управления, но и то, каким образом оно осуществляется и достигает поставленных целей и задач, связанных с оптимизацией взаимодействия управляющих и управляемых субъектов. Не менее значимой частью объекта социологии управления является информация о процессах социального управления, собранная с помощью методов эмпирического (в том числе прикладного) социологического исследования. Это может быть информация о том, как и насколько управляемые субъекты «приняли» цели, задачи и способы реализации программ деятельности, направленных на улучшение условий их жизнедеятельности, как они реагируют на процесс осуществления этих программ, насколько они способны и готовы принять участие в осуществлении тех или иных управленческих решений и т.д.

Широко  применяемые социологические методы сбора данных позволяют получить информацию об оценке различными социальными общностями проводимой государством, муниципальными органами социальной политики. На уровне менеджмента выявление оценок, даваемых сотрудниками фирм относительно решения их социальных проблем, предоставляет возможность руководству организаций скорректировать свои действия в сфере управления человеческими ресурсами и персоналом. В итоге это способствует совершенствованию деятельности фирм по реализации их миссии.9

Приведенная выше характеристика объекта и субъекта социологии управления убеждает в том, что эта отрасль науки занимает особую нишу в широком спектре научных дисциплин, изучающих процессы управления в обществе на разных уровнях. Ее специфика определяется стремлением изучить социальное управление в системе общественных явлений и процессов, призванное решить две основные задачи:

  1. регулирование взаимодействия между различными социальными общностями с целью достижения социальной стабильности и эффективного общественного порядка;
  2. создание оптимальных условий для их жизнедеятельности и реализации основных социальных потребностей.

Субъект и объект управления следует рассматривать как управляющую и управляемую подсистемы социальной системы, постоянно взаимодействующие друг с другом. Субъект управления, понимаемый как управляющая подсистема, в то же время представляет собой часть объекта управления (управляемой подсистемы), и ее границы находятся в зависимости от характера последней, так что функционирование субъекта управления в своих наиболее общих характеристиках определяется спецификой объекта. Как подчеркивают В.Г. Белов и В.Г. Смольков, управленческие отношения в обществе никогда не проявляются в виде субъект-объектных отношений, а имеют вид субъектно-субъектных отношений, поскольку объект управленческого воздействия тоже субъективен и способен к активной реакции на управленческое воздействие. Таким образом, управленческий процесс – это всегда взаимодействие, образующее совокупность прямой и обратной связи.10

Личность или группа, находящиеся под подобным непрерывным целенаправленным воздействием, представляет собой объект управления, а личность или группа, такое воздействие осуществляющая, - субъект управления.

 

4. Структура и функции управления

Выше мы уже говорили о  непременном иерархическом характере  социального управления. В зависимости  от поставленных целей и задач реализация управленческих процессов требует создания специально предназначенной для этого структуры, включающей в себя определенное количество звеньев и более или менее разветвленную организационную иерархию.

Между звеньями и ступенями  иерархии должны постоянно существовать вертикальные и горизонтальные устойчивые связи, обеспечивающие бесперебойность  и эффективность функционирования системы. Организационный и управленческий успех, то есть эффективность управления, непосредственно зависит от того, насколько эта иерархическая структура рационально построена и соответствует потребностям момента.

Практика выработала много  различных типов управленческих структур. Особенный всплеск поисков  инновационных форм управления приходится на нынешнее время, когда всевозможные изменения во всех сферах жизни человеческого  общества приобретают все более  стремительный характер, вызывая потребность в гибком и эффективном прогнозировании, в быстром реагировании на меняющиеся реалии, в адекватном запросам ситуации использовании человеческого потенциала. Отсюда вытекает необходимость постоянной корректировки и уточнения структурных форм управления.11

В структуре управления заложены принципы соподчиненности различных  элементов системы управления в  перспективе достижения определенной цели. Организационная структура управления может быть линейной, функционально-иерархической или линейно-функциональной (штабной), хотя она всегда иерархична в том смысле, что предполагает наличие руководителя и исполнителей. Наиболее простой – линейный – тип управленческой структуры основан на прямом подчинении исполнителей руководителю без опосредствующих (промежуточных) звеньев. В такой структуре руководитель единолично несет, ответственность за всю деятельность подчиненных и сам осуществляет во всей полноте управленческие функции.

Линейные структуры несмотря на очевидную простоту, с той же очевидностью являются полностью несостоятельными, когда цели и задачи системы управления сложны и дифференцированы, а число исполнителей велико. Поэтому в подавляющем большинстве случаев современные системы управления имеют более сложную функционально-иерархическую структуру, в которой между руководителем и непосредственными исполнителями находятся несколько промежуточных управленческих уровней. Такая форма позволяет поручить руководителям промежуточных рангов определенные специализированные управленческие функции, обеспечить слаженную работу многочисленных организационных подразделений, рационализировать и упростить деятельность верховного руководителя, сведя его непосредственные контакты к общению с заместителями по различным специализированным направлениям.

Эффективность иерархической  структуры управления определяется, в первую очередь, адекватным стоящим перед ней целям количеством и качеством уровней и элементов. Как недостаточная дифференцированность структуры, нехватка определенных звеньев специализации приводит к просчетам и промахам в практике управления, так и наличие и тем более избыток звеньев и подструктур, ставших ненужными в процессе развития системы, тормозит и усложняет, а порой просто запутывает и бюрократизирует управленческий процесс.

 

Как всякий социальный феномен, система управления выполняет ряд  функций по отношению к своему объекту.

Под функциями управления понимаются специфические виды управленческой деятельности, в своей совокупности работающие на реализацию целенаправленного воздействия на поведение и отношения индивидов. Среди базовых функций системы управления следует выделить организационную, планово-прогностическую, регулятивную, мотивационную и контрольную.

Организационная функция направлена на обеспечение упорядоченности действий исполнителей, преодоление или оптимизацию присутствующих в любой деятельности элементов хаоса и стихийности. Планово-прогностическая функция обеспечивает выработку перспективной стратегии управления на близкое и дальнее будущее, позволяет выявить и предвидеть ход и характер развития основных тенденций, присущих объекту. В задачи мотивационной функции входит стимулирование деятельности исполнителей, направленной на достижение поставленной цели. Контрольная функция состоит в проверке действенности управленческих решений и четкости их осуществления исполнителями.

Организационная функция  управления реализуется через выстраивание иерархической структуры и осуществление  определенных управленческих процедур в перспективе зависящей от поставленной цели стратегии. По мнению известных американских исследователей Т. Питерса и Р. Уотерме-на, организация как носитель и воплощение конкретных принципов управления представляет собой совокупность действия семи взаимосвязанных факторов: структуры; управленческой стратегии; системы и процедур управления; общих для коллектива исполнителей и руководителей всех уровней ценностных установок; навыков и умений, приобретенных руководителями и исполнителями и реализуемых в процессе совместной деятельности; выбранного управленческого стиля; подбора и расстановки участников процесса.12

Планово-прогностическая  функция управления заключается в том, что направленное осуществление действий человеческого коллектива строится на определенном понимании перспектив достижения цели. Любая человеческая деятельность осуществляется во времени, вписана в его течение и потому реализация ее конечной цели ожидает в близком или достаточно отдаленном будущем. А будущее по своей природе возможностно,  поливариантно. Всегда остается возможность, что цель и не будет реализована, что ситуация примет более или, наоборот, менее угрожающий для осуществления этой цели характер. Просчитывая все возможные варианты развития событий применительно к данной цели, мы тем самым создаем различные сценарии ее реализации. Такие сценарии называются управленческими стратегиями. Они представляют собой просчитанные последовательности шагов к достижению поставленной цели, учитывающие различные возможности развития ситуации.

Информация о работе Введение в социологию управления